Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Труд, как средство эстетического воспитания Чувство прекрасного возникает в процессе трудовой деятельности учащихся на уроках «Технологии». В процессе художественной обработки материалов учащийся получает наслаждение от результата творческих, физических и умственных усилий, от совершенства форм и содержания предметов своей деятельности, от преобразования им самим окружающего мира. Красота труда обнаруживается прежде всего тогда, когда его педагогическая организация рассматривается как определенная система со своей структурой и логикой развития. С этой точки зрения можно выделить несколько следующих основных структурных блоков: цель труда, процесс и содержание труда, результат труда, отношения учащихся в труде. Каждый блок должен нести эстетическую нагрузку в тесной взаимосвязи с соседними блоками системы. Цель труда - с его процессом, процесс - с результатом, результат - с общественными отношениями, общественные отношения - с качествами формирующейся личности учащегося. Правильно понять и педагогически эффективно использовать красоту каждого блока системы труда учащихся в их единстве можно лишь с позиции комплексного подхода. Рассмотрим кратко с эстетической точки зрения эти блоки педагогически организованного туда учащихся. Во-первых, цель труда, психологическая установка на труд. В этом блоке трудового процесса можно выделить несколько направлений комплексного воспитания. Можно рассмотреть цель труда как конкретное трудовое задание, которое необходимо выполнить; цель как личное духовное обогащение ребенка знаниями, навыками и способами творческой деятельности; цель как эстетическое развитие, умение видеть красоту окружающего мира, любоваться ею и переносить в свою творческую деятельность. Все эти направления педагогической работы нужно рассматривать как органическое единство. И вместе с тем важно видеть четкие грани этого единства. С малых лет дети должны осознавать значение труда, видеть его красоту и в доступных формах приобщаться к нему, ибо в современном обществе любой труд - не только долг и красота, но и средство, дарящее красоту. Школьник не может стать духовно богатым вне труда и помимо труда. Очень важно, чтобы в формировании общей установки учащихся на труд участвовали все средства массовой информации, в том числе литература и искусство. При всем хорошем и добром, что можно сказать о детской литературе, все же надо отметить, что в ней недостаточно внимания уделяется теме труда, его красоте и общественному значению. Показывая детей справедливыми и добрыми, некоторые авторы не исследуют подлинных источников развития этих качеств. Важно понять, что формирование социально ценных установок, мотивов, побуждающих детей к труду, есть единое и общее дело учителей, наставников, учителей всех предметов, родителей, а также литературы и искусства, общественности, средств массовой информации. Несколько иначе обстоит дело с постановкой цели. Как трудового задания. Понятно, что целевая установка должна быть осуществлена с учетом всех требований трудового обучения и воспитания. Если речь идет о занятиях в мастерских, то дети должны увидеть образцы того, что им предстоит совершить, опробовать отдельные элементы трудового действия и т.п. Вместе с тем и в деловой установке, в нередко сухом инструктаже должна ясно звучать эмоциональная нота, формирующая эстетическое отношение к предстоящему делу. Перед началом работы у детей должна быть перспектива радости, установки на красоту: не только кто больше сделает, но и кто выполнит задание красивее, затем приведет в порядок свое рабочее место. Если трудовая деятельность в коллективе организуется как соревнование, одним из важнейших показателей учета должна быть красота. Именно она в процессе труда и побуждает детей к творчеству. Эстетическая ценность конкретной цели трудового задания обеспечивается еще и постановкой внутренней перспективы для детей. Трудовая деятельность, формируя сноровку, систему умений, позволяет ребенку утвердить себя, как личность, почувствовать себя сильным, ловким, умелым. Дети, особенно подростки. Очень гордятся тем, что они уже умеют делать, видя в этом свое приближение к взрослости. Кроме того, всякий трудовой успех - это победа, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление трудностей и собственных слабостей. Наконец, приобретение навыка в том или ином деле, свободное владение им создают самые благоприятные условия для свободного творчества и самовыражения. Наконец, установка на конкретное задание в процессе труда преследует и чисто эстетические цели. Ребенок постоянно живет в окружении красоты : он слышит пение птиц, наблюдает красоту неба, леса, лугов и реки, он любуется красотой вещей, изяществом их форм, соприкасается с миром искусства и спорта, оценивает поведение людей. Однако далеко не всегда ребенок восприимчив к красоте. Красочный мир нередко кажется ему бесцветным именно потому, что у него отсутствует установка на цветное восприятие, он не слышит музыки леса или поля, поскольку нет установки на слушание музыки. А между тем виднее, ощущение, восприятие красоты мира доставило бы ему не только непосредственное эстетическое удовольствие, но и привнесло бы в творческую деятельность новые цвета и формы. Вот почему давая конкретное трудовое задание, важно побудить ребенка к воспоминанию о виденных им в природе, в окружающей действительности формах, о прекрасных и тонких сочетаниях красок, о моделях тех или иных сооружений. Таким образом, чтобы быть воспитательно эффективной. Цель труда учащихся и его красота должны раскрываться перед школьниками во всем их многообразии и величии. Второй блок организованного труда учащихся, рассмотренный с эстетической точки зрения, - это сам процесс труда. Процесс труда у учащихся должен быть эстетическим в том смысле, что, выполняя любую работу, они должны иметь в своем сознании, в представлении и воображении идеальный образ исполнения. Труд воспитывает не тогда, когда учащийся просто совершает какие-либо движения, а когда направляет эти движения на воплощение идеала прекрасного исполнения. Всякий труд, особенно претендующий на эстетическую оценку, начинается с организации труда и рабочего места. Сколько эстетически, практически и воспитательно было загублено дел в школе именно из-за безалаберной организации труда и рабочего места! То не хватает инструмента, то своевременно не проведен инструктаж и ребята приступили к работе нерационально, то не хватает четкой согласованности, взаимной ответственности в действиях, что приводит к простоям, то не ведется никакого учета труда. Закономерно возникает неорганизованность в труде, влекущая за собой эстетическое отвращение к нему. С нравственно-эстетической точки зрения гораздо полезнее освободить детей от труда, чем подойти к его организации безответственно и воспитывать призрение к труду. Итак, первое условие эстетики процесса физических действий - четкая организация труда и рабочего места. Важным элементом процесса труда, вызывающим эстетические ощущения, является отработка навыка, что освобождает сознание ребенка от необходимого контроля за каждым действием, побуждает к осмыслению всего процесса, реализации и творчеству. Эстетическая роль отработанного навыка в том , что благодаря ему в труде возникает четкость, определенность действий, ритмичность, соответствующая ритму жизни и деятельности организма и потому обеспечивающая равномерную затрату энергии и ее восстановление, усталость и отдых. Отработанность навыка рождает ловкость в движениях, развивает интуицию, умелое распределение и экономию сил, ощущение собственного мастерства, раскованности, уверенности в себе и своих силах. Такое самоутверждение дает только труд. Красота физических движений рождает духовную, внутреннюю красоту, способную проявляться в ритме, ловкости, четкости, радости самоутверждения, способную восприниматься другими людьми как эстетическая ценность. В процессе любого труда школьник должен учиться, творчеству, творческому подходу: в организации труда, в конструировании, в дизайне, в создании новых композиций, форм, цветовых решений и иных решений. Творческое отношение учащегося к труду является тем эстетическим моментом, который рождает ощущение красоты и делает труд прекрасным. Третий блок эстетики труда - это результат трудовой деятельности, выражающийся в законченном предмете. По результату труда можно судить о состоянии организации и степени эстетического развития личности. Учащемуся нужно доказать, что все. Что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и потому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. Любой предмет и любая поделка имеют не только потребительскую, но и духовно-эстетическую ценность. Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о том. Удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач трудового и эстетического воспитания состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Закон единства труда и красоты состоит в том, что это не два искусственно соединяемых процесса. А органическая взаимосвязь. Стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, учащийся делает ее эстетичнее. Продумывая исполнение изделия «по законам красоты», стремясь сделать его учащийся должен найти более совершенные формы, сделать изделие удобное в эксплуатации. Поэтому учитель технологии ответственен не только за обучение навыку, но и за развитие творческого эстетического чувства, за понимание ребенком гармонии процессов творческого труда. Педагогически целесообразно и важно сравнивать, сопоставлять и анализировать результаты труда учащихся. Причем обычно в учебном процессе существует довольно односторонняя критика. В которой сам учитель выступает как единственный и непогрешимый арбитр. Вместе с тем очень важно. Чтобы в поведении итогов различных трудовых дел участвовали дети, объективно оценивающие результаты работы своих товарищей и свои собственные. Сам факт самооценки, критики и самокритики. Участие в дискуссии не только развивает самостоятельность. Но и учит видеть конечный продукт труда с точки зрения эстетической. Учителю же такая оценка нужна не для того, чтобы сказать . что один ребенок делает хорошо. А другой - плохо. Она нужна для того, чтобы у каждого школьника найти положительное качество, стимулировать его к творчеству и подсказать, как можно выполнить работу еще лучше. В качестве последнего блока процесса труда необходимо рассмотреть характер отношений учащихся в труде и их влияние на формирование личностных качеств каждого ребенка. Чтобы формировать нравственно-эстетические отношения в детской среде, активно влиять на личностные качества школьников, трудовой процесс должен представлять собой единую, целостную, практически четко и эстетически последовательно организованную систему. Чтобы труд по характеру своих деловых и нравственно-эстетических отношений был воспитательно эффективен, учитель в качестве цели воспитания одновременно должен рассматривать и коллектив, и личность ребенка. Логика тут простая: личность формирует свои качества в процессе деловых и дружеских коллективных отношений, а отношения улучшаются в результате совершенствования личности. Отношения детей в коллективном труде постоянно совершенствуются тогда, когда во-первых, четко обозначена перспектива труда, когда результат труда общественно полезен и экономически эффективен. Создание важности и общественной значимости дела рождает сознание его необходимости и ответственности. Во-вторых, красота отношений детей рождается в четкой организации труда. Если организация безалаберна, труд аритмичен, возникают простои, а на брак не обращают внимания, не только рождается безответственность, но и происходит распад отношений с одновременным распадом личности. В таких условиях процветает разгильдяйство, у ребят развиваются лень, стремление к праздности, желание словчить и увильнуть. Иное дело — четкая организация работы. Выполнение единых требований, строгий режим труда и учет сделанного. Все это рождает отношения взаимной требовательности и коллективной ответственности, организованность и дисциплину. Творческое отношение к работе и дружескую взаимопомощь. Товарищеские дружеские отношения становятся на прочный фундамент коллективно-трудовых, деловых отношений. Красота организации труда и четкость трудовых отношений укрепляют в школьнике лучшие личностные качества, рождают нравственную красоту личности. Весь педагогический смысл организации труда учащихся как раз в том и состоит, чтобы не только развивать у учащихся трудовые навыки и трудолюбие, а прежде всего формировать и совершенствовать нравственную красоту личности. Таким образом, очевидно, что весь процесс труда, будь то учебный труд на уроке, общественно полезная деятельность или производительный труд детей имеет эстетический аспект. Эстетическую сущность, вне которой невозможно достаточно полно исчерпать воспитательный потенциал труда. Вместе с тем очевидно и то, что для эстетически правильной организации процесса труда должна быть осуществлена совершенно определенная подготовка учителей труда. В их подготовку как необходимый элемент должны войти вопросы технической эстетики, дизайна. Прикладного искусства. Но это только одна, можно сказать, техническая сторона вопроса. Другая сторона - нравственно-эстетическая. Учитель технологии не только должен знать об эстетическом воспитании, но и получить необходимые знания в области различных видов современного искусства, неразрывно связанного с трудом, произведениями литературы, живописи, кинематографии, театра, музыки. Только владея этим духовным богатством, учитель не сведет процесс трудового обучения детей к овладению узкопрофессиональными навыками, а будет стремиться организовать его как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую личность. | |
Просмотров: 4006 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|