Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Уровневая дифференциация в процессе обучения иностранным языкам Е. А. Стародубцева преподаватель иностранных языков колледжа имени Жаяу Мусы, г. Аксу Целью преподавания курса иностранного языка является обучению языку и развитие речи учащихся, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Процесс усвоений знаний о языке и речевое развитие может быть только индивидуальным и по темпам, и по глубине усвоения знаний, и по мотивации, то есть изначально основан на дифференцированном подходе к его стимулированию. При обучению иностранным языкам необходим учет следующих индивидуальных особенностей учащихся: уровень подготовленности по предмету (система знаний, сформированность умений и навыков); уровень развития мышления; разный уровень речевой культуры (богатство словаря учащихся, владение коммуникативными умениями); особенности психофизиологического характера (особенности памяти, внимания, индивидуального темпа усвоения материала); степень заинтересованности учащегося в повышении собственной языковой культуры и мотивированности изучения предмета. Одним из вариантов дифференцированного обучения является уровневое обучение, его следует рассматривать как раскрытие индивидуальности учащегося и выбор для него наиболее благоприятных условий развития через предполагаемые дифференцированные формы. Результатом соотнесенности уровня подготовленности учащихся по предмету, уровня развития их мышления и познавательного интереса должно быть выделено условных групп учащихся в процессе обучения. Реализация системы уровневого обучения направлена на повышения эффективности образовательного процесса. На уроках иностранного языка я успешно использую технологии дифференцированного обучения, технологии личностно – ориентированного обучения. Дифференцированный подход к учащимся зависит от конкретных методов и приёмов обучения, направленных на расширение познавательной деятельности. В классе есть и сильные и слабые ученики. Если вести урок для “среднего” ученика, то сильные теряют интерес к учёбе – слишком просто, а слабые не слушают – очень трудно. В результате теряется интерес к учёбе. А ребёнок должен следить за ростом своего развития. Основной путь осуществления дифференциации обучения - формирование мобильных групп, для того чтобы имелась возможность управления деятельностью в этих группах. Для организации дифференцированного подхода преподавателю необходимо следующее: иметь представление об особенностях мыслительной деятельности разных групп учащихся; о путях развития мышления; уметь оценивать уровень развития учащихся; уметь оказывать помощь разной меры при затруднениях учащихся; владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. Я уже на протяжении нескольких лет стараюсь дифференцировать обучение на своих уроках. Условно я делю класс (для себя) на 3 группы: низкий, средний, повышенный уровень. К низкому уровню относятся учащиеся, имеющие существенные пробелы в знаниях. Вторя группа – учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладения новыми знаниями и умениями не вызывает затруднений. Третий уровень – учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении. В обучении должна быть обеспечена последовательность продвижения по уровням. То есть не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, но и не следует необоснованно задерживать остальных на этом этапе. Критериями отбора учащихся на тот или иной уровень могут служить результаты тестирования, основанного на материале, заданиях и требованиях базового уровня владения предметом на каждой ступени обучения; а так же желание учащихся и рекомендации психолога. При дифференциации заданий, я иду от простого к сложному. Какие же методы этому способствуют? Для выполнения упражнения я делаю следующее: -указываю тип задания (правило), на которое опирается данное упражнение; -указываю дополнения к заданию (чертежи, схемы, план); -привожу аналогичные упражнения, сделанные раньше; -объясняю ход выполнения упражнения; -расчленяю сложное задание на ряд элементарных; -задаю наводящие вопросы; -указываю возможные ошибки. Какого же результата мы ждем от учащихся, показывает трехуровневый контроль знаний: Уровень 1- тесты, рефераты, ответы на вопросы, составление тезисов. Уровень 2- знание текста и понимание его содержания, пересказы, ответы на вопросы, чтение наизусть. Уровень 3- сочинения, интервью, составления сжатого или развернутого плана. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание учителя как к группам учащихся одного уровня знаний по предмету, так и к каждому учащемуся, его творческой индивидуальности в условиях классно-поурочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося Разработка, усовершенствование форм текстовых разноуровневых заданий требует постоянного самосовершенствования педагога, высокого уровня практического владения языком, владение теорией и практикой обучения иностранным языкам. | |
Просмотров: 2081 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|