Главная » Статьи » Профессиональное образование |
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ О.В.ТЕРНОВАЯ Костанайский строительный колледж, г. Костанай, ул. Баймагамбетова 1, тел. 8 (7142) 22-05-23 e-mаil: str_col@mаil.ru Основным направлением деятельности технического и профессионального образования является создание достаточных и необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. Целью технического и профессионального образования является удовлетворение потребности общества и рынка труда высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами технического и обслуживающего труда с учетом индивидуальных особенностей личности и отдельных социальных групп. [1, с.9] Образованные и грамотные люди – это основная и движущая сила человечества в XXI веке. Задача вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике. Молодое поколение открыто новым идеям, мыслит глобально, думает категориями будущего. [2, стр.2]. Специалист - учитель, преподаватель, должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошими знаниями основ преподаваемого предмета, широкой эрудицией, педагогической культурой, осознанной гражданской позицией, знанием нормативных документов системы образования РК, формирующих государственный заказ страны на качественную подготовку будущего специалиста. В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и повышению интереса у учащихся к предметам. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Государственные стандарты, над претворением в жизнь которых сейчас работают все средние профессиональные учебные заведения, обязывает преподавателей подготовить специалиста, умеющего принимать решения и нести за них ответственность. Профессиональное обучение должно быть построено на широком применении деловых игр в учебном процессе[3, стр.28].. Применение деловых игр в учебном процессе имеет множество преимуществ. Результаты рассматриваются как естественное следствие того, что в деловой игре удачно моделируется предметное и социальное содержание будущего труда, задается его контекст, а каждый участник игры усваивает абстрактные, знаковые по форме знания в реальных процессах подготовки и принятия решений. Деловая игра по целевой направленности оказывается способствующей достижению двоякого рода целей – игровой и учебной. В игровых методах участники принимают определенные роли. Игра снимает внутренние барьеры, способствует постановке новых вопросов, вводит новые точки зрения на предмет, мобилизует опыт поведения в других ситуациях. В деловой игре синтезируется признаки и основные характеристики методов анализа ситуаций и ролевых игр. Занятия в форме деловых игр, неизменно вызывающие интерес слушателей, позволяет иллюстрировать, обогатить теоретический материал, закрепить его понимание в ходе практических действий самих учащихся. На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) ) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; 4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу. [4, с.23] В своей практике я использую игровые технологии, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Учебные деловые игры (цель которых — сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по видам можно разделить наследующие разновидности: Игру « Блеф-клуб» применяю в начале учебного года на первом вводном занятии экономики. Всем учащимся задаются вопросы; каждый вопрос обязательно начинается со слов « Знаете ли вы, что». После проведения группе дается задание каждому письменно подготовить не менее двух вопросов. Лучшие вопросы отмечаются оценкой. На следующем этапе учащиеся обмениваются вопросами, специально подготовленными друг для друга. Эта игра позволяет заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать последовательную деятельность в первичном ознакомлении с текстом учебника и дополнительной литературой. Игра « Интеллектуальный турнир» проводится при закреплении или повторении новой темы. Игра может проводиться в паре. Первый учащийся задает вопрос по определенной теме, второй участник отвечает. Если он ответил правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто-либо из участников даст неправильный ответ, либо не сможет задать вопрос. С помощью данной игры учащиеся достигают усвоения нового материала. Игра « Дерево познания» применяется на уроке изучения нового материала. Учащимся дается задание по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листах три разных вопроса и заданий к ним. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к « дереву познания» (которое может быть нарисовано на листе ватмана). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают листок, читают вопрос, отвечают на него. В этой игре учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемой теме. Игра « три предложения». Учащимся необходимо внимательно выслушать и передать содержание темы преподавателя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это могут быть статьи закона. Три простых предложения учащиеся могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя. Выполнение правил ложится в основу небольшого соревнования, кому удастся точнее и короче уложить содержание у услышанного и прочитанного в трех предложениях. Нужно отметить, что учащиеся, выполняя задание, допускают некоторые типичные ошибки, которые отдаляют их от победы. Кто-то переписывает готовые предложения, кто-то выбирает интересное, а не главное, кто-то делает предложения слишком сложными и длинными. Эта игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором основываются навыки работы с прессой и ориентироваться в информационном потоке, и умение составлять план, конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи. Можно сделать вывод, что применение учебных деловых игр имеет положительное значение: -как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; -происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания; -после игровое обсуждение способствует закреплению знаний; -достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры: учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере. Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры: развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться. [5, с.35]. Я убедилась, что на таких занятиях учащиеся работают более активно, с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (учащиеся это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного занятия я слышу только положительные отзывы от детей, что свидетельствует об успешности урока. Многие молодые педагоги находятся в состоянии поиска такого построения учебного процесса, которое было бы эффективным в условиях массового обучения, которое безотказно обеспечивало бы успех в руках обычного учителя. Я рекомендую проводить деловые игры или использовать элементы игр нам занятиях; так как деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. Список литературы 1) Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Астана, 2003 2) Назарбаев Н.А.Лекция в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева. К экономике знаний через информации и образование. Астана, 2006 3) Байсултанова К. Деловые игры на уроках экономики./ / Основы экономики. 2005г.№1, стр.28 4) Газман О.С. В школу- с игрой. Москва, 1991 5) Кривошеева В.Ф. Педагогическое творчество в школе. НИИ школ МО РСФСР, 1992 6) http://ru.wikipedia.org/wiki 7) http://termin.bposd.ru/publ/ 8) http://www.zakon.kz/ | |
Просмотров: 1019 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|