Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Целью профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе является подготовка учащихся к выполнению несложных видов работы на современных предприятиях в промышленности и сельском хозяйстве. Для достижения этой цели трудовое обучение решает следующие задачи. Развития умения учащихся ориентироваться в трудовом задании, планировать и контролировать ход его выполнения. Обучения профессиональным приемам труда по выбранной специальности и развития соответствующих трудовых навыков. Формирование доступным школьникам технических и технологических знаний. Воспитание устойчивого положительного отношения учащихся к труду и необходимых в трудовой деятельности качеств личности ответственность за порученное дело, честность, готовность помочь товарищу, работать на общую пользу. Для достижения этих целей уроки по производственному обучению я провожу примерно в таком плане: Новую тему начинаю с ознакомления подтемы «Технические сведения» затем умения и приемы работ и Т.Б. после того, как убеждаюсь, что учащиеся примерно сориентировались в этих разделах, перехожу к упражнениям и изготовлению изделий по данной теме. К примеру. Тема: «Склепывание заклепками с потайной головкой» 1. Рассказываю технические сведения а) Знакомлю с пластичностью металла. Назначение и применение клепки. Привожу примеры, что хотя и развитая в большом масштабе сварка, но на ряду со сваркой еще широко применяется клепка - в самолетостроении в машиностроении, рассказываю преимущество сварки. Привожу примеры что наш огромный железнодорожный мост собран из конструкций которые соединены клепкой. Рассказываю способы соединения деталей заклепками, зависимость прочности заклепочного шва, какие бывают заклепочные швы и инструменты при клепке. Расчет длины заклепки в зависимости от толщины металла. Практически даю каждому рассчитать и подобрать заклепку. После всего рассказываю Т.Б. при клепки и методом опроса закрепляю Т.Б. при клепки. Прежде чем приступить к изделию провожу беседу по планированию работы, а за тем даю самостоятельно спланировать данную работу, а если необходимо составить технологическую карту. После всех, этих работ приступаем к изготовлению изделия. Но прежде чем приступить к работе, показываю все приемы при изготовлении детали, и на ряду с учащимися изготавливаю деталь. При показе приемов обращаю внимание, как изготовить деталь с учетом наименьшей затраты времени на деталь, так же показываю где возможно допустить брак и как его предотвратить. После показа всех и этих приемов учащиеся приступают к работе. Во время работы стараюсь меньше подсказывать или равномерно дозировать помощь и приучаю учащихся к большей самостоятельности при решении задач во время работы. По окончанию занятия провожу групповую беседу по выявлению качественного изделия, выявлению брака и при каких не правильных операциях она произошла, с начала учащиеся сами выявляют все эти факторы, по окончанию беседы помогаю глубже анализировать все лучшие и худшие стороны изделия. Овладевая профессиональной деятельностью, учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в процессе ориентировки в задании - анализ образца, понимание инструкции, привлечение своего прошлого опыта к решению данной задачи в планировании определения последовательности и приемов работы. Низкий уровень развития указанных обобщенных трудовых умений приводит к недостаточной самостоятельности учащихся в труде. Поэтому задача формирования этих умений является наиболее ответственной: ее следует решать систематически постепенно повышая самостоятельность учащихся при выполнении трудовых заданий. Из практики известно, что возможность учащихся изготовить то или иное изделие зависит не только от сложности объекта работы, но и от тех условий, в которых задание выполняется. Существенным условием является помощь учащимся со стороны учителя, в умственных трудовых действиях из которых складывается ориентировка, планирование и самоконтроль. Естественно чем полнее такая помощь, тем более сложное изделие, при прочих равных условиях, может сделать ученик. Однако такая помощь не должна идти в ущерб развития самостоятельности школьников. Если учитель в течение всех лет трудового обучения будет решать за учащихся например задачу планирования работы, то этот вид обобщенного умения будет у них совершенствоваться крайне медленно. Поэтому помощь учащимся нужно организовывать и дозировать так, чтобы она была направлена на развитие общетрудовых умений. Наряду со всеми этим, большую роль в профориентации имеет не маловажные факторы, беседа с учащимися о будущей профессии. Знакомство с передовиками производства во время экскурсии на производства. Как уже было сказано, что возможность учащихся изготовить то или иное изделие зависит не только от сложности объекта работы, но и от тех условий в которых оно выполняется. Поэтому нужно создать самые необходимые условия, а это - чистота рабочих мест и всей площади мастерской, а также в отдельности каждого станка и приспособления. Набор всевозможного инструмента должен быть пригоден к работе и обладать хорошим видом. Этим самым прививается культура производства и любовь к профессии. Мастерская должна оснащена учебными станками в полном комплекте по программе. Станки должны быть размещены и выкрашены в тот цвет, который не утомляет глаза и дает вид мастерской. Больше времени уделять изделиям, обрабатываемым на станках. Конечно, первоначальные приемы и навыки, закрепить при ручной обработке. Большую роль в профессиональной ориентации или привития любви к профессии играет сам учитель. Учитель не должен только показывать, он должен находить время и сам делать более сложные работы и изделия, состоящие из нескольких операций. Ну и самую главную роль играет в профориентации, это долговременная производительная практика по выбранной профессии, во время которой учащиеся привыкнут к той обстановке в которой им предстоит работать после окончания школы. | |
Просмотров: 1088 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|