Главная » Статьи » Профессиональное образование |
«Модульная технология обучения» В настоящее время, когда качество учебной работы и успеваемость учащихся нуждаются в значительном улучшении, весьма актуальной является проблема совершенствования учебного процесса. Сложившаяся репродуктивная методика обучения фактически утратила эффективность, и мне пришлось предпринять меры к поискам инновационных технологий, форм и методов обучения. Одной из таких технологий является модульное обучение, которое довольно широко популяризируется, но пока к сожалению, не находит широкого применения. Поэтапная организация обучения и методика оценки качества обучения студента должны постоянно увеличивать интеллектуальную нагрузку на учащегося таким образом гарантировать достижение запланированного качества в завершении изученной дисциплины. Выбор методики обучения должен обеспечивать овладение системой знаний, развития личности в целом и формирование познавательной активности. Поясню, почему именно «модульная»? Выбор модульной технологии обучения был обусловлен следующими соображениями. Как известно, прочность знаний достигается, если учащиеся в процессе обучения «совершают полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывая определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также их повторению и систематизации». Проанализировав типовые учебные программы и структуры общетехнических и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, (в это мне очень помогли курсы повышения квалификации которые я прошла в городе Алматы на тему: «Внедрение инновационных технологий» ) я выявила следующие особенности: 1) необходимо учитывать в содержании электротехнических дисциплин многокомпонентную структуру, большое разнообразие изучаемых материальных и идеальных объектов; 2) требуется связать значительный объем учебного материала с формированием умений применять его в разнообразных учебных и профессиональных условиях; 3) осуществить органическое сочетание фактического, прикладного и теоретического материала; 4) проводить осмысление значительного объема учебного материала путем лабораторного (экспериментального) исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения; 5) необходимо оперативно привести содержание учебного материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией; 6) учесть взаимосвязь с производственной практикой (по содержанию, но не всегда по времени изучения) на различных технологических объектах и производствах; 7) необходимо сочетать в образовании студентов профессиональные электротехнические и педагогические знания и умения. В этом смысле показалось привлекательным в модульной технологии то, что в ней организация учебного процесса соответствует указанным глубинным закономерностям обучения. Кроме того, в модульной технологии предполагается режим самообучения и имеется возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся: то есть, одному надо несколько раз вдумчиво перечитать материал, другому достаточно бегло пробежаться по тексту, третьему хватает объяснения преподавателя. В то же время, за два с половиной года работы выработалась собственная система обучения, а именно: изучение нового материала укрупненными блоками, организация вариативного повторения, отработка умений и навыков – и все это на основе расширения самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При сравнительно небольших усилиях эти две системы учебной работы – традиционная и инновационная – хорошо «совместились». Приведу некоторые исторические сведения Считается, что модульная технология обучения была предложена в начале 60-х годов, а оформилась в так называемую «педагогическую технологию» к середине 70-х. Это так и не так. Интересна история: сам принцип возник в СССР в середине 20-х годов. Тогда был запрет на поступление в высшие учебные заведения выходцам из «эксплуататорских классов», с одной стороны, а, с другой стороны, стране требовалось большое количество толковых, квалифицированных финансистов, экономистов, плановиков, бухгалтеров, счетоводов. Вчерашние крестьяне и рабочие с трудом осваивали азы наук, а поповских, интеллигентских, офицерских, купеческих детей не допускали к образованию. Чтобы явно не нарушать авторитет власти, декларировавшей раздел общества по классовому признаку, но вместе с тем обеспечить приток грамотных специалистов, был найден хитрый, но простой способ – были организованы Всесоюзные заочные финансовые курсы. Они были платные, и учиться на них мог любой желающий. Система обучения была следующей – профессора писали конспекты собственных лекций, которые рассылались тем, кто за это платил, к лекциям давались задания, в определенный срок обучаемый должен был их выполнить и прислать на проверку. Если выполнялись все задания – выдавалось свидетельство об окончании курсов, которое давало «право на профессию». Через несколько лет запрет был снят, но система осталась и процветала (и процветает) долгие годы – под названием «заочное обучение». Прошло несколько десятилетий. В США, после поражения во Вьетнаме, армия была переведена на контрактную основу. Прослужив несколько лет, молодой человек получал приличную сумму денег, которых хватало, в том числе и на оплату образования, и на право внеконкурсного поступления. Большинство «служивых» ринулось в многочисленные юридические и финансовые колледжи. Но как учить этих 25-летних бывших морских пехотинцев, если они и в школе-то успехами не хвалились? Как можно быть уверенными в том, что они действительно овладели теми знаниями, которые необходимы для получения диплома? Неизвестно достоверно, самостоятельно ли, или был учтен опыт советских заочных институтов, однако именно в юридических колледжах и именно в силу необходимости обучать тех, кто потерял способность к быстрому усвоению, в том числе и уволенных в запас солдат армии США, была создана система, которую мы и называем «модульной». Прошло еще несколько лет. И вот теперь мы, казахстанские преподаватели, столкнувшись, правда, на ином уровне и в иных ипостасях, с этими же проблемами, пытаемся внедрить модульную систему обучения. Процесс внедрения длится вот уже более 10 лет. Однако сложно назвать хотя бы один колледж, в котором модульная система применялась бы в полном объеме. В то же время эту технологию прекрасно задействовали многие высшие учебные заведения (в большинстве своем негосударственные). Добавлю некоторые теоретические сведения Модульная технология имеет то неоспоримое достоинство, что позволяет преподавателю использовать достаточно широкий набор испытанных методов и методик. Она относится к так называемой деятельностной модели организации учебно-познавательной работы и существенно отличается от модели информативно-репродуктивной. Если говорить о тех технологиях, которые внешне сходны с модульной, то бросается в глаза ее сходство с так называемым блочным методом, с использованием методики УДЕ (укрупненных дидактических единиц), а также с ранее популярным программируемым обучением. Общим для них является, в частности, разделение учебного материала на отдельные блоки, «дозирование» знаний. Кардинальное отличие в том, что при блочном методе и программированном обучении все учащиеся, как один человек, в одно и то же время должны усвоить одинаковый объем знаний. При модульном же обучении – учащиеся сами выбирают, когда и сколько они смогут усвоить. Это принципиально важно: модульная технология позволяет каждому ученику выбрать индивидуальный темп обучения, объем содержания учебного материала, формы организации своей познавательной деятельности, соответствующие его возможностям. Строго говоря, модульная технология в ее глубинном смысле не является технологией обучения, т. е. строго регламентированным процессом передачи-получения знаний. Это технология организации учебного процесса и интеллектуально-познавательной деятельности учащихся. Модуль – законченный блок информации, в который входят цели обучения, целевой план действий, содержание учебного материала и руководство по его усвоению одновременно с контролем усвоения знаний. Иными словами, учебный модуль есть относительно самостоятельный, функционально ориентированный фрагмент процесса обучения, который имеет собственное программное и методическое обеспечение и следующие компоненты учебного процесса . 1) Организация работы по овладению новыми знаниями (самостоятельно либо с помощью преподавателя). 2) Стартовый контроль для выявления и коррекции затруднений в усвоении изучаемого материала (тестирование, опрос). 3) Разбор отдельных вопросов изучаемого материала, углубление и закрепление материала (самостоятельно либо с помощью преподавателя). 4) Промежуточный контроль (тестирование, опрос). 5) Формирование умений и навыков, применение знаний на практике (самостоятельно либо с помощью преподавателя). 6) Закрепление умений и навыков, повторение и систематизация знаний (самостоятельно). 7) Выходной контроль (тестирование, опрос, письменная работа). Несколько модулей образуют свою систему знаний, которой необходимо овладеть учащимся, и с этой точки зрения суть модульной технологии состоит в расчленении курса, в моём случае по предметам спец. дисциплин, на относительно самостоятельные части (модули), которые связаны между собой общим понятийным аппаратом, общей методологией и общими принципами усвоения. Организационно «изюминка» технологии заключается в том, что система занятий, составляющих модуль, должна соответствовать этапам познавательной деятельности учащихся. Например, модуль «Монтаж осветительных электроустановок» по предмету «Монтаж электроустановок» в группе ЭПП-31 изучался на четырех занятиях, каждому из которых, соответствовал свой вид деятельности преподавателя и учащегося. Новизна в деятельности преподавателя заключается в том, что на промежуточных этапах работы над модулем преподаватель не столько контролирует работу учащихся, сколько устанавливает степень усвоения изучаемого материала и помогает учащимся скорректировать свои учебные усилия. Новизна в деятельности учащегося – это почти полная его самостоятельность при продвижении «внутри модуля». В итоге получается, что сущность «технологичности» – в повторяемости работы над модулями при разнообразии содержания и емкости модулей, чем, в конечном итоге, и вырабатывается (точнее говоря, должен вырабатываться) осознаваемый учащимися механизм управления своей самостоятельной учебной деятельностью. Формальными признаками применения преподавателем модульной технологии являются следующие. 1. Наличие модульной программы. 2. Объединение содержания теоретического материала в укрупненные блоки. 3. Построение системы занятий согласно вышерассказанной мной схеме. 4. Ознакомление учащихся с планом работы над модулем, сообщение им минимума знаний, умений и навыков по модулю и требований к ним. 5. Значительное преобладание (до 95%) самостоятельных форм работы учащихся по усвоению и закреплению знаний, умений и навыков. 6. Деятельность преподавателя в основном организующая, консультационная и коррекционная. 7. Проверка знаний, умений и навыков осуществляется в три этапа – стартовый, промежуточный и итоговый. 8. Отсутствие, как такового, текущего контроля знаний и умений и ежеурочного домашнего задания в привычном нашем понимании. 9. Применение «рейтинговой» системы оценивания работы учащихся. Поясню этапы работы по модульной технологии подробнее, поясняя примерами из собственного опыта. Составление модульной программы Внешне модульная программа – это очень детальный план-график изучения модуля. перечислю всё, что должно входить в модуль, а именно: 1. Интегрирующая общая дидактическая цель изучения всего модуля. 2. Содержание учебного материала. 3. Перечень требований к знаниям и умениям учащихся. 4. Поурочное распределение учебного материала. 5. Специфические цели на каждом этапе учебных занятий. 6. Определение вида деятельности учащегося на каждой паре. 7. Перечень контрольных вопросов и заданий для самоконтроля учащихся. 8. Контроль преподавателя (устный опрос, тест, контрольная работа, и т. п.). Еще одно отличие: план учебной работы над отдельным модулем, т. е. собственно сама модульная программа, должен быть обязательно доведен до сознания всех учащихся. К примеру, программа по предмету «Эксплуатация электроустановок» в группе ЭПП-41 составлена из расчета: 147 часов = 73,5 пары, причем так, что учтены особенности расписания в колледже. Весь учебный материал разбит на два макромодуля: «Эксплуатация электроустановок» и «Ремонт электроустановок». Эти макромодули разделены на модули, в которых, в свою очередь, выделены микромодули, соответствующие одному учебному занятию, равному одной паре. Хочется внести небольшое замечание. Весьма много ошибок проистекает от неправильного истолкования понятия «модуль». Определение его конкретно и ясно. Однако можно ли параграф учебника под названием «Приёмка ВЛЭП в эксплуатацию» считать модулем, а следующий параграф «Осмотры ВЛЭП» – соответственно следующим модулем? Конечно же, нет! Все, что относится к содержанию темы «Эксплуатация ВЛЭП», и составляет содержание модуля. Логично и естественно первый макромодуль «Эксплуатация » разбить на несколько модулей, в число которых войдет и модуль «Эксплуатация ВЛЭП». Популяризируемое достоинство модульной технологии обучения заключается в почти полной самостоятельности учащихся. Практика, однако, показала, что совершенно самостоятельно выстроить свою учебную деятельность учащиеся в силу возрастных особенностей еще не в состоянии, поскольку необходимый уровень внутренней самоорганизации не сформирован и мотивация учебной деятельности обусловлена не осознаваемыми внутренними потребностями учащихся в знаниях и умениях, а требованиями преподавателей и родителей. Поэтому даже для учащихся четвёртых курсов еще нужна непосредственная организация преподавателем учебной деятельности, активная помощь и консультирование и корректирование в работе над учебным материалом модуля и контроль. Одно из требований (принципов, признаков) модульной технологии – возможность оказания индивидуальной помощи каждому! Хотела бы обратить внимание на следующее: модульная технология предполагает, что последовательность занятий организационно соответствует последовательности этапов познавательной деятельности учащихся, что осуществить такое весьма трудно и требует от преподавателя глубокого анализа каждого проведённого микромодуля и корректировки последующих, исходя из индивидуальных способностей каждого учащегося группы. В итоге могу сделать вывод, что применение мной на практике элементов модульной технологии с учётом анализа качества успеваемости благоприятно сказывается на приобретенных профессиональных знаниях, навыках и умениях учащихся третьих, четвёртых курсов по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». А это и есть главная цель преподавателя Технического Колледжа: удовлетворить потребность общества в высоком уровне профессиональной подготовки выпускников колледжа. В специалистах, способных решать сложные профессиональные задачи в качестве техников-электриков, готовых к постоянному саморазвитию, способствующему формированию базовых электротехнических понятий, как основы формирования их профессионального электротехнического мышления. Доклад по пед. чтению подготовила преподаватель спец. дисциплин Лыбина С.А. | |
Просмотров: 4427 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|