Главная » Статьи » Профессиональное образование |
-Содержание -Введение -Глава 1. Формы физического воспитания в семье 1.1 Пение, прогулки и походы 1.2 Плавание 1.3 Лыжные прогулки 1.4 катание на коньках 1.5 Езда на велосипеде 1.6 Бег 1.7 Закаливание -Заключение -Литература Введение В последние время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино и телевидение дают родителям советы, информируют и рекомендуют, как сделать воспитание ребёнка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливает организм. Для здоровья ребёнка очень важно, когда он научится определённым двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или повседневной жизни. Современное развитие основных двигательных навыков почти также важно, как и своевременное интеллектуальное развитие - например,развитие речи. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям и к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая из совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач и др.) Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца и матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни — главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Здоровый образ жизни или проще ЗОЖ - это способ жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребёнка здоровым, значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: -рациональный режим; -систематические физические занятия; -использование эффективной системы закаливания; -благоприятная психологическая обстановка в семье. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях. Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость. С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 мин, для ребят5-6 лет — 30-40 мин, а для семилетних возможна прогулка 40-50 мин. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км. Продолжительность ходьбы должна увеличиваться. Также постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнения детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, пеньки, камни. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на пути надо сделать небольшой привал — отдых в тени кустов, деревьев. Это приучает детей к самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей ( выносливости, быстроты). 1.2 Плавание. Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела, создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие мышцы, суставы и связки. Надо постараться как можно раньше научить ребенка держаться на воде и плавать. Конечно до начала занятий надо посоветоваться с врачом. Нахождение в воде должно быть для ребенка радостным, доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. При отрицательных реакциях занятия лучше прекратить. Температура воды в начале обучения 36-37 градусов. Пребывание в воде 15-20 мин.,при снижении температуры воды до 34 градус. Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Надо быть особенно терпеливым, внимательным с тем, кто боится движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать с любимыми ребенком, пробуждать его к самостоятельности, проявлению активности, желанию научиться плавать. 1.3. Лыжные прогулки. Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние., наслаждение зимнем пейзажем, спусками с гор и т.д. Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста, Лыжи и палки подбираются по росту ребенка. Длина лыж должна достигать его ладони вытянутой руки вверх. Лыжные палки — немного ниже плеч. Размер ботинок таков. Чтобы их можно было без затруднений надевать с 1-2 шерстяными носками. В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Самое главное и одновременно трудное — суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны.Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах — передвижение по прямой ступающем шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Затем ребенка обучают развороту на месте. При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню,идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика,постепенно она возрастает — одновременно с темпом передвижения . Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу на лыжах, когда движение рук и ног чередуются как при ходьбе. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась и опускалась в снег впереди ступни. Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъемов ( сначала лесенкой,потом елочкой) и небольших спусков. Обучать детей скоростному коньковому ходу вряд ли целесообразно из-за его чрезмерной нагрузки на суставы ног. Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать. 1.4. Катание на коньках. Катание на коньках стимулирует двигательную активность школьника, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Благоприятно влияет на органы дыхания, значительно повышает устойчивость вестибулярного аппарата. Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с пяти лет. Катание на коньках — сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохраняя равновесие. Первые занятия целесообразно проводить в помещении. Шнуровка на коньках должна быть тугой. Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца — ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперёд, спина и плечи расслабленны. В положении стоя учиться держать ступни прямо. После того как ребенок привыкнет к обуви и конькам, походить по снегу, затем на лёд. С первых шагов на льду учить правильно падать на бок, пригибая голову к груди или проскользить по льду на животе, вытянув руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать в близко расположенный сугроб. Обучению бегу на коньках следует отводить время не более десяти минут, т. к. дети от напряжения сильно быстро утомляются. Выражается это обычно в желании присесть или в жалобе на усталость в ногах. Время для занятий увеличивается постепенно до 20-30 минут. Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не задерживал дыхание. Особенного внимания требует ребенок, перенесший отит и ОРЗ, ему разрешается катание при температуре от 0 до -8. 1.5. Езда на велосипеде. Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, способствует укрепления мышц стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость. Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 метра, а диной не менее 50 м т. к. ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные сроки. Некоторые долго держатся напряженными, скованно, не умеют ездить свободно и легко. Взрослый должен чётко указать, какую ошибку допускает ребёнок, разъяснить как её устранить, например: «Резко поворачиваешь, а надо тише»; или: « Сильнее нажимай на педали». 1.6. Бег. Древнегреческие мудрецы говорили Хочешь быть здоровым- бегай Хочешь быть красивым - бегай - Хочешь быть умным - бегай Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей. Бег — одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег — естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных способностей детей., для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп бега выше. Велико значение бега на воспитание выносливости. Умение преодолевать быстро небольшое расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека. 1.7. Закаливание Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости , невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации. Прежде всего при закаливание тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы - солнце,воздух и вода — действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само прибывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Одевать детей нужно по погоде на данное время дня., осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений., летом одежду носить лучше из хлопчатобумажных или льняных тканей. Основу традиционного метода воздушных ванн составляет постепенное снижение температуры воздуха от 20 до 10 с разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые не посредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами. Большинство детей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, и можно бегать босиком и по полу, летом- по траве или по песку. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство — после прогулок босиком вымыть ноги с мылом. Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть — солнечные ванны( при соблюдении правил их выполнения).Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности ( многие вирусы и бактерии под воздействием солнечных лучей погибают). Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения, возможны ожоги и тепловые и солнечные удары. Первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а также светловолосых детей , в утренние или послеобеденные часы при тем. Воздуха +20 и более не должны превышать 7-10 мин. Через 3-5 дней процедуру можно увеличить до 20 мин. Полезно принимать солнечные ванны в движении — в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть шапочка. Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею и лицо. Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног, сначала холодной водой 24-25 градусов, затем теплой -36 и вновь холодной. Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередным погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34-36 и 18-20 градусов). Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа такова. Ребенок умывается под душем от шеи теплой (38) водой в течении 30-40 секунд, затем воду снижают на 2-3 градуса, а время сокращают до 15-20 секунд.Чередование приемов 2-3 раза. Через неделю разницу в температуре воды увеличивают на 3-4 градуса и постепенно доводят до 20 (т. е. 40-42 и 18-20 ).После каждой процедуры тело вытирают полотенцем. Имеющийся опыт показывает высокую оздоровительную ценность контрастного душа. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.Задача родителей- в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное,чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости ребенка и способствует развитию двигательных навыков у детей в соответствии с их возрастными способностями. Углубляет взаимосвязь родителей и детей предоставляет возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому.,родитель показывает те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ребенком. Позволяет с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку,служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты. Систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха. Не смотря на разнообразие различных видов спорта, каждый человек должен выбрать такой вид спортивной деятельности который будет влиять не только на его здоровье, но и на развитие. ЛИТЕРАТУРА 1. Е.Н. Вавилова. УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. Москва,Просвещение, 1999г. 2. Ю.Ф.Знановский.К ЗДОРОВЬЮ БЕЗ ЛЕКАРСТВ Москва,Спорт 1996г. 3. Ф.В.Тонкова-Ямпольская,Т.Я.Черток РАДИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ М.Просвещение,2001г. 4. Ж.К.Холодов,В.С.Кузнезов. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА. Москва 2000 | |
Просмотров: 4411 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|