Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Библиотечный репетитор
БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР
Цель: Углубление знаний о книге, привить любовь к книге, культурному чтению.
Цитата: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». (К.Д. Ушинский)

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки. Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
У каждого библиотекаря, взявшегося за обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний, неизбежно возникнет множество вопросов, которые начнутся со слова "как". Как распределить тематику по классам? Как выстроить последовательность занятий? Как заинтересовать в нем школьников? Наконец, рано или поздно перед каждым школьным библиотекарем встает вопрос вопросов: как успеть? Как успеть раскрыть все темы во всех классах?!
Как правило, приходится идти на компромисс и чем-то ограничиваться. Реальность заставляет ориентироваться либо на определенный возраст, либо сужать круг тем. Ни то, ни другое не является удовлетворительным выходом из положения. Если больше времени уделять школьникам начальных классов, без внимания остаются подростки. С одной стороны, культуру чтения нельзя оставлять "на потом", ее следует осваивать одновременно с техникой чтения. Но, с другой стороны, учащимся средних и старших классов необходимы многочисленные и разнообразные читательские навыки – для них занятия приобретают еще большую актуальность. Если сузить круг тем, то каким из них отдать предпочтение, ведь культура чтения – единое и гармоничное целое, комплекс взаимосвязанных умений?
Подобная проблема возникнет неизбежно, а положение и в самом деле окажется и безвыходным и безнадежным, если... не использовать единственный метод обучения – устную, урочно-лекционную форму. Краткий курс библиотечных знаний для детей представляет Библиотечный Репетитор. Его "уроки" оформлены в виде отдельных текстов, каждый из которых посвящен какому-либо предмету библиотечно-информационной среды или действиям с ним (например, навыкам поиска и выбора).
Библиотечный Репетитор предлагает сочетать: устное слово и письменные тексты; урочно-лекционную форму обучения и самообразование – самостоятельную работу учащихся с инструктивными материалами; работу с классом и индивидуальное обучение.
Тот, кто еще не представил себе библиотечную инструкцию, легко поймет, о чем идет речь, вспомнив знакомые каждому примеры: "Правила пользования библиотекой" или стенд типа "Как пользоваться каталогом". Читателю-ребенку не всегда понятна предметная среда библиотеки. Инструкции Библиотечного Репетитора предназначены для того, чтобы ввести его в мир библиотечных реалий, облегчить их освоение. Инструкция (руководящее указание, подробное наставление, свод правил для выполнения чего-либо) является одной из основных словесных форм обучения. Каждый текст Библиотечного Репетитора и представляет собой такое руководство: в нем указываются особенности, отличительные черты описываемого предмета, излагается порядок и правила его использования. Раскрывая перед школьниками премудрости пользования библиотекой, он рассеет и его опасения относительно загадочности, сложности или непостижимости этого мира.
Библиотечный Репетитор видит свою цель в том, чтобы убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы. Если, самостоятельно выучив его урок, ребенок попытается самостоятельно действовать, Библиотечный Репетитор достиг своей цели! Все тексты, различные по темам, стилю изложения и интонации, должны быть составлены по определенному плану. В каждом из них есть обязательные составляющие, Написаны они так, чтобы: привлечь внимание к предмету, то есть мотивировать ребенка к действию с ним; объяснить его назначение, дать представление о способе пользования, пояснить, в каких случаях это делается; описать последовательность действий, чтобы читатель мог самостоятельно оперировать, предметом.
Тексты-уроки Библиотечного Репетитора ориентированы на детей средних и старших классов. В его задачу входит не подготовка специалистов библиотечного дела, а грамотных пользователей. Раскрывая понятия нужно стараться свести к необходимому минимуму профессиональные термины! Специальная терминология по возможности должна заменяться, описаниями, примерами и т.п. Для того чтобы тексты лучше воспринимались, они обращены непосредственно к ребенку – Репетитор беседует, обращаясь лично к каждому. Он объясняет непонятное и говорит на обычном языке. Инструктивные тексты информативны, насыщены по содержанию, но кратки по форме – о предмете должно быть сказано главное. Сказанное же должно разместиться на одной странице, чтобы текст был обозрим и легко читался. Задача инструкции – отразить реальные условия библиотеки
Знакомясь с представленными инструкциями, вы обратите внимание на то, что они не содержат исчерпывающих сведений о предметах. Почему? Во-первых, это соответствует задаче материала – дать первоначальные представления, основы знаний. Во-вторых, они ориентированы не на конкретную, а на некую усредненную библиотеку. Составляя типовой текст, невозможно предугадать, какими составляющими в действительности наполнен, например, СБА в тысячах реальных библиотек, есть ли в них слоговые разделители в алфавитном каталоге, картотека заглавий художественных произведений и пр. Условия пользования библиотекой для читателя всегда сугубо конкретны, в инструкциях он должен найти абсолютное соответствие реалиям знакомой ему обстановки. В зависимости от условий, текст инструкций надо видоизменять.
Рассмотрим самые важные из них. Первое – цели и задачи обучения. Какие цели вы ставите при обучении детей читательской культуре, и каких конкретных результатов хотели бы добиться с помощью письменных инструкций – вопрос ключевой. Одно дело, если вы систематически и планомерно проводите занятия с классами, – в этом случае тексты послужат дополнением к ним. Но чем меньше у детей возможности получить соответствующую информацию, тем активнее следует использовать инструкции. В подобной ситуации их роль значительно возрастает, следовательно, их должно быть больше по количеству, тематику они должны освещать более глубоко и разносторонне, методы передачи знаний и педагогические приемы должны быть более разнообразными. Второе – знание предмета и педагогические способности библиотекаря. Попробуйте определить уровень своих знаний по культуре чтения. Подумайте, какими методами обучения владеете хорошо, занятия по каким темам проходят у вас особенно удачно. Все, что получается хорошо, вам лучше делать самостоятельно, к помощи же Библиотечного Репетитора прибегать в тех случаях, когда предмет еще не вполне вами освоен. Прикиньте также, насколько вы загружены и сколько времени реально можете посвятить обучению культуре чтения. Словом, взвесьте свои личные возможности. Третье – отличительные особенности читательской аудитории. Четвертое – реальные возможности помещения. Конечно, стремиться следует к идеальному варианту – создать в библиотеке специальную зону, где читатели могли бы постоянно пополнять свои знания по всем вопросам культуры чтения. Если это недостижимо, значит, следует поискать какие-то резервы в уже сложившемся интерьере, найти для инструкций подходящее место, соотнести их размеры и форму с размерами помещения. Таким образом, поразмыслить надо о том, как естественным и приемлемым для детей образом ввести инструктивные материалы в повседневную жизнь библиотеки, в читательский обиход и сделать органической частью информационной среды. Пятое – реальные возможности финансирования. Инструкции можно выполнить более крупным шрифтом, в цвете. Чтобы материалы по культуре чтения были выполнены с хорошим вкусом, выглядели эстетично (а это обязательно), привлекательно, оригинально, могут понадобиться затраты на материалы и оплату работы художника. Если средства и техника позволяют, очень хорошо было бы копировать тексты для раздачи и индивидуального использования.
Теперь перечитаем варианты инструкций и сравним их между собой. Проанализировав их, вы, конечно, отметили и некоторое сходство содержания текстов на одну тему и обратили внимание на различия в их стилистике. Так, пример текста "О теме и цели чтения" – абстрактный, но он рассчитан на работу воображения и читательские впечатления ребенка. Такие ситуации дети видели – в библиотеке, возможно, переживали и сами – зрительный образ поможет им осмыслить суть происходящего. Текст ведет от наблюдения, от описания внешнего к познанию сути явления. Текст "Правила поиска информации" строится на примере популярного литературного героя. Если так можно выразиться, это двойной пример – не только для пояснения, но и для подражания. А чтобы подражание не было слепым и бездумным, текст разъясняет сильные и слабые стороны в действиях Гарри Поттера, сравнивая их с эталоном – правилами поиска информации; Сравнение – это еще один прием передачи знаний для усиления контраста между целенаправленным и нецеленаправленным читательским поведением.
Что следует учесть, начиная работу с инструкциями? Вы познакомились с текстами инструктивных материалов и некоторыми особенностями их составления. Они говорят о том, что перед читателем они могут предстать в самом разнообразном виде и возможности их использования чрезвычайно широки. Таким образом, мы подходим к очередному из серий вопросов, начинающихся со слова "как". Должно быть, у вас он уже созрел: "Как мне их использовать?". Да, дело теперь за вами: надо принять обоснованной решение о наилучшем в условиях вашей библиотеки варианте применения инструктивных текстов и наметить план действий для их внедрения. Инструкции должны быть составлены в расчете на самостоятельную работу детей, но это не значит, что достаточно просто иметь их в библиотеке. Не удивляйтесь, если читатели не заметят аккуратной папочки с ними. Не возмущайтесь, если их внимание не привлечет прекрасно выполненный стенд. Не уповайте на то, что интерес к ним возникнет у детей сам по себе, – так не бывает. Само по себе ничего не произойдет, интерес надо вызвать и направить. Нужно иметь в виду - инструкции заработают только после того, как вы специально (возможно, неоднократно) обратите внимание школьников на них. Действенными они станут лишь при условии, что вы объясните их назначение. Их эффективность станет ощутимой в случае, если вы растолкуете, какая от них польза. Не сделаете этого, вас ждет разочарование – они останутся невостребованными.
Итак, ваша задача – продумать, как ввести инструктивные материалы в повседневный обиход библиотеки и сделать работу с ними нормой к обоюдной выгоде читателя и библиотекаря.

Примеры инструкций:
Инструкция №1
О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на нее указал.
Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секреток поиска? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: "Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме – хочу устроить своему щенку удобное жилье".
Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому читателю – тот был готов к поиску только наполовину.

ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.

Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения. ТЕМА– это тот предмет, о котором ты хочешь читать.
Предположим, ты уже знаешь, О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься ее использовать.
Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ.
Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно. ДЕЙСТВУЙ!
ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ,
КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАЕТ!

Инструкция №2
ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ

Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями.
Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг "Гарри Поттер и Кубок огня" долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трех Волшебников? В ночь перед турниром "...Гарри с мыслью, что еще немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха".
Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки – опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации.
Вот они:
ПРАВИЛО № 1– читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМон будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ПРАВИЛО № 2– читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию. ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.
ПРАВИЛО № 3– читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.
ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.
Правило № 1 кажется легко выполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри – ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это "вода", долго просматривал книги, но нужной так и не нашел.
Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли.
После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ – он "принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха". Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах – от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше.
Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать все – фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена – путь к ней оказался слишком долгам!
Как видишь, поиск информации – это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться. Пример Гарри Поттера показал нам, что:
– при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться только на собственные силы,
– поиск надо вести последовательно и по правилам,
– все три правила одинаково важны и каждое надо выполнить,
– чем больше тренируешься, тем лучше получается.

НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ –
БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР УВЕРЕН
И В ТВОЕМ УСПЕХЕ!

Категория: Профессиональное образование | Добавил: Gall (2011-02-26) | Автор: Мацукевич Галина Николаевна
Просмотров: 1821 | Теги: библиотека, библиотечные уроки | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru