Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Урок по предмету «Специальная технология» на II курсе по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» И. В. Жовниренко, преподаватель специальных дисциплин профессионального лицея № 4 Данный урок представляет собой межпредметную связь спец.технологии с производственным обучением. На этом уроке учащиеся не только осваивают теоретические знания по выполнению росписи по шелку, но и выполняют мини-практическую работу, используя при этом инструменты для росписи (колонковые кисти № 2, 4, 6, 8; карандаши HB, 4B; трубочку для резервирующего состава; палитру). Кроме специального тематического оборудования на уроке используются технологические карты, специальная литература, художественные журналы и альбомы, рефераты по данной теме, переносная легкая доска для выполнения эскизов и зарисовок. Постоянно стараюсь проводить нетрадиционные уроки с использованием межпредметных связей. Волшебная сила искусства росписи по шелку (батик). Цели урока: 1. Образовательная: – Формирование эстетического кругозора учащихся средствами живописи на шелке по примеру индонезийских, китайских, японских мастеров. – Закрепление знаний о простейших выразительных средствах основных видов искусства батик 2. Развивающие: – Формирование интереса к новым технологиям росписи на материале (шелк, хлопок). – Развитие познавательного интереса к искусству росписи на шелке. – Развитие художественного мышления по изображение симметричных узоров на изделии. – Развитие навыков анализа выполненной художественной работы. – Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, способности к творческой самореализации учащихся через выполненную художественную работу. 3. Воспитательные: – Воспитание аккуратности при выполнении батика. – Воспитание поликультурной личности. Тип урока: комплексное применение новых знаний и способов деятельности. Форма организации урока: урок – сообщение новых знаний в виде показа ТСО, слайдов, видеофильмов, плакатов, рефератов и работы с учебником. Дидактическое обеспечение урока: учебник В. А. Суржаненко «Альфрейно-живописные работы»; использование видеофильмов «Искусство украшения текстиля» и «Батик в странах Востока». Оборудование: телевизор; видеомагнитофон; видеопроектор; магнитная доска; магниты; ватман; маркеры; мольберт; рамка, обтянутая шелком; кисти; анилиновые краски; палитра; баночки с водой; резервирующий состав. Ход урока I. Организационный момент Учащиеся заходят в кабинет. Учитель приветствует учащихся. Учащиеся садятся за рабочие места. Проводится перекличка присутствующих. Объявляется тема урока: «Волшебная сила искусства росписи по шелку (батик)» и цели урока. С помощью росписи по шелку можно выразить внутренний мир художника, узнать о его кругозоре и мироощущении, которое выражается в цветовой гамме и символизирует состояние души. Сегодня на уроке мы попробуем создать маленькое чудо в виде рисунка на шелке. II. Актуализация прежних знаний Экспресс-опрос Вспомним ряд вопросов, которые пригодятся при изучении нашей темы урока. 1. Какие виды красителей вы знаете? 2. Каковы подготовительные работы с тканью перед росписью? 3. Виды кистей для росписи по ткани. Мы повторили теоретические вопросы, которые потребуются при изучении нового материала и выполнении практической работы. III. Формирование новых понятий и способов действий. С помощью фантазии художника-оформителя в технике батик можно кардинально изменить дизайн помещения, имидж человека, нарисовать картину. Для изучения сегодняшней темы мы будем использовать видеоматериалы, которые дадут нам общее представление об истории возникновения батика и технике его выполнения. Начинается просмотр фрагментов видеофильмов. Учащиеся в течение 10 минут просматривают фильмы с комментарием учителя. Преподаватель знакомит учащихся с плакатами и образцами практических работ, а также со слайдами. После экскурсного знакомства с техникой батик, учащиеся открывают учебники на странице 113 – 115. Учитель: Хотя вы только что познакомились с техникой батик, определите, в какой технике – горячим способом или холодным – легче выполнить роспись. Учитель: Итак, назовите материалы, которые используются в той, или иной технике. IV. Практическое применение приобретенных умений и навыков при создании творческой мини-росписи в технике батик холодным способом с помощью резервирующего состава и анилиновых красок. Длительность работы 20 минут. Преподаватель маркером на ватмане показывает, как можно выполнить один из фрагментов индонезийского орнамента, используя специальные термины. Затем, преподаватель от руки наносит резервирующим составом рисунок на ткани. Подобрав краску соответствующего цвета на палитре, колонковой кистью переносит рисунок на ткани. После показа практической работы выдается задание для учащихся. Задание Используя зрительные образы, оставшиеся от просмотра фильма, изобразить фрагмент детали индонезийского рисунка. Затем обвести их резервирующим составом. После схватывания резерва окрасить одним цветом. Пожелания: сконцентрировать внимание на детальном изображении рисунка и подборе цвета, а также аккуратности нанесения резервирующего состава. Цель: создание наиболее интересного, сложного орнамента (узора) с мелкими элементами. В рамках данного мини-рисунка учащиеся будут выполнять следующие задачи: 1. правильно расположить и перенести рисунок на ткань; 2. составить последовательность прорисовки орнамента; 3. подобрать цветовую гамму. Необходимые навыки учащихся: умение выбрать интересный орнамент; композиционно верно расположить его на ткани; умение пользоваться трубочкой для резервирующего состава; твердость руки при обводке резервирующим составом рисунка; создание цветовой гармонии. Опыт, полученный в ходе создания батика: перенос рисунка на ткань; обводка рисунка резервирующим составом; умение пользоваться инструментами; подбор цвета на ткани. Результат: создание мини-рисунка на ткани анилиновыми красителями (батик). Критерии оценки: 1. соблюдение техники безопасности при выполнении рисунка; 2. наиболее сложный фрагмент узора; 3. узор соответствует заданию учителя; 4. аккуратность работы; 5. соблюдение временных рамок. V. Разминка После распределения работы между учащимися проводится разминка. Преподаватель на заранее подготовленном плакате демонстрирует учащимся подбор цветовой гаммы, и перед ними ставится вопрос: какие цвета необходимо смешать, чтобы получить данные цвета? При сомнении в правильном ответе, учащийся может экспериментальным путем проверить выбор своего ответа. Сочетания цветов можно использовать при выполнении своей работы. Пример цветовой гаммы: малиновый (фиолетовый+красный), индиго (синий+фиолетовый), цвет апельсина (желтый+красный), изумрудный (желтый+голубой), цвет желтка (лимонно-желтый+охра). VI. Защита мини-рисунка на ткани. Проводится выставление и обсуждение работ. Преподаватель проводит мониторинг выполненных работ учащимися. VII. Выставление оценок Используя критерии оценки работы и учитывая ответы учащихся, преподаватель выставляет оценки в журнал. VIII. Релаксация Учитель интересуется у учащихся: – Что нового учащиеся узнали и чему научились на уроке «Волшебная сила искусства росписи по шелку (батик)». – Что, если бы вы не знали о существовании техники росписи по шелку? – Что, если бы вы не присутствовали на сегодняшнем уроке? – Кому бы вы подарили свой первый мини-рисунок на ткани? Из работ учащихся можно предложить оформить наглядный учебный альбом по теме «Батик» для будущих обучающихся. Каждую из работ подписать именем автора. Эти работы останутся в фонде кабинета специальных дисциплин. IX. Домашнее задание Используя различные источники: глобальную сеть Интернет, альбомы с репродукциями – подобрать материал для росписи будущих работ (выполнить в технике «узелковый батик» роспись футболки, платка и т.д.). Учебник В. А. Суржаненко «Альфрейно-живописные работы», стр. 113-115 X. Итог урока Батик для художника-оформителя является неотъемлемой частью в его работе при оформлении творческих идей, замыслов. Умение работать с тканью, переносить рисунок на ткань и украшать им различные изделия одежды, декорировать помещения играет большую роль в конкурентоспособности специалистов данного профиля. Данный урок показал, что мини-практические задания и теоретические знания помогают лучше усвоить тему урока и закрепить ее на практике. Плакаты и технологические карты дают учащимся возможность проверить правильность выполнения мини-задания, придают им уверенность в своих действиях, мотивируют у них желание узнать больше по данной теме. | |
Просмотров: 1753 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|