Тренинг для учителей начальной школы «Способы развития логического мышления младших школьников» Маркина Т.А. Предоценивание «Муравейник» Деление на 2 группы (по цвету) Обсуждение каждой группой вопросов (см. далее) Перемещения (после каждого обсуждения): «жёлтые» – по часовой стрелке, «синие» – против часовой стрелки Перекрёстное обсуждение: какой вопрос был наиболее трудным? Вопросы: 1. Какие первые шаги Вы предпринимаете для решения проблемы? 2. Что такое логика? 3. Какие виды мышления имеют место в учебном процессе? 4. Что такое мышление? 5. Когда о мышлении можно сказать, что оно логическое? 6. Что такое логическая задача? 7. С чего надо начинать решение логической задачи? 8. Что такое мысль? 9. Чем похожи различные виды мышления? 10. Почему процесс мышления нуждается в систематическом развитии? 11. Что помогает ребёнку решить проблемную задачу? 12. Какие дидактические приёмы помогают развивать логику? 13. Какие проблемные вопросы заставляют ребёнка мыслить? 14. Что общего между анализом и синтезом? 15. В чём особенность диалектического мышления? Сравните понятия (диаграмм Венна): Чем «думание» отличается от мышления? Вывод: «Думание» – бесцельно, непроизвольно, не даёт продукта (воспоминания, представления, воображение…). Мышление - дисциплинировано целью, организовано, даёт продукт. Мнения учащихся: Что такое мысль? 2 классы «…идея; ум, разум; то, что приходит в голову; воображение; думание; долгие размышления в голове; смекалка; то, что мы думаем; память…» 3 классы «…идея; то, о чем человек думает; желание думать; разум мозга; фантазия; это, когда долго думаешь, а потом говоришь то, что у тебя в мозгу…» 4 классы «…идея; собственная идея; внутренняя идея; разум; слова человека, которые нельзя услышать; то, что приходит к нам в мозг при каждом движении; то, что возникает в голове; это время, когда мы думаем, в голову приходит новое полезное…» Что такое логика? 2 классы «…такое занятие для ума; сложность; это умножение и деление …» 3 классы «…хитрость; наука …» 4 классы «…усложненная мысль; творческое мышление; задание на контрольной; это то, что мы решаем …» Для чего нужна логика? 2классы «… думать задания; учиться делать сложные задания; понимать задачи; делать что-то новое чтобы не быть глупым ботаником; развивать ум человека; это слишком сложное для разумных ответов …» 3классы «… чтобы быть умным; чтобы добиться успеха; для решения в голове; чтобы учиться; для мыслей; развивать мозг …» 4 классы «… для развития мозга; чтобы быть грамотным…» Что такое мышление? Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Какие виды мышления вы знаете? Виды мышления Словестно-логическое Дедуктивное Наглядно-образное Теоретическое Практическое Эмпирическое Аналитическое Интуитивное Реалистическое Математическое Литературное Техническое Мозговой штурм: запишите мыслительные операции, действия, виды деятельности, которые работают на: Приобретение знаний Восприятие Применение Анализ Синтез Оценка Диалектическое мышление Метапознание (Свободное общение, обмен мнениями, изложение на бумаге) Логическая задача Собрался Иван –царевич на бой со Змеем Горынычем, трёхглавым и трёххвостым. «Вот тебе меч-кладенец – говорит ему баба Яга. – Одним ударом ты можешь срубить либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Но запомни: срубишь один хвост – два вырастут, срубишь два хвоста – голова вырастет, срубишь голову – голова вырастет, срубишь две головы – ничего не вырастет.» За сколько ударов Иван – царевич может срубить Змею все головы и хвосты? Работа в группах Решение задачи Презентация Составление цепочки логических рассуждений, позволяющих дать ответ на вопрос задачи Как решить нестандартную задачу? Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и взрослого, неграмотного и учёного: усмотрение противоречия («Что-то не так, что-то не то»), сопровождающееся тревогой, отрицательным эмоциональным состоянием; осознание проблемы и желание её разрешить в эмоциональном плане порождает интерес, мотивацию к решению; поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарование; момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом; проверка решения (у детей не обязательна, если найден ответ, даже неверный, удовлетворяет ребёнка; чаще всего дети за подтверждением обращаются ко взрослым). Эмоциональное состояние – чувство удовлетворения при правильном решении или досады, если ответ неправильный. Практикум: мыслим логически Выберите 2 карточки разных цветов (ситуация, ответ) В каждом из следующих высказываний найдите логическую ошибку Презентуйте свой ответ Заслушайте оппонентов, обсудите мнения Ситуации, в которых допущены логические ошибки 1. «Ты не должен жаловаться на то, что тебе приходится идти километр пешком до школы. В свое время я в снегопад проходил восемь километров, чтобы попасть в школу.» 2. . «Если вы съедаете в день по яблоку, то всегда будете здоровым». «Пчела не может ужалить вас, пока вы сдерживаете дыхание». «Если у вас чешется правое ухо, то это означает, что кто-то говорит про вас что-то хорошее, если же у вас чешется левое ухо, то, значит, кто-то говорит о вас что-то плохое». 3. «Ваша Честь, этот человек является главарем организации, поскольку его книга имеет широкое распространение в этих кругах. Если бы он не был авторитетом, то его книга не котировалась бы так высоко». 4. «Если я угощу завтраком вице-президента, то ему понравится мое предложение». 5. «Я больше никогда не пойду в тот магазин, потому что вчера я купил там несвежее мясо, а это говорит о том, что они постоянно продают несвежее мясо». Предполагаемые ответы 1. Неправильное проведение аналогий с присутствием личного напора. Времена изменились, а вместе с ними изменились и взгляды на этот вопрос, поэтому проведение такого сравнения неуместно. Пожилой человек пытается уйти от обсуждения проблемы, делая упор на личный фактор. Это проявляется в том, что ребенок не заслуживает более внимательного отношения и вполне может отшагать километр для того, чтобы попасть в школу. 2. Все эти высказывания являются типичными примерами суеверного поведения. В их основе может лежать, а может и не лежать конкретный достоверный факт. Очевидно, что все эти «выводы» были сделаны на основе установления сомнительной связи между поведением и последующими событиями. Человек, который сдерживал дыхание и тем самым якобы предотвратил укус пчелы, мог сделать это, к примеру, только лишь один раз, и поэтому это не может служить доказательством. Народная мудрость часто дает полезные советы, но в данном случае она представляет собой пример анекдотического суеверия. 3. Это классический пример применения спорного аргумента. В качестве доказательства используется тот факт, что книга обвиняемого широко используется в определенных кругах. Считается, что автор данной книги является авторитетом, но ведь это еще не доказательство его вины. 4. Уверенность в том, что вице-президент благожелательно отнесется к предложению, если суть этого предложения изложить ему за ланчем, является типичным примером суеверного поведения. Тот, кто так считает, мог видеть, как вице-президент возвращался с ланча с автором какого-нибудь предложения, которое было принято, но это еще не означает, что за ланчем вице-президент принимает все предложения. Однако если на вице-президента действительно может произвести благоприятное впечатление такой жест, как приглашение на ланч, то тогда действительно прослеживается связь между приглашением на ланч и принятием предложения. В этом случае можно говорить не о суеверном поведении, а о тонком расчете. 5. В этом примере ясно видно необоснованное упрощение проблемы, а также недостаток статистической информации. Большинству людей наплевать на существование вероятности, что они столкнулись с единичным случаем. Если они один раз купили несвежее мясо, то у них не возникнет желания пойти в тот же магазин с целью проверить, всегда ли там продается несвежее мясо. Они просто станут покупать мясо в другом магазине. Развитие мыслительных навыков через Создание загадок При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например: "Не имеют ног они, но попробуй догони!". Это часы, время, выраженное образно в форме стиха. Загадку придумать не сложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет. К примеру, капустные листья плотно укутывают в свои одежды кочан, причем эти одежды без всяких пуговиц. Вот загадка: "Сто одежек и все без застежек". Придумайте свои загадки. Подведём итоги: Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить. Ребёнку интересней мыслить, чем запоминать. Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно – следственные связи в сознании ребёнка, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления. Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления. Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
|