Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Тренинг для учителей начальной школы Детское экспериментирование"
Тренинг для учителей начальной школы. Тема: " Детское экспериментирование"
Маркина Т.А.

I. Введение.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова:
«в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Эксперимент (опыт) – воспроизведение какого – нибудь явления экспериментальным путём, создание чего – нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.
Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?»
В процессе экспериментирования дети учатся:
 Видеть и выделять проблему, ставить цель
 Решать проблемы
 Анализировать объект или явление
 Выделять существенные признаки и связи
 Сопоставлять различные факты
 Выдвигать гипотезу, предположение
 Отбирать средства и материалы для деятельности
 Осуществлять эксперимент
 Делать выводы
 Фиксировать этапы действий и результаты
В методике проведения эксперимента можно выделить три этапа (приложение):
1. Подготовка к опыту: подведение учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство вещества, воспроизвести природные явления, выявить закономерности, понять сущность явления; подбор необходимого для опыта оборудования, его установка и проверка.
2. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и необходимых материалов; определение порядка проведения опыта и наблюдений; проведение опыта.
3. Анализ полученных результатов.
В практике работы не всегда обращается внимание на фиксацию результатов опыта. А это очень важно, т.к. детей в большей степени интересует процесс, а не результат. Запись результатов помогает студентам сделать вывод по итогам самостоятельной деятельности.
Учащимися 1-х классов были проведены эксперименты в ходе работы по темам исследования. Так, например, при изучении темы «Органы чувств», дети пытались определить на вкус различные вещества (вода, фрукты и т. д.); на ощупь узнавали предметы и строили пирамиды из кубиков; распознавали вещества по запаху; определяли на слух, какие предметы издавали звуки. Эти эксперименты помогли детям сделать вывод, что у человека есть помощники – органы чувств, которые помогают исследовать окружающий мир. (Демонстрация фотографий)
При изучении темы «Термометр», эксперименты помогли детям понять, как работает этот прибор: термометр опускался поочерёдно в стаканы с горячей и холодной водой.
Интересным был эксперимент по проращиванию семян. (Демонстрация фотографий).
Второклассники проводили эксперименты по определению свойств воды, воздуха, почвы.
Эксперименты могут быть самые разнообразные. Так, например, можно провести эксперимент с гортензией. Если растение перед цветением поливать раствором аммиачных квасцов (4г. на 1 л. воды), то белые цветки этого растения окрасятся в голубой цвет, а розовые – в сиреневый. Если поливать бальзамин водой, подкрашенной чернилами (красными, синими и т. д.), то стебель растения приобретёт синий или красный оттенок. Можно организовать эксперимент по выращиванию кристаллов.
II. Эксперимент «Правый и левый мозг»
Известно, что два полушария человеческого мозга работают по разному: левое полушарие отвечает за логическое и лингвистическое стороны умственных операций, а правое полушарие – за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения. При этом, те или иные поведенческие реакции могут строится по правому или левому типу. Эксперимент поможет определить, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. После каждого упражнения отмечайте буквами «П» или «Л», какой тип реакции – правый или левый – проявился у вас.
Задание №1
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Какой из двух больших пальцев оказался сверху? Отметьте тип реакции соответствующей буквой.
Задание №2
Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете. Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза, то тип реакции – левый.
Задание №2
Поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая.
Задание №2
Аплодисменты. Хлопайте в ладоши. Обратите внимание, какая рука у вас оказывается сверху – правая или левая.
По количеству правых и левых типов реакции вы можете определить свой тип межполушарной асимметрии.

Приложение (схема)
Этапы проведения эксперимента:

Подготовка
• Мотивация - подбор необходимого оборудования, его установка и проверка
Проведение
• Простановка цели
• Проверка оборудования и материалов
• Определение порядка проведения эксперимента
• Эксперимент
• Запись результатов
Анализ результатов

Категория: Профессиональное образование | Добавил: Тома (2011-04-05) | Автор: Маркина Тамара Анатольевна
Просмотров: 1925 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru