Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Есетова Т.К., преподаватель английского языка, Гуманитарный колледж г. Астаны РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «We should teach students HOW to think. Instead, we are teaching them WHAT to think» (Clement and Lochhead, 1980, Cognitive Process Instruction) Условия работы учителей существенно изменились за последние годы. Самостоятельный выбор, творчество, инициатива – вот отличительные черты современного учителя. Все это, однако, требует дополнительных обязательств, как: грамотно выбрать общую стратегию обучения; конкретные приемы, соответствующие личностным особенностям, запросам и возможностям учащихся; условия, в которых происходит обучение; учебники, рекомендуемые как основные, так и дополнительные; телепрограммы, являющиеся основой для ролевых игр и развития коммуникативных навыков и многое другое. Среди множества технологий обучения я выбрала критическое мышление, которая включает в себя понятия теории обучения, философии обучения, лингвистические аспекты. Считаю, что эта технология строится на том, что человек сам ответственен за собственное образование и должен обладать навыками строения собственного знания путем отбора из числа имеющейся информации, сравнения и аргументирования своего отбора. Иными словами, это технология, в которой обучающий и обучаемые берут на себя ответственность формировать собственное независимое мнение и высказывают уважение к мнению других. Таким образом, ТКМ – это становление модели учителя, способного реагировать на мышление и поиск учащегося и в соответствии с этим строить свои уроки. Рассматривая само сочетание «критическое мышление» я бы привела дефиницию Шанса (Chance, 1986г.): «It`s ability to analyze facts, generate and organize ideas, defend opinions, make comparisons, draw `inferences, evaluate arguments and solve problems». Другими словами, это – личный подход к определенной информации. Всем известен тот факт, что развитие коммуникативных навыков иноязычного общения происходит в процессе чтения, письма, аудирования и говорения, что, в свою очередь нацелено на развитие критического мышления отдельно взятого индивида. С точки зрения Актуального Членения Речи, тема - известная часть, а рема несет в себе новое, информационное содержание (В.Г.Гак, 1986). Отсюда, тема остается той же (чтение, письмо), а актуальной на сегодняшний день, то есть, ремой, является то, под каким углом пересмотреть эти виды деятельности – с позиций критического мышления. Само слово «критический» происходит от существительного «критика», образуя форму прилагательного и имея прямое значение. Второе значение – это само прилагательное, имеющее в виду «особое состояние – переломное, высшую степень важности или же кризисное положение» (А.П. Евгеньева, 1999). Мы относимся критически к тому, что мы сами предлагаем, постоянно анализируя наши действия и взвешиваем за и против. Обучая детей, не критикуется ни какое-либо другое отличие от нашего, понимание - право голоса имеет каждый. Мы слушаем другие мнения, взвешиваем, логично и тактично аргументируя, и по-новому рассматриваем свою точку зрения. Чувствуется критический момент, то есть знание того, когда, где и почему мы поступаем, так или иначе. Предмет «Дополнительная специализация. Переводчик - референт», который я веду в Гуманитарном колледже, это огромное поле действия для критического мышления, так как и чтение, и письмо – главные составляющие этого предмета. Практически каждый прочитанный текст - это мысли, идеи, решения. Коммуникация – это некое продвижение студентов вверх по лесенке, ведущей к критическому мышлению. Во-первых, они самовыражаются через письмо; во-вторых, составляя краткий рассказ, презентуют прослушанное. А это и есть мышление. На моих уроках развитие речи происходит через побуждение интереса к чтению и письму. Ставится цель: создание атмосферы мыслить, доносить свою мысль о прочитанном, способность поиска нового. Задачи: создать атмосферу доброжелательности во избежание языковых трудностей студентов, воспитывать взаимоуважение. Ожидаемые результаты: студент познакомится с новыми понятиями в процессе усвоения, попытается говорить на английском языке в процессе работы, развивать взаимоуважение. Оценивание: студент будет оценен за активность и свободное письмо в конце урока. Весь урок делится на следующие этапы: 1) Этап побуждения к интересу: а) вопрос студентам: что вы знаете о….?( даю подумать 1 мин. , а затем предлагаю записать на бумаге индивидуально все, что им известно(1-2 мин.), б) предлагаю поделиться с напарником своей информацией (работа в парах); в) предлагаю обсудить в группе все идеи и выступить с общими (групповая работа) – (4 мин.); г) пишу на доске: что знаю?, дописываю еще информацию студентов; Что знаю? Что хочу знать? Чему научился? Заполняется в процессе презентации студентов своих мыслей и подчеркивается каждая важная информация д) что хотите знать о…? (предлагаю индивидуальную, парную, групповую работу, заполняю 2-ую графу в таблице) 2) Этап реализации осмысления: а) чтение текста (индивидуально) б) письмо (работа в группах: что вас удивило?) - записываю мысли студентов каждой группы 3) Этап осмысления (чему научился?) – заполняю 3-ю графу, сравнивают с 1-ой графой, обсуждают, пишут сочинение «Я - ….». Домашнее задание – найти ненайденные ответы на вопросы. В заключение скажу, что критическое мышление – это ничто иное как навыки решения проблем, являющиеся результатом определенных знаний. Люди – движущая сила определенного процесса, а критическое мышление – это информация на практике и успех каждого вовлеченного в коммуникацию члена общества, важный атрибут нашей повседневной жизни, помогающий нам преодолевать проблемы в изучении языков и дающий огромную возможность для развития коммуникативных навыков иноязычного общения. | |
Просмотров: 1040 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|