Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Особенности организации культурно-досуговой деятельности школьников Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. Система культурно-досуговой деятельности необходима для правильной социализации и воспитания детей. Кроме того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия для детей, подростков вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам школьник не совершил бы, не будь побуждения извне. Всякая деятельность опирается на общие принципы её организации и осуществления. Досуг детей, подростков развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированном на практике. В литературе нет единого подхода к определению содержания принципов культурно-досуговой деятельности школьников. однако при организации культурного досуга детей и подростков, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими: 1. Принцип всеобщности и доступности, предусматривающий обеспечение широкого доступа к различным формам культурно-досуговой деятельности каждого желающего, возможности приобщения к искусству с целью удовлетварения творческих запросов и интересов подростающего покаления. Деятельность учереждений дополнительного образования, культурно-досуговых центров, домов творчества, музеев и пр. направлена на реализацию идеи духовного и интелектуального обогощения детей. Существуют специально созданные и организованные программы культурного досуга для детей и подростков. Сюда входит и посещение музеев, кинотеатров, разнообразных культурных учереждений, музыкальных и изобразительных студий и т.д. 2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского до массового праздника. Самодеятельность понимается как проявление личной инициативы в каком-нибудь общественном деле, на основе личностных интересов и наклонностей. Художественная самодеятельность относится к непрофессиональному художественному творчеству любителей изобразительного, декаротивно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и др искусства. Суть данного принципа культурно-досуговой деятельности заключается в том, что школьник включён в процесс создания и исполнения произведения на основе любительского подхода для общекультурного развития. В процессе самодеятельности включается и работает творческое воображение, творческое мышление, которые основаны на желании сделать своё произведение не просто, как сам факт, а в самом лучшем качестве. Происходит принятие школьником основной социальной роли – роли добропорядочности, доброкачественности. 3. Принцип индивидуального подхода предпологает учёт индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей, социальной среды обитания детей и подростков. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника культурно-досуговой деятельности. Каждый педагог, занимающийся организацией культурного досуга должен осозновать, что каждый ребёнок, каждая личность в своём роде уникальна и к конкретному школьнику должен быть максимально индивидуальный подход. При этом решается основная задача: заинтересовать ребёнка, создать такие условия, в которых ему было бы наиболее интересно получать и усваивать предложенную информацию. В условиях личностно-ориентированного образования, основанного на гуманистическом подходе этот принцип наиболее актуален и действенен. 4. Принцип системности и комплексности предусматривает использование методологии системного подхода в культурно-досуговой деятельности школьников. Системность обеспечивает максимальное усвоение информации и формирование общечеловеческих ценностей. Кроме того, культурно-досуговые мероприятия должны иметь комплексный характер, то есть следовать целенаправлено и в неразрывной связи друг за другом. 5. Принцип преемственности. Преемственность определяется как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяет старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе преемственность понимается как передача и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. В дополнительном образовании данный принцип в первую очередь предпологает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, педагогов на передачу детям социального опыта проведения здорового, разумного досуга. Ярким проявлением взаимодействия поколений является передача и сохранение лучших традиций народного творчества. В традициях заложена основа всей культуры, всех ценностей, всех социальных установок. Это и уважение, и пачитание старших, это и вежливое общение, знание своего культурного наследия, понимание морально-нравственных ценностей общества, социальных установок. Ребёнок должен стать проводником этих культурных традиций и установок для следующего поколения, а следовательно носителем отечественной и мировой культуры. 6. Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, так как сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обеспечить на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должает быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что обеспечивает праздничную обстановку, способствующую наиболее лучшему усвоению ребёнком информации. Ведь наиболее чёткие воспоминание у человека связаны именно с положительными эмоциями, с яркими впечатлениями. Таким образом, предложенные принципы культурно досуговой деятельности школьников, на наш взгляд, определяют требования к системе, процессу и механизму её организации. Только правильно организованный, тщательно продуманный культурный досуг школьников позволит обеспечить всестороннее воспитание и развитие личности, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, а тем самым способствовать его дальнейшей успешной социализации в обществе. | |
Просмотров: 2495 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|