Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Особенности организации культурно-досуговой деятельности школьников
Особенности организации культурно-досуговой деятельности школьников
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил.
Система культурно-досуговой деятельности необходима для правильной социализации и воспитания детей. Кроме того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия для детей, подростков вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам школьник не совершил бы, не будь побуждения извне.
Всякая деятельность опирается на общие принципы её организации и осуществления. Досуг детей, подростков развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированном на практике.
В литературе нет единого подхода к определению содержания принципов культурно-досуговой деятельности школьников. однако при организации культурного досуга детей и подростков, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими:
1. Принцип всеобщности и доступности, предусматривающий обеспечение широкого доступа к различным формам культурно-досуговой деятельности каждого желающего, возможности приобщения к искусству с целью удовлетварения творческих запросов и интересов подростающего покаления. Деятельность учереждений дополнительного образования, культурно-досуговых центров, домов творчества, музеев и пр. направлена на реализацию идеи духовного и интелектуального обогощения детей. Существуют специально созданные и организованные программы культурного досуга для детей и подростков. Сюда входит и посещение музеев, кинотеатров, разнообразных культурных учереждений, музыкальных и изобразительных студий и т.д.
2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского до массового праздника. Самодеятельность понимается как проявление личной инициативы в каком-нибудь общественном деле, на основе личностных интересов и наклонностей. Художественная самодеятельность относится к непрофессиональному художественному творчеству любителей изобразительного, декаротивно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и др искусства. Суть данного принципа культурно-досуговой деятельности заключается в том, что школьник включён в процесс создания и исполнения произведения на основе любительского подхода для общекультурного развития.
В процессе самодеятельности включается и работает творческое воображение, творческое мышление, которые основаны на желании сделать своё произведение не просто, как сам факт, а в самом лучшем качестве. Происходит принятие школьником основной социальной роли – роли добропорядочности, доброкачественности.
3. Принцип индивидуального подхода предпологает учёт индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей, социальной среды обитания детей и подростков. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника культурно-досуговой деятельности. Каждый педагог, занимающийся организацией культурного досуга должен осозновать, что каждый ребёнок, каждая личность в своём роде уникальна и к конкретному школьнику должен быть максимально индивидуальный подход. При этом решается основная задача: заинтересовать ребёнка, создать такие условия, в которых ему было бы наиболее интересно получать и усваивать предложенную информацию. В условиях личностно-ориентированного образования, основанного на гуманистическом подходе этот принцип наиболее актуален и действенен.
4. Принцип системности и комплексности предусматривает использование методологии системного подхода в культурно-досуговой деятельности школьников. Системность обеспечивает максимальное усвоение информации и формирование общечеловеческих ценностей. Кроме того, культурно-досуговые мероприятия должны иметь комплексный характер, то есть следовать целенаправлено и в неразрывной связи друг за другом.
5. Принцип преемственности. Преемственность определяется как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяет старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе преемственность понимается как передача и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. В дополнительном образовании данный принцип в первую очередь предпологает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, педагогов на передачу детям социального опыта проведения здорового, разумного досуга.
Ярким проявлением взаимодействия поколений является передача и сохранение лучших традиций народного творчества. В традициях заложена основа всей культуры, всех ценностей, всех социальных установок. Это и уважение, и пачитание старших, это и вежливое общение, знание своего культурного наследия, понимание морально-нравственных ценностей общества, социальных установок. Ребёнок должен стать проводником этих культурных традиций и установок для следующего поколения, а следовательно носителем отечественной и мировой культуры.
6. Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, так как сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обеспечить на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должает быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что обеспечивает праздничную обстановку, способствующую наиболее лучшему усвоению ребёнком информации. Ведь наиболее чёткие воспоминание у человека связаны именно с положительными эмоциями, с яркими впечатлениями.
Таким образом, предложенные принципы культурно досуговой деятельности школьников, на наш взгляд, определяют требования к системе, процессу и механизму её организации.
Только правильно организованный, тщательно продуманный культурный досуг школьников позволит обеспечить всестороннее воспитание и развитие личности, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, а тем самым способствовать его дальнейшей успешной социализации в обществе.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Настёна (2012-03-27) | Автор: Ежклва Анастасия Геннадьевна E
Просмотров: 2495 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru