Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Лексико – грамматические графические конструкции как средство развития связной речи школьников. Многолетние наблюдения за детьми, поступающими в школу, позволяют говорить, что в настоящее время у многих первоклассников проявляются негативные тенденции в речевом развитии. Это недостаточный объём и качество словарного запаса, низкий уровень языкового анализа и синтеза, слабое умение конструировать предложение, несформированный навык словообразования и словоизменения, т.е. те языковые процессы, которые усваиваются ребёнком по образцу в речевом общении до школы и лежат в основе системного обучения русскому языку. Формирование развёрнутого высказывания представляет для ребёнка при становлении связной речи особую трудность. При этом затруднения дети испытывают как при продуцировании самой конструкции предложения, так и при распространении предложений посредством прилагательных, наречий, слов отвлечённого значения. Большие трудности возникают и в вариативности словаря, при необходимости использовать в речи синонимичные слова. Изучение семейного анамнеза детей, поступающих в общеобразовательную школу, показывает, что речевая практика внутри семьи у них во многих случаях очень ограничена. Ребёнок зачастую не накапливает в семье достаточного для школьного возраста объёма активного, а порой и пассивного, словаря. Образцы конструирования речевого высказывания, которые он получает от родителей, однообразны, лексически и конструктивно обеднены, значение многих слов не дифференцировано или незнакомо ребёнку. Чрезвычайную сложность для таких учащихся представляет составление полных предложений или распространение простых, симультанное восприятие и анализ структуры предложения. Пересказы текстов (даже с опорой на зрительные ориентиры), изложения и сочинения для этой категории детей становятся мучением. Интеграция специальных методик в практику общеобразовательных школ сегодня становится актуальным компонентом обучения детей. Повысить эффективность работы по формированию лексико-грамматического строя речи, облегчить детям продуцирование развёрнутых предложений и связных текстов, приучить ребёнка к поиску вариантов речевой формы может работа с лексико - грамматическими конструкциями. Лексико - грамматические конструкции (ЛГК) можно рассматривать как разновидность зрительных ориентиров вербального и графического (соединительные линии) содержания, опираясь на которые ребёнок способен продуцировать собственную распространённую лексическую конструкцию, фразу, а по серии ЛГК - текст. Такие конструкции представляют собой, по сути, алгоритм действий ребёнка при работе над фразой, текстом. Предварительно (до использования самих ЛГК) ведётся работа по обогащению словаря детей, введению в речь ребёнка слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и вопросов к ним (в соответствии с грамматическими вопросами частей речи, без знакомства с терминами). На этом этапе хорошо работает маркировка условным обозначением (цветом) каждой категории слов. Например: красный – слова-действия, синий – слова-предметы, жёлтый – слова-признаки. Позднее (в 3-4 классе) на базе уже имеющихся у детей практических навыков дифференциации слов с опорой на значение и вопрос постепенно (в соответствии с программой по русскому языку) вводятся термины «часть речи, существительное, глагол, прилагательное». Уже на этапе составления словосочетаний из слов 2 групп (например: существительное + прилагательное) вводится наглядная организация речевого материала в виде простейших ЛГК. Подбор речевого материала для каждого блока конструкции ведётся совместно с детьми. Речевой материал располагается так, чтобы дети хорошо дифференцировали категорию слова и могли без затруднений сочетать речевые единицы для своего высказывания, понимая, что необходимо сделать выбор из каждой группы слов. Например: в правом блоке – слова, обозначающие предметы, а в левом – слова, обозначающие признаки. холодная зима морозная зимушка снежная зимняя пора весёлая Самостоятельно выбирая слова из разных групп, каждый ребёнок составляет одинаковые по конструкции и семантике словосочетание из разных речевых единиц (холодная зима; весёлая снежная зимняя пора; морозная снежная зимушка и т.д.). Инициируя вариативность вербальных единиц, учитель направляет детей инструкцией «Скажи по-другому (иначе)» или движением указки по ЛГК. Первоначально в блоки записывается весь речевой материал, затем наиболее простые, часто употребляемые слова можно обозначать «…», стимулируя самостоятельное припоминание их ребёнком. Постепенно конструкция усложняется за счёт необходимости установить согласования между разными группами слов. Для активизации лексических соответствий может быть опущено окончание или иной компонент, мотивированный словоизменением. холодн ..…… пора морозн зимн дни снежн время ………… По мере накопления опыта работы с ЛГК происходит постепенное усложнение визуального восприятия: отдельные компоненты конструкций заменяются опорными сигналами «…» (может даваться подсказка в виде грамматического вопроса), увеличивается количество блоков в одной конструкции, количество словесных единиц в каждом блоке, могут быть введены (или пропущены) общие предлоги для целой группы слов, опущены окончания. На бледн неб появляется холодн ……… В чист небоосклон светит неярк солнышко холод небосвод проглядывает зимн С опорой на зрительные ориентиры конструкций дети на разных этапах работы составляют словосочетания, предложения, связные тексты. По одной ЛГК составляется несколько вариантов словосочетаний, предложений, и таким образом формируется представление о вариативности вербальных единиц, потребность в развитии собственного лексико-грамматического строя речи. Если стоит задача составления связного текста, то ЛГК выстраиваются в соответствии с необходимым содержанием и в этом случае представляют своеобразный план рассказа. Постепенно становится достаточным со стороны учителя дать только последовательность опорных существительных (аналог назывного плана), а дети уже способны самостоятельно составить с ними ЛГК, что само по себе уже является внутренним программированием связного развёрнутого речевого высказывания. Со временем увеличивается объём самостоятельной деятельности учащихся при составлении ЛГК в совместной работе с учителем, а затем (в 4 - 5 классах) подобный вид работы при подготовке к изложениям и сочинениям может стать полностью самостоятельным. В итоге эта работа облегчает написание изложений и сочинений, которые для детей с недостаточностью лексико-грамматического строя речи представляют крайнюю трудность. В условиях модернизации образовательного пространства прекрасные возможности для оптимизации работы по совершенствованию лексико-грамматического строя даёт использование интерактивной доски. Потенциал интерактивного пространства позволяет учителю и ребёнку многократно манипулировать наглядным и речевым материалом, копировать и видоизменять его, продуцировать, деформировать и вносить коррективы в конструкции, скрывать при необходимости от визуального восприятия индивидуальные ЛГК и тексты. Базовая модель работы с лексико-грамматическими конструкциями. 1. Подготовительный этап. Тренировка в подборе лексики. • Подбор сигнальных карточек (может быть маркировка цветом) к словам, которые предъявляет логопед: слова -предметы, слова-признаки, слова-действия. • Подбор слов и групп слов произвольно (без определённой темы) по сигнальным карточкам, которые предъявляет учитель - логопед. • Подбор вербальных блоков в соответствии с заданной темой (осень, весна, город, профессия, природа, животные и т.д.) • Подбор слов-синонимов внутри определённого блока зима, зимушка, зимняя пора, зимние дни; бежит, мчится, несётся, летит; храбрый, отважный, смелый, бесстрашный; • Подбор слов к заданному по смысловому соответствию. К предмету → действие: ветер → дует, веет, обдувает, шумит, срывает, гнёт, ласкает, качает…. К предмету → признак: ветер → слабый, сильный, порывистый, холодный, тёплый, ледяной, обжигающий, ласковый, ласкающий, осенний, северный……. К действию →предмет: бежит → человек, зверь, дорога, река, ручей, тропинка, речь……… шумит → ветер, машина, мотор, лес, город, ребёнок, река, вода, поток …. сидит на….. → ветке, стуле, земле, пеньке, скамейке, заборе, дереве….. К действию → признак: шумит → громко, весело, грозно, тихонько, опасно, тревожно, …….. 2. Составление лексико – грамматических конструкций (ЛГК) • Составление простых ЛГК (из 2 – 3 компонентов). лёгк снежок кружевн пушинк пушист снежинк бел сильный ветер дует слабый ветерок шумит тёплый ласкает лёгкий гудит весенний обдувает ласковый С опорой на лексико-грамматическую конструкцию, построенную совместно с учителем каждый ребёнок составляет свой вариант речевой единицы (словосочетание, предложение). Если ребёнок затрудняется, учитель направляет его выбор движением указки по схеме, без вербализации. Свои варианты фразы предлагается составить нескольким ученикам (''Скажи по - другому''). Например: Шумит сильный ветер. Ласкает тёплый лёгкий ветерок. Дует слабый весенний ветерок • Составление простых ЛГК с усложнёнными компонентами (окончания, предлоги, знакомые словесные единицы заменяются графическим обозначением). белка прыгал на дупл белочка сидел под дерев бельчиха спрятал(сь) в ветк передвигал(сь) … сучк ………………. Например: Белка сидела на дереве. Бельчиха прыгала по ветке. Белка спряталась в дупло. • Составление сложных ЛГК (более 3 компонентов). Цель: составить развёрнутое, распространённое предложение с опорой на зрительные ориентиры. маленьк бельчонок прыгал на стар дупл проворн малыш сидел в толст ветк пушист зверёк спрятал(сь под …… дерев Например: Маленький бельчонок прыгал по ветке дерева. Проворный пушистый зверёк спрятался в старое дупло. Проворный малыш спрятался под толстой веткой. • Составление последовательности ЛГК (в рамках одной лексической темы). Цель: составить связный текст с опорой на серию зрительных ориентиров. Совместно с детьми в соответствии со смысловыми частями рассказа составляются последовательно конструкции, которые становятся своеобразным планом текста. Каждый ребёнок самостоятельно составляет по ЛГК предложения, получая в итоге свой вариант связного текста. | |
Просмотров: 3278 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|