Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Арендаренко Татьяна Владимировна учитель английского языка Первого общеобразовательного лицея город Петропавловск Начало третьего тысячелетия характеризуется как эпоха революционного прорыва в сфере цифровых технологий, отличительной чертой которой является ускоряющийся с каждым годом темп развития информационного общества или, как провозгласил американский ученый Элвин Тоффлер, “общества третьей волны”. Главным фактором становления информационного общества выступает информация, в процессе получения, обработки, хранения и выдачи которой занято большинство его членов. Информация становится ключом к развитию и исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Развитие образования в наши дни связано с повышением его информационного потенциала. “Общество третьей волны” в целом непосредственно занято приобретением, распределением, распространением и передачей знаний. Владение навыками пользования компьютером и другими информационными технологиями становится неотъемлемой частью современной жизни. Кардинальные изменения в сфере взаимодействия человека и информации накладывают отпечаток на всю систему образования. В обучении особый акцент ставится сегодня на самостоятельную деятельность ученика по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Необходимо научить каждого учащегося за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Инновационные технологии открывают огромные возможности для создания новых форм и методов обучения учащихся, обеспечивающие качественно новое взаимодействие учителя и ученика и стимулирующие познавательную активность учащихся. Учитель выступает в роли организатора процесса учения и координатора, оказывающего поддержку и необходимую помощь, а не единственного источника информации, которая обновляется и, соответственно, устаревает ежегодно. Процесс формирования у технически подготовленных учащихся умения учиться, добывать информацию и извлекать из нее необходимые знания становится возможным только при одном условии – учитель сам осваивает новые ИК технологии с опережением, повышая тем самым уровень своей компетентности. В настоящее время среди преподавателей продолжаются дискуссии по вопросу применения новых компьютерных технологий в процессе обучения. Высказываются самые различные, иногда и весьма спорные мнения, которые имеют право на существование. Бесспорно только то, что процесс внедрения ИКТ в нашу жизнь уже необратим, и отрицать это бессмысленно. Считается, что сопротивление переменам является естественной чертой человека, но не педагога, которому отводится роль наставника и генератора знаний. Скорее всего, источник такого сопротивления следует искать в беспомощности использования современных компьютерных технологий, которая является результатом нехватки знаний и навыков в области применения ИКТ и, следовательно, недостаточной компетентности. Как показывает практика, именно низкий уровень информационно-компьютерной грамотности учителя занимает верхнюю строчку в Топ-10 негативных факторов, превращающих урок с применением компьютера в катастрофу. Второе место занимает низкий уровень соответствующих навыков самих учащихся. Далее следует ряд неверно принятых решений основанных на слабой методике владения ИКТ: • несоответствие подобранного материала; • некорректность целевых установок; • непоследовательность этапов урока и т.д. К негативным причинам относится как отсутствие взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся, так и недостаточность адекватной мотивации учащихся. В той или иной степени практически все преподаватели используют компьютерные технологии. И, в зависимости от уровня вовлечения ИКТ в учебный процесс, намечается тенденция деления педагогов на три условные группы: 1) В группу А входят учителя с продвинутым уровнем компьютерной грамотности, которые активно, свободно, уместно, системно и творчески используют новейшие технологии и Интернет в своей профессионально-педагогической деятельности. Они выступают в роли новаторов, создающих свои собственные продукты (электронные учебники, презентации, сборники электронных тестов, дидактических материалов и тренажеров и т.д.) и распространяющие опыт практического применения ИКТ. Таких педагогов пока еще немного. 2) Группу В составляют педагоги, имеющие средний уровень компьютерной грамотности, достаточно уверенно использующие в учебной аудитории отдельные элементы ИКТ и технологий основанных на применении Интернета, а также готовые программные продукты. У педагогов данной группы всегда присутствует желание выйти на более высокий уровень в своей профессиональной деятельности, хотя продвижение по пути создания своих собственных образовательных продуктов происходит с большой осторожностью. 3) Группа С остается не самой малочисленной. В нее входят учителя с начальным уровнем навыков работы на ПК, которые не приветствуют новые технологии или вовсе отвергают саму возможность их применения, отдавая предпочтение традиционным методам обучения. Едва ли не единственным достижением учителей этой группы в сфере высоких технологий является использование такого мощного средства обучения, как интерактивная доска в качестве демонстрационного экрана. К какой из этих условных групп Вы себя относите? Несколько лет назад успешно стартовала Государственная “Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007- 2009 годы”, которая была принята Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года № 995. Основополагающим принципом данной программы стала инклюзивность, т.е. возможность предоставления равного, адекватного и демократичного доступа к мировым информационным ресурсам каждого гражданина. В рамках реализации Программы были организованы бесплатные курсы по повышению уровня компьютерной грамотности педагогов на базе компьютерных классов в школах. Можно с уверенностью сказать, что базовым уровнем навыков работы с персональным компьютером овладели все или почти все учителя. Базовый уровень позволяет говорить о наличии у пользователя элементарной компьютерной грамотности – знания о том, что собой представляет ПК, программные продукты, каковы их функции и возможности, а также подразумевает навыки и умение пользоваться клавиатурой, мышью, “нажимать на нужные кнопки”. Однако компьютерная грамотность не может развиваться отдельно от информационной грамотности, особенно это касается владения ИКТ. Но информация сама по себе не делает людей информационно грамотными. Информационная грамотность представляет собой комплекс навыков и умений, которые приобретаются в процессе обучения. Наиболее часто цитируемым и используемым является определение информационной грамотности, принятое Американской библиотечной ассоциацией (ALA, 1998): “Быть информационно грамотным означает, что человек способен понять востребованность информации, и может ее найти, оценить и эффективно использовать. Информационно грамотные люди – это люди, научившиеся учиться” и психологически готовые не только учиться на протяжении всей своей жизни, но и обучать других. Ключевым моментом информационной грамотности становится формирование навыков критического отношения к средствам массовой коммуникации, которые необходимы в процессе поиска, отбора, анализа, систематизации, преобразования и представления информации в обновленном виде для решения проблем. Марк Варшауэр, видный специалист в области использования компьютера в обучении языкам, выделяет навыки критического отношения к информации как отдельный вид грамотности (critical literacy). Особую актуальность приобретает формирование таких навыков у детей в связи с тем, что Интернет – это непревзойденное средство доступа не только к полезным и отредактированным сведениям, но и агрессивной, некорректной информации. В худшем случае она способна нанести непоправимый вред неокрепшей детской психике и негативно повлиять на физическое, эмоциональное и психологическое благополучие детей. В свою очередь информационная грамотность тесно переплетается с медиаграмотностью, которая четко определена Форестом Хортоном следующим образом: Медиаграмотность – это знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны) и форматов (текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений), в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний. Некоторые зарубежные авторы предлагают термин “мультимедийной грамотности”, который связан с выше перечисленными видами, но, по их мнению, должен быть дифференцирован. Мультимедийная грамотность – это комплекс навыков и умений, основанный на знаниях как создавать мультимедийный продукт в Интернете используя различные средства, такие как текст, аудио и видео ресурсы, анимацию, графические изображения. Другими словами, мультимедийная грамотность предполагает развитие умения представить себя устно и письменно, а также овладение приемами оформления текста (электронная переписка, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации). К этой же сфере относятся навыки и умения, необходимые для организации взаимодействия, т. е. Интернет-общения с “удаленными” собесед-никами в режиме онлайн (например, чаты, видеоконференции). В то же время в зарубежных источниках эти навыки и умения определены как грамотность компьютерно-опосредованной коммуникации (computer-mediated communication literacy). Пройдя поверхностно мини-курс по далеко не полному списку ключевых определений грамотности, приходишь к вполне закономерному выводу: “То, что мы знаем, — ограничено, а то, чего мы не знаем, — бесконечно”. (Пьер Симон Лаплас) Основными характеристиками современного этапа развития информационного общества, как было сказано выше, выступают новизна, быстротечность и ускорение. Эти особенности нашей цивилизации приводят к полному убеждению в том, что всякое знание относительно. Совершенно очевидно то, что всем преподавателям необходимо повышать уровень информационно-компьютерной грамотности. Информатизация образования невозможна без соответствующего уровня развития и использования новейших технологий так же, как и без квалифицированной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Мы, учителя, должны осознать, что информация – это важнейший элемент нашего творчества и новаторства, а также фактор, позволяющий достигать лучших результатов в нашей профессиональной деятельности. Умение использовать технику и представление о том, как техника может содействовать приобретению знаний, в сочетании с личными качествами педагога являются фундаментом ИКТ-компетенции, именно в эту сферу образования государство вкладывает большие ресурсы. ИКТ-компетентность, объединяющая и синтезирующая в себе все перечисленные выше навыки, умения, способность и готовность педагога к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники, в свою очередь, рассматривается как важнейшая составляющая профессиональной компетентности учителя и как основополагающий компонент информационной культуры. Процесс пополнения практических навыков и научно-теоретических знаний должен быть непрерывным и сопровождаться желанием педагогов перманентно совершенствовать эти знания и навыки. И это уже не просто одно из условий профессионального роста, а его необходимый элемент. Речь идет о постоянном совершенствовании через самообразование, которое не ограничивается временными рамками и должно стать хорошей привычкой. У каждого педагога должна возрасти потребность в повышении своей квалификации, т.е. в обновлении знаний и умений. Возрастание потребности напрямую зависит от способности педагога к постоянному профессиональному росту, которая психологией определена как персональная компетентность. Повышение квалификации является важным звеном непрерывного профессионального образования учителей, обеспечивающее социальную защиту и сохранение статуса личности. В своей книге “Введение в информационную грамотность” Форест Вуди Хортон сказал очень важную вещь, которую стоит запомнить: “Чем больше вы в жизни учитесь и чем больше узнаете, но особенно чем быстрее вы осваиваете приемы, навыки и подходы к обучению, позволяющие понять, где, как и когда искать и получать интересующую вас, но пока недоступную информацию, тем выше становится уровень вашей информационной грамотности. Ваше умение применять и использовать эти приемы, навыки и подходы позволит вам находить более правильные и своевременные решения личных и семейных проблем, связанных со здоровьем, материальным благополучием, образованием, работой, гражданскими правами и т.д. ”. Нужно отдавать себе отчет в том, что хроническое отставание в сфере применения новейших технологий грозит несостоятельностью принятия решений в условиях быстро меняющихся обстоятельств. Сознательный отказ от возможности совершенствоваться и продвигаться в мастерстве является безответственным и бесперспективным. Необходимо осознать, что мир уже никогда не будет таким, каким он был 20 лет назад. ИКТ предоставляют уникальный шанс, который нельзя упускать! Литература: • Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. Информационный меморандум. Москва, 2005 г. • Материалы проекта ЮНЕСКО по нормам компетентности учителей в использовании ИКТ. http:// unesco.org/cst • Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы http://www.tarsu.kz/rus/htms/sin.htm • American Association of School Librarians and Association for Educational Communications and Technology. (1998). Information Power: Building Partnerships for Learning. Chicago: ALA. • Horton, Jr. F. (2004, December). Comments on International Guidelines on Information Literacy (E-Mail), Washington DC. • Horton, Jr. F. Understanding Information Literacy: A Primer. UNESCO, 2007. • Warschauer, M. (1999). Electronic literacies: Language, culture, and power in online education. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. • www.euromedialiteracy.eu/index.php • http://virtualinquiry.com/inquiry/infoliteracy.htm • http://virtualinquiry.com/inquiry/criticalliteracy.htm • http://virtualinquiry.com/inquiry/media.htm | |
Просмотров: 1132 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|