Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Заведующая библиотекой ГУ СОШ № 1 г. Семей Соколова М.С. Необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности является информатизация обучающего процесса. Осуществление данного положения на практике привнесло в образовательные учреждения новые технологии: педагогические и информационные, в частности, интерактивные доски, мобильные компьютерные классы и другие возможности. Интернет стал распространенным явлением в школе. И, тем не менее, использование интерактивных технологий еще нельзя считать чем-то обыденным, освоенным и привычным. Интерактивные доски пока еще, не стали обыденным явлением в нашей школе, но именно их использование расширяет необыкновенно возможности современного урока. Работая над методической темой «Повышение библиотечно-библиографической и информационной грамотности школьников», я проводила библиотечные уроки, литературные игры, викторины и другие формы работы традиционным для библиотекарей способом, с помощью книжных выставок, иллюстраций, вспомогательных пособий. И если материал творчески грамотно подобран и умело, преподнесен библиотекарем, то он всегда вызовет интерес у ребенка. Однако, учащиеся начальных классов, а так же и среднего звена после 15 минут проведенного урока, иногда начинают отвлекаться, скучать и даже разговаривать. По проведенному устному опросу учеников 2-7 классов, было установлено, что наибольший интерес у учеников нашей школы (наверняка, не только нашей) вызывает работа с компьютером. Все ребята любят играть и работать на компьютере. Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски. Результаты урока приятно порадовали меня. Таким образом, желаемая цель была достигнута: ученики успешно приняли и осознали полученную информацию. На протяжении всего урока весь класс активно работал, все ученики успели задать вопросы и высказать свои мнения. И главное удалось привлечь их неустойчивое внимание к такой непростой теме урока! Могу сказать, обосновываясь на собственный опыт, что интерактивная доска имеет массу положительных моментов: она значительно повышает интерес к уроку и нравится детям; она существенно увеличивает темп урока, способствует более прочному запоминанию материала, вносит разнообразие в учебный процесс, позволяет детям принимать активное участие в уроке. Дополнительным положительным моментом данного опыта, является такой факт, что ученики данных классов, после проведенного урока, регулярно посещают библиотеку, их интересы стали более осмысленными и целенаправленными. Библиотечный урок «История создания книг и письменности» Цель: приобщение детей к чтению. Задачи: К занятию готовится открытый просмотр старинных книг, сохранившихся в школьной библиотеке и современных книг: «Из глубины веков в современность» На доске высказывания о книге: С книгой жить – век не тужить! - Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки: Склеена, сшита, - Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить. Книга поможет узнать обо всём: Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать научились не сразу. Слайд Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки. Слайд. Самая древняя и известная нам цивилизация – это древние шумеры. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки (слайд). Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. Слайд Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук (слайд).Такие рисунки, или символы, называются иероглифами. Слайд Но вот появились буквы (слайд). Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникло из древнего рисуночного письма. Слайд. Латинская буква “А”, возможно, произошла от старого рисуночного знака быка. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги. Слайд Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Слайд Позже люди из шкур животных стали делать пергамент. Он был лучше папируса, так как на нём можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать, резать. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книги. Правда, была такая книга тяжеловесной, огромной. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами. Драгоценными камнями, книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались. Слайд В России писали на коре берез (береста). По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток. Того, кто посмеет унести эти таблицы... пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит, а имя его и его наследников пусть Будет предано забвению в этой Стране... Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении книг из Ниневийской библиотеки. Изобретена бумага была в Китае, ученым Цай-Лунь. Слайд Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы. Слайд Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины. Слайд Около 1450 г. В Европе, Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Слайд Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой. На территории нашего государства при раскопках Иссыкского кургана была найдена серебряная чаша с загадочной надписью. А так же археологами были найдены каменные книги под открытым небом. Время их создания 7-9 век. Их называют орхоно-енисейские надписи. Таких книг найдено более 150. Слайд Как мы уже с вами знаем, с 10 века основным писчим материалом становится бумага. Вопросы учащимся: 1. Где появилась бумага? (в Китаи) С изобретением бумаги и книгопечатания выпуск книг увеличивался с каждым годом. Слайд. Семипалатинская библиотека имени Абая (бывшая Н. В. Гоголя) — старейшая библиотека Казахстана. Одним из первых посетителей общественной библиотеки был великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Абай засиживался в библиотеки до ночи. Слайд В настоящее время библиотека им. Абая является одной из крупнейших библиотек Казахстана с книжным фондом свыше 362870 экз. В фонде библиотеки хранятся такие редкие издания как «Всемирная история» К. Ф. Беккера 1845г., Федченко А .И. «Путешествие в Туркестан» т. 1-2 1882г., Тернау Б. «Особенности мусульманского права» 1892г., «Энциклопедический словарь» Брокгауз-Ефрона и др. Слайд В нашей школьной библиотеке, так же сохранились редкие экземпляры редких изданий, сейчас я вам покажу эти книги!: Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию. А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем? (Ответы детей) Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой. А вы знаете, как правильно обращаться с книгой? Ответы детей. Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга. Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплёт. Что же делать, если на улице дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? Конечно. Вы будете очень хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку. Ещё книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на её страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются, если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте книгу во время еды! Наконец, книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете? (Ответы детей). Да, совсем не сложно привести книгу к такому концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней толстые линейки, карандаши и прочие толстые предметы. Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки. Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме. Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место “временного проживания” - на столе или на книжной полке. В назначенный срок книги ждут в родном доме – библиотеке. А если вы не успели её прочитать? Не беда, придите в библиотеку и продлите её срок. Ребята, что нового узнали сегодня из нашего урока? Что показалось вам самым интересным? Что бы вы еще, хотели узнать о книгах, библиотеке? (Ответы, предложения детей) Наша встреча подошла к концу. | |
Просмотров: 4723 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|