Тренинг для учителей начальной школы. Тема: " Детское экспериментирование" Маркина Т.А. I. Введение. По мнению академика Н.Н. Поддьякова: «в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Эксперимент (опыт) – воспроизведение какого – нибудь явления экспериментальным путём, создание чего – нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?» В процессе экспериментирования дети учатся: Видеть и выделять проблему, ставить цель Решать проблемы Анализировать объект или явление Выделять существенные признаки и связи Сопоставлять различные факты Выдвигать гипотезу, предположение Отбирать средства и материалы для деятельности Осуществлять эксперимент Делать выводы Фиксировать этапы действий и результаты В методике проведения эксперимента можно выделить три этапа (приложение): 1. Подготовка к опыту: подведение учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство вещества, воспроизвести природные явления, выявить закономерности, понять сущность явления; подбор необходимого для опыта оборудования, его установка и проверка. 2. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и необходимых материалов; определение порядка проведения опыта и наблюдений; проведение опыта. 3. Анализ полученных результатов. В практике работы не всегда обращается внимание на фиксацию результатов опыта. А это очень важно, т.к. детей в большей степени интересует процесс, а не результат. Запись результатов помогает студентам сделать вывод по итогам самостоятельной деятельности. Учащимися 1-х классов были проведены эксперименты в ходе работы по темам исследования. Так, например, при изучении темы «Органы чувств», дети пытались определить на вкус различные вещества (вода, фрукты и т. д.); на ощупь узнавали предметы и строили пирамиды из кубиков; распознавали вещества по запаху; определяли на слух, какие предметы издавали звуки. Эти эксперименты помогли детям сделать вывод, что у человека есть помощники – органы чувств, которые помогают исследовать окружающий мир. (Демонстрация фотографий) При изучении темы «Термометр», эксперименты помогли детям понять, как работает этот прибор: термометр опускался поочерёдно в стаканы с горячей и холодной водой. Интересным был эксперимент по проращиванию семян. (Демонстрация фотографий). Второклассники проводили эксперименты по определению свойств воды, воздуха, почвы. Эксперименты могут быть самые разнообразные. Так, например, можно провести эксперимент с гортензией. Если растение перед цветением поливать раствором аммиачных квасцов (4г. на 1 л. воды), то белые цветки этого растения окрасятся в голубой цвет, а розовые – в сиреневый. Если поливать бальзамин водой, подкрашенной чернилами (красными, синими и т. д.), то стебель растения приобретёт синий или красный оттенок. Можно организовать эксперимент по выращиванию кристаллов. II. Эксперимент «Правый и левый мозг» Известно, что два полушария человеческого мозга работают по разному: левое полушарие отвечает за логическое и лингвистическое стороны умственных операций, а правое полушарие – за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения. При этом, те или иные поведенческие реакции могут строится по правому или левому типу. Эксперимент поможет определить, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. После каждого упражнения отмечайте буквами «П» или «Л», какой тип реакции – правый или левый – проявился у вас. Задание №1 Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Какой из двух больших пальцев оказался сверху? Отметьте тип реакции соответствующей буквой. Задание №2 Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете. Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза, то тип реакции – левый. Задание №2 Поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Задание №2 Аплодисменты. Хлопайте в ладоши. Обратите внимание, какая рука у вас оказывается сверху – правая или левая. По количеству правых и левых типов реакции вы можете определить свой тип межполушарной асимметрии. Приложение (схема) Этапы проведения эксперимента: Подготовка • Мотивация - подбор необходимого оборудования, его установка и проверка Проведение • Простановка цели • Проверка оборудования и материалов • Определение порядка проведения эксперимента • Эксперимент • Запись результатов Анализ результатов
|