Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Инновационная образовательная программа «Служу Отечеству пером» как средство развития целостного мировоззрения младших школьников
Е.Н. Линникова, Е.А. Согрешилина, М.В.Толмачева

Инновационная образовательная программа «Служу Отечеству пером» как средство развития целостного мировоззрения младших школьников

Мы живем в информационном обществе. Ежедневно и ежечасно на ребёнка обрушивается лавина разной информации, внося хаос в его неокрепшее сознание. Важно помочь ребёнку выбрать в этом потоке правильные ориентиры и выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Главный из них – осознание Добра как синтеза всех нравственных ценностей человечества. Поэтому нашей школой в качестве дополнительного образования вот уже второй год внедряется проект «Мы строим Добрый мир». В его основе – программа «Служу Отечеству пером» по основам детской журналистики. Она реализуется на базе начальных классов. Педагогами апробируются государственные стандарты второго поколения, где помимо основных задач обучения школьников, учителя активно занимаются дополнительным образованием. Одно из выбранных направлений – детская журналистика – ниша, где дети лучше развивают свое творчество.
Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» создает условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью, способствует выработке аналитического склада ума, трудолюбия. Кроме того, она позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения детей, формирует активную гражданскую позицию. Данная программа способствует успешному вхождению в социум, а значит, отвечает практическим интересам личности. Она помогает преодолевать однобокость и фрагментарность мышления, способствует выработке целостного мировоззрения.
Целью программы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Программа составлена по принципу типовой. Она имеет связь с базовыми предметами: литературой, риторикой, русским языком. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты, сборника детских работ « Творческие россыпи», размещение детских работ на страницах городских газет, в детских периодических изданиях и детского журнала «Добрята» города Томска. Программа построена так, чтобы ученики, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения включились в журналистское творчество.
Учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов». Такая игра полезна тем, что дает возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. Содержание учебного материала имеет предпрофильную направленность, что является новизной для обучающихся.
Реализация программы дополнительного образования «Служу Отечеству пером» рассчитана на четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала и видов практических работ. Следует отметить, что выбор аудитории для реализации проекта не случаен, так как именно в младшем школьном возрасте дети ведут себя естественно и раскрепощёно. Они более открыты ко всему новому, горят творческими идеями, мыслят свободно. Программа нашла живой отклик в сердцах педагогов – практиков. В рамках мастер-классов, организованных для учителей школы, мы продемонстрировали, как использовать игру, диалог и базовые знания ребят для их дальнейшего развития. Нередко занятия по основам детской журналистики проводятся с использованием информационно- коммуникативных технологий.
Предлагаем рассмотреть на конкретном примере.
Разработка занятия по теме: «Огоньки радости»
Основные задачи:
-подвести к осознанию чувства радости как созидательной силы;
-подтвердить это осознание сказкой;
-учить видеть в простой сказке глубокую мудрость, помогающую человеку в жизни.
Оборудование:
плакат с названием темы «Огоньки радости»; рисунок Земли; цветы, вырезанные из бумаги.
Музыкальный ряд:
песня «Волшебный цветок» из мультфильма «Шелковая кисточка», вальс «Тот самый Мюнхгаузен», «В мире животных» оркестр Поля Мориа.
Ход занятия
I Вводная часть.
Приветствие (слайд 1)
Минутка тишины (слайд 2)
Говорят, что когда любовь приходит, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случиться чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускаешься ниже и ниже, и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… А теперь представьте, что он раскрыл лепестки… И из него идет Свет Любви. Он доходит до вашей мамы… до папы… до вашего друга, где бы вы сейчас не находились. До всех людей во всем мире … А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах.
Хоровая речевая разминка (слайд 3)
Утром ранним я встаю
Песню звонкую пою.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, Родина моя!
II. Основная часть
Работа со сравнениями.
- Ребята, мы хором прочитали приветствие миру. Скажите, пожалуйста: какое чувство возникло после нашего чтения? (ответы детей.)
- Можно сказать, объединив все ваши ответы, что это чувство радости? Да. От чего же оно возникло, давайте поразмышляем. Мы просто все хором говорили слова. Значит, от слов? От каких? (Дети называют особенно понравившиеся слова.)
- Отсюда можно сделать вывод, что слова влияют на нас, на наше сознание?
-Да. Тогда если мы хотим, чтобы люди были радостными, мы как журналисты, то должны делать? (Ответы детей.)
- Скажите: какой звук в приветствии звучит радостнее, ярче, сильнее других?
- Конечно, звук «Р». Какой он? Сильный, растущий, родной, радужный, разноцветный, радостный!
Знакомство со сказкой «Огоньки Радости» (слайд 4).
- Во все времена люди понимали значение и пользу радости. Мудрецы говорили, что радость – особая мудрость. Есть одна очень интересная индийская сказка. Она так и называется – «Огоньки Радости». Откройте тетрадь и послушайте её, пожалуйста. (Учитель рассказывает сказку.)
Работа по содержанию сказки.
- Ребята, как вы думаете, кто такая Лакшми? Когда она встаёт, всё расцветает, а уходит – наступает ночь. Конечно, Лакшми – это солнце. А солнце в Индии называли Матерью.
- Тогда что же такое сад? Правильно, это сама планета Земля, А цветы? Дети! Получается, что дети – это люди будущего. А почему цветы огненные? Верно, потому что в каждом сердце человека ест и радость, и любовь, тогда действительно будут исполняться все добрые желания. А Земля станет для всех цветущим садом. Очень красивое стихотворение о радости написал Борис Икрянов. Послушайте, пожалуйста. (Чтение стихотворения на стр. 25.)
- Что имеет в виду автор, когда пишет «Радость струится с неба потоком? От чего ему так хорошо?» (Ответы детей.)
Физминутка.
- Сейчас представьте, что мы находимся в прекрасном саду. У каждого из нас есть здесь свой аленький цветок. Давайте понаблюдаем, как наши цветочки распускают лепесточки. Прошу всех встать. Наши ручки будут цветочками. Поднимаем вверх. Теперь будем хором говорить и изображать действия.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышет
- Необыкновенно красивы наши цветы, я даже ощутила их тонкий аромат. А вы?
Практическая работа (флип-чарт)
А теперь все вместе давайте создадим замечательный сад Лакшми, где цветы посылают огненные фейерверки и птиц добра. Ведь в этой сказке – мечты людей о том, какой может стать наша планета. (Дети получают вырезанные заранее цветы, на которых пишут своё имя, и приклеивают их на изображение планеты Земля.)
Разучивание песни, работа в тетради.
- Настало время оживить сад Лакшми. Мы раскрасим рисунок и добавим на нем свои цветы. При этом мы будем напевать знакомую песенку. (Звучит песня «Волшебный цветок».)
III. Завершение занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Мы посадили – нарисовали прекрасный сад. В нем растут изумительной красоты волшебные цветы. У нас радостное настроение. И это очень хорошо. Спасибо, до свидания и радости вам!

Такими замечательными, теплыми словами заканчивается каждое занятие. Использование разнообразных методов и приемов позволяет вызвать у детей живой интерес и желание к дальнейшему освоению программы.
Так на будущее закладывается модель выпускника начальной школы. Гражданина, который любит свою Родину, является патриотом своей страны; человеком, владеющим информацией и свободно ориентирующемся в информационном обществе, который может реализовать себя в современной жизни. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому задача обучения основам детской журналистики является актуальной.

Список используемой литературы
1. Проект «Школьная газета в начальных классах.- Томск. Издательство «Твердыня», 2009г.
2. «Служу Отечеству пером». Образовательная программа по основам детской журналистики. - Томск. Издательство «Твердыня», 2008г.
3. Учебник добрых знаний: Тридцать уроков по Основам Миропонимания. / Сост. Барышникова Л. -Томск, 2000г
4. Уроки человечности: авторские программы по духовно – нравственному развитию личности. Даутова А.К. - Алматы., 2001г
5. Я - Человек: Пособие для занятий по духовно – нравственному развитию личности / Сост. Даутова А.К. – Алматы., 2000г

Категория: Профессиональное образование | Добавил: Lenochka (2011-02-19) | Автор: Lenochka E
Просмотров: 3533 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru