Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Луций Сенека Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Кроме того, реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Поэтому проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Рациональная и успешная реализация системы профильного обучения в старшей школе не может быть осуществлена без проведения целенаправленной подготовительной работы в основной школе. В связи с этим особое место в целостном образовательном процессе отводится предпрофильной подготовке в 8-9 классах. Ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение. От правильного выбора будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности, мера их подготовленности к успешной сдаче единых экзаменов и перспективы образования после школы. Выстраивание предпрофильной подготовки как подсистемы профильного образования, предусматривает организацию педагогической, психолого-педагогической, информационной деятельности, которая призвана содействовать самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения, широкой сферы профессиональной деятельности (в том числе и в отношении выбора профиля и конкретного метода обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 8-9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования. Актуальность предпрофильной подготовки определяется наличием противоречий, требующих разрешения: - между целями основной и старшей ступенями обучения; - между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников; - между наличием потребности учащихся в профессиональном самоопределении и неподготовленностью старшеклассников к профессиональному выбору; - между непрофильной подготовкой учащихся и содержанием образования в высшей школе. Определение профиля обучения в старшей школе - процесс индивидуальный, однако и он может и должен быть организован извне. Альтернативой стихийности профильного выбора становится целенаправленная работа всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, обучающихся). Комплексная подготовка к такому жизненно важному выбору включает в себя психолого-педагогическую диагностику, получение обучающимися информации о возможных путях продолжения образования, индивидуальные собеседования со старшеклассниками и их родителями, составление «карты интересов», деловые игры, экскурсии и проектную деятельность. Правильному выбору профиля обучения способствует организация диагностических исследований, оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи , направленной на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, реальных образовательных потребностей. Организационная работа, предварительная диагностика образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей (на пропедевтическом этапе), обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, осуществление процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обуче¬ния (на основном этапе), пробы выбора профиля обучения с предоставлением альтернативы и возможности перехода в случае ошибочного выбора (на завершающем этапе) - все это позволит избежать влияния случайных факторов. Для обеспечения свободы индивидуального выбора необходима системная научно обоснованная профориентаиионная работа среди учащихся старших классов основной школы, которая рассматривается как система мероприятий, служащих: 1. Поддержанию направленности личности и ценностей, целей, мотивов, субъективного отношения к различным сторонам действительности. 2. Осознанию молодым человеком уровня своей готовности к профессиональному самоопределению, сформированное личного профессионального плана. 3. Создание условий для личностного роста, самореализации. Конечная цель профориентационной работы в школе - помочь учащимся в осуществлении выбора ПРОФЕССИИ. Профориентация подразделяется на три этапа: I. Вводный - этап предпрофильной подготовки или профильной ориентации (8-9 классы) II. Основной - этап проектирования будущей профессиональной деятельности, организация различных видов образовательной деятельности: проектной, исследовательской, учебно-исследовательской (10-12 классы) III. Заключительный - этап готовности к самостоятельному выбору профессии (второе полугодие 12 класса). Структура предпрофильной подготовки включает в себя: профпросвещение - сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий к человеку; профпропаганду - формирование положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает особую потребность; профдиагностику — мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышении эффективности обучения и восптания; профконсультацию - совместная деятельность консультанта и учащегося по планированию предпочтительного вида деятельности и профессии, оценке своих свойств и качеств, применительно к конкретному виду деятельности. Основное мнение о мире профессий складывается у школьников еще в младшей школе. И чем раньше ученик будет иметь информацию о многообразии профессиональной деятельности, о возможностях профессионального роста и материального обеспечения в рамках той или иной профессии, тем правильнее будет его окончательный выбор, тем меньше разочарований. Для проведения качественной профориентационной работы в школах необходимо ввести должность менеджера- профконсультанта или тьютера, который должен знать спрос и предложение, диктуемые современным рынком труда, на специалистов различных профессий, а также требования, предъявляемые к людям, их избирающим и проводить соответствующие индивидуальные консультации с учащимися. Неотъемлемой частью предпрофильной подготовки является психолого- педагогическое сопровождение (ППС), призванное обеспечить учащимся возможность: - грамотно построить индивидуальную образовательную траекторию; - проанализировать свои действия, дальнейшие намерения, мотивы, определяющие выбор того или иного предпрофильного курса, свою оценку пройденного курса; - воспользоваться в полной мере той информацией и шансами, которые предоставляет предпрофильная подготовка; - обеспечить более комфортные условия, «дружественную среду» при прохождении предпрофильной подготовки. Динамично развивающемуся обществу требуются специалисты нового типа, готовые успешно работать в различных сферах. В современных условиях требования к специалистам формирует рынок труда. Современные выпускники школы слабо ориентируются в возможных направлениях продолжения своего образования, не соотносят будущую профессиональную деятельность с развитием экономического, технологического и оборонного потенциала государства. Реальным выходом из сложившегося положения является внесение серьезных изменений в работу школ по ориентированию старшеклассников в направлениях будущей профессиональной деятельности. Система профильного образования - наиболее эффективная форма организации процесса обучения старшеклассников, соответствующая государственным и общественным интересам и интересам личности, адекватная особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования. Литература 1. Артёмова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. Школьные технологии, 2004, 22-31 с. 2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783). - 2002. 3. Концепция развития профильного обучения в Республике Казахстан. Астана – 2010. 4. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей. Школьные технологии, 2004, 75-81 с. 5. Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Изд-во «Смысл», 2002. - 462 с. 6. Чистяков С.Н. с соавторами. Профильное обучение и новые условия подготовки. Школьные технологии, 2004, 101-108 с. 7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Изд-во «Педагогика», 1989. – 560 с. | |
Просмотров: 1775 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|