Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Борисова Н.Н. заместитель директора по УР «Методологический аспект уроков русской грамоты в 1 классе» Обучение грамоте — важнейшее звено всей системы работы по обучению грамоте в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы.Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи. Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются недостатки в речи, не все дети в одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы рационально используя время урока, научить всех обучающихся с разной дошкольной подготовкой, анализировать, синтезировать программный материал и развивать речь и активный словарь учащихся. Урок – это взаимосвязь психологического, педагогического, содержательного, методического и предметного аспектов. Общими требованиями к методическому аспекту урока являются следующие: 1. Определенность, ясность, четкость, реальность основной дидактической цели урока. 2. Изучение содержания учебного материала на правильной психолго- педагогической основе. 3. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и для каждого его структурного элемента. 4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы с учащимися в зависимости от общей, дидактической и частной цели урока. Для достижения цели урока учителю важно представлять, как в период подготовки к уроку, так и во время его проведения взаимосвязь следующих взаимосвязанных компонентов урока: Тема урока ( место урока в учебном материале) цель урока задачи отбор материала методы и приемы работы формы работы (групповая, индивидуальная, фронтальная). Как же построить урок обучения грамоте? Урок русской грамоты - это взаимосвязь 4-х компонентов: • Слого-звуковой анализ • Чтение • Письмо • Развитие речи В зависимости от типа урока (ознакомление с новыми знаниями, закрепления, обобщения) подбирается количество и целесообразность методов и приемов работы. Во время подготовки к уроку педагогу необходимо: • Поставить четко цель урока, например: познакомить с новым звуком и буквой, уметь читать слова с изученной буквой. • Определить задачи урока: -образовательные (научить читать и писать слова и предложения с изученной буквой, активизировать обогащать словарный запас учащихся; - развивающие (развивать речь, интеллектуальную и познавательную активность обучающихся, вызвать положительное отношение к учению); - воспитательные (воспитывать желание учиться уважать свой труд и труд своих товарищей). Воспитательные цели урока будут зависеть от содержания учебного материала. • Подобрать учебные задания, целью которых является: Узнавание материала Воспроизведение Осмысление Применение Творческий подход к знаниям Все приемы работы на уроке по обучению грамоты условно можно разделить на четыре группы. Приведенные приемы и методы можно последовательно использовать на каждом уроке обучения грамоте. Методы и приемы работы по выделению, узнаванию, восприятию звука: • Посмотри на картинки. Назови их. Чем похожи названия картинок? • Учитель называет слова, где повторяется один и тот же звук. Задача учащихся, узнать такой звук. Например: полка, парус, компот, плот, суп. • Чистоговорки: са-са-са - вот бежит лиса, су-су-су - волк живет в лесу. • Скороговорки: Три щенка щека к щеке грызли щетку в уголке. У ежа ежата, у ужа ужата. • Стихи, в которых изучаемый звук повторяется часто Два Петра [р] У Петрушки - две ватрушки, А в другой руке – игрушки. А у старого Петра В огороде два ведра. • Загадки . Лежала между елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Потом вдруг убежала. • Доскажи предложение, фразу. • Узнавание звука в слове с использованием обратной связи (фишки для обозначения звука) мак – [м]–согл. твердый; мяч – [м]- согл.мягкий • Определение места звука в слове (начало, середина, конец) кошка укол жук Здесь же определяют, какой звук по твердости и мягкости. • Приводят свои примеры на изучаемый звук и букву. • Звуко-буквенный анализ слов Например: луна На данном этапе ведется работа по определению звука (согласный или гласный), твердости и мягкости согласного звука; обозначение звука буквой, работа по ленте букв. Методы и приемы работы по запоминанию буквы и ее написанию: • Письмо по точкам • Конструирование буквы из палочек, проволоки • Сравнивание новой буквы с уже изученными • Обводка буквы, ее запись • Использование кальки • Письмо в воздухе • Допиши букву • Письмо под счет Методы и приемы развития правильного быстрого и осознанного чтения: • Чтение открытых и закрытых слогов с изученной буквой • Чтение слогов со слоговой таблицы, составление слов из слогов ко пу ры зу тык май до си но са бы ля ла ка ва ра ре пе сы те мик ту ро го ру ки бу ни ло ша мы во ки да лу жа Ка ша ры ба за яц • Прием наращивания ко кот котик котище котишка • Упражнения на развитие поля ясного видения в а в о в у в и • Чтение имен собственных и нарицательных роза шарик лилия дружок Роза Шарик Лилия Дружок • Замена буквы в слове Кошка – мошка – мишка – мушка – пушка • Анаграммы 34512 сосна - насос лкво – волк • Чтение предложений и текстов - чтение учителем - чтение по цепочке - чтение в парах - чтение хором - выборочное чтение - чтение по ролям Методы и приемы развития речи: • Значки в букваре указывают на задания по развитию речи • Работа над многозначными словами, например: рожок, коса, плитка У Симы коса. И у Каната коса. Сима носит косу. А Канат? Канат . • Составление предложений по схеме .!? • Наращивание предложения. Осень. Наступила осень. Наступила поздняя осень. Наступила холодная поздняя осень. • Составление рассказа по опорным словам Опорные слова: золотая, разноцветные, листопад, пошли, на экскурсию, собирали • Составление рассказа по рисунку. Это кто? Это кот. Что он делает? Он смотрит в аквариум. О чем он мечтает? Он мечтает о вкусном обеде. Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету, составляет основу мастерства учителя начальных классов. Источник: http://из опыта работы | |
Просмотров: 3846 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|