Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Роль учителя в подготовке профессионально-трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы
Целью профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе является подготовка учащихся к выполнению несложных видов работы на современных предприятиях в промышленности и сельском хозяйстве.
Для достижения этой цели трудовое обучение решает следующие задачи.
Развития умения учащихся ориентироваться в трудовом задании, планировать и контролировать ход его выполнения.
Обучения профессиональным приемам труда по выбранной специальности и развития соответствующих трудовых навыков.
Формирование доступным школьникам технических и технологических знаний.
Воспитание устойчивого положительного отношения учащихся к труду и необходимых в трудовой деятельности качеств личности ответственность за порученное дело, честность, готовность помочь товарищу, работать на общую пользу.
Для достижения этих целей уроки по производственному обучению я провожу примерно в таком плане: Новую тему начинаю с ознакомления подтемы «Технические сведения» затем умения и приемы работ и Т.Б. после того, как убеждаюсь, что учащиеся примерно сориентировались в этих разделах, перехожу к упражнениям и изготовлению изделий по данной теме.
К примеру. Тема:
«Склепывание заклепками с потайной головкой»
1. Рассказываю технические сведения
а) Знакомлю с пластичностью металла. Назначение и применение клепки. Привожу примеры, что хотя и развитая в большом масштабе сварка, но на ряду со сваркой еще широко применяется клепка - в самолетостроении в машиностроении, рассказываю преимущество сварки. Привожу примеры что наш огромный железнодорожный мост собран из конструкций которые соединены клепкой. Рассказываю способы соединения деталей заклепками, зависимость прочности заклепочного шва, какие бывают заклепочные швы и инструменты при клепке. Расчет длины заклепки в зависимости от толщины металла. Практически даю каждому рассчитать и подобрать заклепку. После всего рассказываю Т.Б. при клепки и методом опроса закрепляю Т.Б. при клепки. Прежде чем приступить к изделию провожу беседу по планированию работы, а за тем даю самостоятельно спланировать данную работу, а если необходимо составить технологическую карту. После всех, этих работ приступаем к изготовлению изделия. Но прежде чем приступить к работе, показываю все приемы при изготовлении детали, и на ряду с учащимися изготавливаю деталь. При показе приемов обращаю внимание, как изготовить деталь с учетом наименьшей затраты времени на деталь, так же показываю где возможно допустить брак и как его предотвратить. После показа всех и этих приемов учащиеся приступают к работе. Во время работы стараюсь меньше подсказывать или равномерно дозировать помощь и приучаю учащихся к большей самостоятельности при решении задач во время работы. По окончанию занятия провожу групповую беседу по выявлению качественного изделия, выявлению брака и при каких не правильных операциях она произошла, с начала учащиеся сами выявляют все эти факторы, по окончанию беседы помогаю глубже анализировать все лучшие и худшие стороны изделия. Овладевая профессиональной деятельностью, учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в процессе ориентировки в задании - анализ образца, понимание инструкции, привлечение своего прошлого опыта к решению данной задачи в планировании определения последовательности и приемов работы. Низкий уровень развития указанных обобщенных трудовых умений приводит к недостаточной самостоятельности учащихся в труде. Поэтому задача формирования этих умений является наиболее ответственной: ее следует решать систематически постепенно повышая самостоятельность учащихся при выполнении трудовых заданий. Из практики известно, что возможность учащихся изготовить то или иное изделие зависит не только от сложности объекта работы, но и от тех условий, в которых задание выполняется. Существенным условием является помощь учащимся со стороны учителя, в умственных трудовых действиях из которых складывается ориентировка, планирование и самоконтроль. Естественно чем полнее такая помощь, тем более сложное изделие, при прочих равных условиях, может сделать ученик. Однако такая помощь не должна идти в ущерб развития самостоятельности школьников. Если учитель в течение всех лет трудового обучения будет решать за учащихся например задачу планирования работы, то этот вид обобщенного умения будет у них совершенствоваться крайне медленно. Поэтому помощь учащимся нужно организовывать и дозировать так, чтобы она была направлена на развитие общетрудовых умений. Наряду со всеми этим, большую роль в профориентации имеет не маловажные факторы, беседа с учащимися о будущей профессии. Знакомство с передовиками производства во время экскурсии на производства. Как уже было сказано, что возможность учащихся изготовить то или иное изделие зависит не только от сложности объекта работы, но и от тех условий в которых оно выполняется. Поэтому нужно создать самые необходимые условия, а это - чистота рабочих мест и всей площади мастерской, а также в отдельности каждого станка и приспособления. Набор всевозможного инструмента должен быть пригоден к работе и обладать хорошим видом. Этим самым прививается культура производства и любовь к профессии. Мастерская должна оснащена учебными станками в полном комплекте по программе. Станки должны быть размещены и выкрашены в тот цвет, который не утомляет глаза и дает вид мастерской. Больше времени уделять изделиям, обрабатываемым на станках. Конечно, первоначальные приемы и навыки, закрепить при ручной обработке.
Большую роль в профессиональной ориентации или привития любви к профессии играет сам учитель. Учитель не должен только показывать, он должен находить время и сам делать более сложные работы и изделия, состоящие из нескольких операций. Ну и самую главную роль играет в профориентации, это долговременная производительная практика по выбранной профессии, во время которой учащиеся привыкнут к той обстановке в которой им предстоит работать после окончания школы.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Вано (2012-02-07) | Автор: Петрыкин Иван Владимирович E
Просмотров: 1088 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru