Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Пояснительная записка. Новый образовательный стандарт 12-ти летнего образования приоритетным направлением выдвигает ориентацию на компетентностностный подход в обучении. Одним из методов которого является саморазвитие и самообучение, а так же на формирование исследовательских навыков школьников. Важным звеном в реализации поставленных задач являются информационно коммуникативные технологи, позволяющие осуществить не только интерактивную составляющую обучения, но и формируют навыки самообучения. Именно поэтому электронные учебники и пособия являются главным дидактическим инструментом в осуществлении обучения и самообучения. Электронное пособие по музыке «Народные сказители» является частью УМК «Дополнение к программе по музыке» для 5 класса 12- ти летней школы и содержит в себе обобщающие материалы по теме 1 и 2 четверти базовой программы. Цель данного электронного пособия – формирование основных компетенций обучающихся по предмету «Музыка» на основе интегрированного материала по теме раздела «Музыкальное путешествие во времени». Задачи: • Формирование необходимых знаний по теме раздела ( теоретических, терминологических, компетентностных); • Развитие навыков информационной грамотности, самоконтроля, саморазвития; • Воспитание уважения к традициям и музыкальной культуре своего народа. Материал, предложенный в электронном пособии подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся (содержит игровой компонент) и опирается на сформированные навыки чтения, информационную грамотность и природную любознательность школьника среднего звена. Содержание пособия включает в себя: • Дополнительный информационный материал по истории народного искусства; • видео материал по теме раздела; • промежуточные тесты; • музыкальные фрагменты по разным направлениям народного искусства; • творческое задание; • компетентностно – ориентированное задание. Прогнозируемый результат при работе с данным электронным пособием это сфомированность компетентностных и исследовательских навыков обучающихся. Рекомендации для учителя по работе с электронным пособием «Народные сказители». В среднем звене, как и в начальной школе, перед учителем музыки стоят общие задачи музыкального воспитания в школе. Учащиеся 5 классов – опытные школьники, их внимание устойчиво, объем знаний по предмету достаточный, развито абстрактное, словесно – логическое мышление. Развитие этих навыков, а так же ключевых и предметных компетенций (культурологической и эстетической), было положено в основу при создании данного электронного пособия. Приступая к работе с электронным пособием необходимо убедиться, что все учащиеся обладают умением работы с компьютером на уровне пользователя, в этом случае после просмотра демонстрационного видеоролика не потребуется дополнительного обучения работы с электронным пособием. Рабочее окно электронного пособия представляет собой набор активных элементов, позволяющих осуществлять навигацию по всему курсу (закладка «Оглавление» - №1), обращение к пользователю (закладка «Добро пожаловать» - №2), глоссарий (закладка «Это интересно» - №3), описание действующих персонажей пособия и основных действий пользователя (закладка «Помощь»- №4), а также пояснительная записка с рекомендациями для учителя ( закладка «О курсе» - №5) Рисунок 1. В нижней части рабочего окна располагаются навигационные кнопки «назад» №6 и «далее» №7. Они не всегда активны, потому что авторами было задано определенное время на прохождении каждого блока. Время рассчитано на изучение теоретического материала и его осмысление, а так же на роботу с активными закладками. Это сделано с целью невозможности игнорирования предложенного материала, так как игнорирование приведет к тому, что учащийся не сможет выполнить тестовые и творческие задания, необходимые учителю для оценивания. Учтена так же техника чтения пятиклассника из расчета 100 слов в минуту. Левее располагаются кнопки «Повторить текущий слайд сначала» (позволяет просмотреть материал заново) - №8, «Звук» (позволяет выключить звук) - №9, «Поиск» (позволяет найти любое слово или объект в рамках электронного пособия) - 10. Весь материал пособия рассредоточен по пяти блокам: • Народные сказители. Фольклор • Народные сказители казахского народа • Народные сказители русские и зарубежные • Задание по составлению пятистишия • Компетентностно – ориентированное задание Блок «Народные сказители. Фольклор» носит побудительный характер и является вводным (рис 1). Цель данного блока - побуждение интереса учащегося к изучению предложенного материала. Поэтому на заставке блока стоят два побуждающих вопроса «кто создает музыку?»- №11 и «кто ее исполняет?» - №12. На фоне блока звучит фрагмент народного кюя в исполнении жетыгена. Так же даются новые термины – фольклор, музыкальный фольклор, жонглер, скоморох. Все эти термины перечислены и в закладке «Это интересно» №3 и через кнопку «Поиск» №10 и учащийся всегда может воспользоваться подсказкой. Время на изучение блока – 1 минута, только после этого появляется сноска о том, что можно перейти в следующий блок. При необходимости можно задержаться на изучение материала блока произвольное количество времени. Блок «Народные сказатели казахского народа» состоит из пяти сменяющихся слайдов, прохождение которых строго регламентировано. Цель данного блока – осмысление темы курса «Народные сказители». В данном блоке предлагается для рассмотрения и изучения характеристики трех основных видов представителей устного народного творчества казахского народа: акын, сал, и жырау. И хотя с определением каждого учащиеся 5 класса уже встречались на уроках музыки в начальной школе, следуя традиции спиралевидного развития программы данный материал дается более расширенно. На фоне первого слайда звучит фрагмент жыра «Бастау» в исполнении современного исполнителя, который использует традиционный прием – горловое пение. Время на прохождение первого слайда – 180 секунд, после которых автоматически осуществляется переход на второй слайд. Здесь персонажи курса (описание которых дается в активной закладке «Помощь» рис 1 №4) предлагают побуждающие вопросы к просмотру видеоролика айтыса современных акынов, переход на который происходит автоматически спустя 30 секунд. Следующий слайд – видео айтыса, который при желании можно перемотать, но время, отведенное на его просмотр заложено 150 секунд. После этого автоматически запускается слайд на котором предлагается материал о происхождении музыкальных инструментов, которыми пользуются аныны, салы, жырау. Здесь же предлагается материал об исторической находке археологов древнего изображения домбры. Время на прохождение – 120 секунд. Последний слайд содержит тест по теме блока, в котором предусмотрено, в случае неправильного ответа, трехразовое его прохождение. Прохождение теста является основанием для промежуточного контроля и оценки знаний учащихся. Блок «Народные сказители русские и зарубежные» так же состоит из пяти сменяющихся слайдов. Цель данного блока – осмысление темы курса «Народные сказители». Первый слайд носит название «Инструментальные помощники народных сказителей России и Европы». Это объясняется тем, что у славянских народов именно музыкальный инструмент задает направление творчества исполнителя и сам исполнитель называется по названию инструмента – «гусляр – сказитель» так же здесь предлагается оценить приемы игры на мандолине и гуслях, выявить общее и различное. Ответы на эти вопросы учитель может получить во время урока, либо при помощи домашнего задания (например: написать мини – рассуждение). На фоне слайда звучит фрагмент старинной русской народной песни «Ай, потешить вас сказкой». Время на прохождение слайда – 90 секунд. Следующий слайд называется «Легенды об инструментах» и рассказывает одну из легенд появления первого музыкального инструмента и исполнителя. На фоне слайда звучит фрагмент песни Добрыни из художественного фильма «Добрыня Никитич». Текст разворачивается побуквенно, что помогает переключить и активизировать внимание учащегося во время прохождения блока. Время на прохождение – 160 секунд. Далее следует следующий слайд с заданиями от персонажей курса – клоуна и колдуна. Время на осмысление их задания –30 секунд. В основу следующего слайда положен фрагмент из художественного фильма – сказки «Илья Муромец», по окончании просмотра выполняется тестовое задание с множественным выбором и возможностью трехразового прохождения. Следующий блок содержит творческое задание по составлению пятистишия. Структура и последовательность действий учащихся подробно изложена, так же приведен пример готового пятистишия. Цель данного блока – рефлексия полученных знаний. Учащимся предлагается три слова на выбор. Это задание так же может стать домашним заданием. Время на прохождение блока не ограничено. Учитель может не использовать данное задание, а перейти сразу к следующему блоку, в котором предлагается компетентностно - ориентированное задание (КОЗ) по теме курса «Народные сказители». Задание выполняется на основании выбранного учащимися уровня – минимальный и удовлетворительный уровень, достаточный и высокий. Каждый уровень содержит одно обязательное задание для выполнения, два для достаточного уровня и три задания для высокого уровня. Материал компетентностного задания основывается на теме «Народные сказители Европы» и является дополнительным. Время на прохождение не ограничено. Для оценивания КОЗ предлагается следующая схема: № п.п учащегося ФИО обучающегося Уровень КОЗ (от 1 до 5 – согласно таксономии Блума) Информацион ная компетент ность Итоговый балл (за каждый пункт 1 балл, максимально-4) Компетентность решения проблемы коммуникативная компетентность Предметные компетенции – культурологическая и эстетическая Итоговый балл за каждый пункт 1 балл, максимально-3) Категория аффективной области(от 1 до4) Итоговый балл Использование источников информации Умение анализировать источники, взвешивать, сопоставлять. Нахождение противоречий, делает выводы на основе критического задания Использование дополнительных источников информации и обоснование их использование Выбор технологии деятельности (отразить форму или способ) Нестандартные способы доказательства точки зрения(какой) Речевое оформление, использование вспомогательных средств Итоговый балл(за каждый пункт 1 балл, максимально-3) Эмоционально-ценностное восприятие описания Нравственно эстетическое отношение к музыкальным явлениям выраженное в собственных рассуждениях Готовность учащихся использовать в жизни полученные знания об искусстве ( на основе суждений в ответе) Все электронное пособие и его отдельные блоки могут быть использованы как на уроках музыки, так и в качестве домашнего задания. Обще время на прохождение – 15 минут 70 секунд фиксированного времени и плюс свободное прохождение последних двух блоков. Апробирование данного электронного пособия проходило на параллели 5 –х классов – экспериментального и контрольного. Контрольный класс не обучался с помощью ЭП, но по программе «Дополнение к учебной программе по музыке» для 5 класса. Апробирование проходило в 2010 – 2011. Результатом стало показание повышения качества успеваемости по итогам промежуточного и рубежного контроля КОЗ в экспериментальном классе (контрольный 3.7%, экспериментальный – 4,8%). Так же выявление уровня компетентностного развития каждого учащегося в экспериментальном классе. Так же учащиеся экспериментального класса подготовили исследовательский проект на тему «Айтыс – искусство импровизации», творческий проект «Искусство импровизации – частушки» и «Айтыс – словесное состязание» | |
Просмотров: 1396 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|