Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

лицензированная работа "Электронное пособие "Народные сказители""
Пояснительная записка.

Новый образовательный стандарт 12-ти летнего образования приоритетным направлением выдвигает ориентацию на компетентностностный подход в обучении. Одним из методов которого является саморазвитие и самообучение, а так же на формирование исследовательских навыков школьников.
Важным звеном в реализации поставленных задач являются информационно коммуникативные технологи, позволяющие осуществить не только интерактивную составляющую обучения, но и формируют навыки самообучения. Именно поэтому электронные учебники и пособия являются главным дидактическим инструментом в осуществлении обучения и самообучения.
Электронное пособие по музыке «Народные сказители» является частью УМК «Дополнение к программе по музыке» для 5 класса 12- ти летней школы и содержит в себе обобщающие материалы по теме 1 и 2 четверти базовой программы.
Цель данного электронного пособия – формирование основных компетенций обучающихся по предмету «Музыка» на основе интегрированного материала по теме раздела «Музыкальное путешествие во времени».
Задачи:
• Формирование необходимых знаний по теме раздела ( теоретических, терминологических, компетентностных);
• Развитие навыков информационной грамотности, самоконтроля, саморазвития;
• Воспитание уважения к традициям и музыкальной культуре своего народа.
Материал, предложенный в электронном пособии подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся (содержит игровой компонент) и опирается на сформированные навыки чтения, информационную грамотность и природную любознательность школьника среднего звена.
Содержание пособия включает в себя:
• Дополнительный информационный материал по истории народного искусства;
• видео материал по теме раздела;
• промежуточные тесты;
• музыкальные фрагменты по разным направлениям народного искусства;
• творческое задание;
• компетентностно – ориентированное задание.
Прогнозируемый результат при работе с данным электронным пособием это сфомированность компетентностных и исследовательских навыков обучающихся.

Рекомендации для учителя по работе с электронным пособием «Народные сказители».

В среднем звене, как и в начальной школе, перед учителем музыки стоят общие задачи музыкального воспитания в школе. Учащиеся 5 классов – опытные школьники, их внимание устойчиво, объем знаний по предмету достаточный, развито абстрактное, словесно – логическое мышление. Развитие этих навыков, а так же ключевых и предметных компетенций (культурологической и эстетической), было положено в основу при создании данного электронного пособия.
Приступая к работе с электронным пособием необходимо убедиться, что все учащиеся обладают умением работы с компьютером на уровне пользователя, в этом случае после просмотра демонстрационного видеоролика не потребуется дополнительного обучения работы с электронным пособием.
Рабочее окно электронного пособия представляет собой набор активных элементов, позволяющих осуществлять навигацию по всему курсу (закладка «Оглавление» - №1), обращение к пользователю (закладка «Добро пожаловать» - №2), глоссарий (закладка «Это интересно» - №3), описание действующих персонажей пособия и основных действий пользователя (закладка «Помощь»- №4), а также пояснительная записка с рекомендациями для учителя ( закладка «О курсе» - №5)

Рисунок 1.
В нижней части рабочего окна располагаются навигационные кнопки «назад» №6 и «далее» №7. Они не всегда активны, потому что авторами было задано определенное время на прохождении каждого блока. Время рассчитано на изучение теоретического материала и его осмысление, а так же на роботу с активными закладками. Это сделано с целью невозможности игнорирования предложенного материала, так как игнорирование приведет к тому, что учащийся не сможет выполнить тестовые и творческие задания, необходимые учителю для оценивания. Учтена так же техника чтения пятиклассника из расчета 100 слов в минуту.
Левее располагаются кнопки «Повторить текущий слайд сначала» (позволяет просмотреть материал заново) - №8, «Звук» (позволяет выключить звук) - №9, «Поиск» (позволяет найти любое слово или объект в рамках электронного пособия) - 10.
Весь материал пособия рассредоточен по пяти блокам:
• Народные сказители. Фольклор
• Народные сказители казахского народа
• Народные сказители русские и зарубежные
• Задание по составлению пятистишия
• Компетентностно – ориентированное задание
Блок «Народные сказители. Фольклор» носит побудительный характер и является вводным (рис 1).
Цель данного блока - побуждение интереса учащегося к изучению предложенного материала. Поэтому на заставке блока стоят два побуждающих вопроса «кто создает музыку?»- №11 и «кто ее исполняет?» - №12. На фоне блока звучит фрагмент народного кюя в исполнении жетыгена. Так же даются новые термины – фольклор, музыкальный фольклор, жонглер, скоморох. Все эти термины перечислены и в закладке «Это интересно» №3 и через кнопку «Поиск» №10 и учащийся всегда может воспользоваться подсказкой. Время на изучение блока – 1 минута, только после этого появляется сноска о том, что можно перейти в следующий блок. При необходимости можно задержаться на изучение материала блока произвольное количество времени.
Блок «Народные сказатели казахского народа» состоит из пяти сменяющихся слайдов, прохождение которых строго регламентировано. Цель данного блока – осмысление темы курса «Народные сказители». В данном блоке предлагается для рассмотрения и изучения характеристики трех основных видов представителей устного народного творчества казахского народа: акын, сал, и жырау.
И хотя с определением каждого учащиеся 5 класса уже встречались на уроках музыки в начальной школе, следуя традиции спиралевидного развития программы данный материал дается более расширенно. На фоне первого слайда звучит фрагмент жыра «Бастау» в исполнении современного исполнителя, который использует традиционный прием – горловое пение. Время на прохождение первого слайда – 180 секунд, после которых автоматически осуществляется переход на второй слайд.
Здесь персонажи курса (описание которых дается в активной закладке «Помощь» рис 1 №4) предлагают побуждающие вопросы к просмотру видеоролика айтыса современных акынов, переход на который происходит автоматически спустя 30 секунд. Следующий слайд – видео айтыса, который при желании можно перемотать, но время, отведенное на его просмотр заложено 150 секунд.
После этого автоматически запускается слайд на котором предлагается материал о происхождении музыкальных инструментов, которыми пользуются аныны, салы, жырау. Здесь же предлагается материал об исторической находке археологов древнего изображения домбры. Время на прохождение – 120 секунд.
Последний слайд содержит тест по теме блока, в котором предусмотрено, в случае неправильного ответа, трехразовое его прохождение. Прохождение теста является основанием для промежуточного контроля и оценки знаний учащихся.
Блок «Народные сказители русские и зарубежные» так же состоит из пяти сменяющихся слайдов. Цель данного блока – осмысление темы курса «Народные сказители». Первый слайд носит название «Инструментальные помощники народных сказителей России и Европы». Это объясняется тем, что у славянских народов именно музыкальный инструмент задает направление творчества исполнителя и сам исполнитель называется по названию инструмента – «гусляр – сказитель» так же здесь предлагается оценить приемы игры на мандолине и гуслях, выявить общее и различное. Ответы на эти вопросы учитель может получить во время урока, либо при помощи домашнего задания (например: написать мини – рассуждение). На фоне слайда звучит фрагмент старинной русской народной песни «Ай, потешить вас сказкой». Время на прохождение слайда – 90 секунд.
Следующий слайд называется «Легенды об инструментах» и рассказывает одну из легенд появления первого музыкального инструмента и исполнителя. На фоне слайда звучит фрагмент песни Добрыни из художественного фильма «Добрыня Никитич». Текст разворачивается побуквенно, что помогает переключить и активизировать внимание учащегося во время прохождения блока. Время на прохождение – 160 секунд.



Далее следует следующий слайд с заданиями от персонажей курса – клоуна и колдуна. Время на осмысление их задания –30 секунд. В основу следующего слайда положен фрагмент из художественного фильма – сказки «Илья Муромец»,
по окончании просмотра выполняется тестовое задание с множественным выбором и возможностью трехразового прохождения.
Следующий блок содержит творческое задание по составлению пятистишия. Структура и последовательность действий учащихся подробно изложена, так же приведен пример готового пятистишия. Цель данного блока – рефлексия полученных знаний. Учащимся предлагается три слова на выбор. Это задание так же может стать домашним заданием. Время на прохождение блока не ограничено.
Учитель может не использовать данное задание, а перейти сразу к следующему блоку, в котором предлагается компетентностно - ориентированное задание (КОЗ) по теме курса «Народные сказители».
Задание выполняется на основании выбранного учащимися уровня – минимальный и удовлетворительный уровень, достаточный и высокий. Каждый уровень содержит одно обязательное задание для выполнения, два для достаточного уровня и три задания для высокого уровня. Материал компетентностного задания основывается на теме «Народные сказители Европы» и является дополнительным. Время на прохождение не ограничено.
Для оценивания КОЗ предлагается следующая схема:
№ п.п учащегося ФИО обучающегося Уровень КОЗ (от 1 до 5 – согласно таксономии Блума) Информацион
ная компетент
ность Итоговый балл (за каждый пункт 1 балл, максимально-4) Компетентность решения проблемы коммуникативная компетентность Предметные компетенции – культурологическая и эстетическая Итоговый балл за каждый пункт 1 балл, максимально-3) Категория аффективной области(от 1 до4) Итоговый балл
Использование источников информации Умение анализировать источники, взвешивать, сопоставлять. Нахождение противоречий, делает выводы на основе критического задания Использование дополнительных источников информации и обоснование их использование Выбор технологии деятельности (отразить форму или способ) Нестандартные способы доказательства точки зрения(какой) Речевое оформление, использование вспомогательных средств Итоговый балл(за каждый пункт 1 балл, максимально-3) Эмоционально-ценностное восприятие описания Нравственно эстетическое отношение к музыкальным явлениям выраженное в собственных рассуждениях Готовность учащихся использовать в жизни полученные знания об искусстве ( на основе суждений в ответе)

Все электронное пособие и его отдельные блоки могут быть использованы как на уроках музыки, так и в качестве домашнего задания. Обще время на прохождение – 15 минут 70 секунд фиксированного времени и плюс свободное прохождение последних двух блоков.
Апробирование данного электронного пособия проходило на параллели 5 –х классов – экспериментального и контрольного. Контрольный класс не обучался с помощью ЭП, но по программе «Дополнение к учебной программе по музыке» для 5 класса. Апробирование проходило в 2010 – 2011. Результатом стало показание повышения качества успеваемости по итогам промежуточного и рубежного контроля КОЗ в экспериментальном классе (контрольный 3.7%, экспериментальный – 4,8%). Так же выявление уровня компетентностного развития каждого учащегося в экспериментальном классе. Так же учащиеся экспериментального класса подготовили исследовательский проект на тему «Айтыс – искусство импровизации», творческий проект «Искусство импровизации – частушки» и «Айтыс – словесное состязание»
Категория: Профессиональное образование | Добавил: кузеляка (2012-02-03) | Автор: Титова Татьяна Витальевна E
Просмотров: 1396 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru