Главная » Статьи » Профессиональное образование |
[Казинформ] АСТАНА. 6 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Тулекбаева/ – В июле Главой государства был подписан указ, призванный дать мощный толчок для того, чтобы в нашей стране уже на должном уровне решалась проблема дефицита технических кадров, работников обслуживающего труда. Если говорить о системе высшего образования, то в целом за последние два года госзаказ на подготовку специалистов по техническим специальностям был увеличен на 30%. Существенной корректировке подверглась программа «Болашак»: претенденты имеют возможность учиться за рубежом и осваивать такие специальности, как «Инжиниринг в области авиаракетостроения», «Атомная промышленность», «Морское судовождение» и др. Стоит отметить, что экономисты уже давно бьют в колокола: в стране не хватает не только высококвалифицированных инженерных кадров, но и рабочих рук: лифтеров, слесарей, токарей. По одним расчетам, ежегодная потребность в рабочей силе будет расти в среднем на 60 тыс. человек. Решать проблему кадров за счет привлечения трудовых мигрантов путь легкий, но тупиковый, считают в Правительстве. «Более сложный, но фундаментальный – готовить собственных граждан по тем специальностям, которые необходимы», - выразил позицию по этому вопросу Премьер РК Карим Масимов на одном из совещаний с работниками организаций системы образования. О состоянии и перспективах развития профессионально-технического образования, о том, что даст нашей стране новая профильная госпрограмма, в интервью нашему корреспонденту рассказал директор департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки РК Кадырбек Борибеков. По его словам, в настоящее время в республике подготовкой кадров технического и обслуживающего труда занимаются 318 профессиональных школ с контингентом обучающихся 107,1 тысячи человек, 530 колледжей с контингентом 498,1 тыс. человек. Техническим профессиям обучают в 107 профшколах (53,6 тыс. учащихся) и в 122 колледжах (137,9 тыс. человек). Эксперты констатируют: по прогнозу на 2008-2010 годы, наибольшая потребность в специалистах технического и обслуживающего труда будет ощущаться в сфере промышленности- 93;4 %, строительстве – 72,5% и в сельском хозяйстве - 35%. «При достаточном количестве обучающихся в профессиональных лицеях и колледжах только каждый четвертый обучается на технические и сельскохозяйственные специальности», - говорит Кадырбек Козыбаевич. Сегодня же на рынке труда сформировался устойчивый спрос на такие профессии как газоэлектросварщик, мастер сельскохозяйственного производства (фермер), слесарь сельхозтехники, мастер-отделочник строительных работ, дорожные строители, монтажник стальных и железобетонных конструкций и др. Порой эти вакансии надолго остаются незаполненными в официальном банке данных. Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является одной из приоритетных задач сегодняшнего дня. Как отметил в интервью Кадырбек Борибеков, учиться на технарей какое-то время было немодно, не престижно. И тому есть вполне объективные причины. «На мой взгляд, виной тому отсутствие пропаганды, разъяснительной работы о роли таких специалистов в развитии экономики. К тому же существует диспропорция в социальной поддержке обучающихся в профессиональных школах по сравнению с другими ступенями образования», - говорит К. Борибеков. Сравнить, к примеру затраты на гуманитария: юриста или экономиста и расходы на того же технаря, счет явно будет не в пользу последнего: обучение в профшколах (а, это расходы на проживание, на учебные принадлежности, материалы, литературу), обходится в несколько раз дороже, чем в вузах и сузах. Говорить о проблемах в этой сфере образования можно долго. Подготовить почву для появления в будущем отечественных работников высокого класса призвана новая Госпрограмма по развитию технического и профессионального образования на 2008-2012 годы. Она ориентирована на подготовку специалистов с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования. В рамках программы будет пересмотрено содержание учебных программ, разработаны 230 новых стандартов ТиПО, 224 модульные учебные программы, разработаны 1430 типовых учебных программ, 1600 единиц учебной литературы по общепрофессиональным и спецдисциплинам. –– Образовательные программы будут нацелены на формирование у обучающихся базовых и специальных компетенций, станут более привлекательными для молодежи и востребованными у работодателей. Для работы по новым программам мы будем переобучать и направлять на повышение квалификации 1000 педагогических работников. Начиная со следующего года, ежегодно будет выделяться по тысяче грантов на подготовку кадров для преподавания в колледжах и профлицеях. Кроме этого, в прошлом году порядка 314 человек прошли курсы в рамках международных проектов, и эта работа будет продолжена, - говорит Кадырбек Борибеков. Для работы в учебных заведениях будут приглашены 120 зарубежных преподавателей. Напомним, что в республике уже создано 4 межрегиональных учебных центра по переподготовке и повышению квалификации инженерно-педагогических работников системы ТиПО: в Западно-Казахстанской области, ЮКО, в Акмолинской области и в Астане. В рамках программы, говорит К. Борибеков, планируется строительство 46 новых учебных заведений, в первую очередь там, где они отсутствуют, а также 41 общежития при действующих учебных заведениях, что снимет остроту проблем с жильем для студентов. Что касается материально-технической базы, которая, к слову, не выдерживает никакой критики, она будет полностью обновлена. На переоснащение учебных заведений предусмотрена сумма в размере 4106,74 млн. тенге. В целом на претворение в жизнь всех мероприятий, запланированных в рамках госпрограммы, выделены значительные средства - более 58 млрд. тенге. Особо стоит коснуться и вопроса создания национального и отраслевых советов по человеческим ресурсам. Это также планируется сделать в рамках Госпрограммы. Новые структуры станут теми диалоговыми площадками, где будут сосредоточены и заинтересованные госорганы, и представители научно-технической интеллигенции, будут приниматься межведомственные решения. Еще одним новшеством, прописанным в программе, станет создание Фонда поддержки развития технического и профессионального образования. Средства Фонда пойдут на укрепление учебно-материальной базы организации ТиПО, на подготовку остродефицитных кадров технического и обслуживающего труда путем выделения стипендии, разработку и выпуск научных, учебно-методических пособий и информационных бюллетеней в области профессионального обучения и подготовки кадров и др. Стоит отметить, что в программе учтены и требования иностранных компаний при найме работников. Как известно, зачастую они отказывают в работе казахстанцам, обосновывая это тем, что по квалификации они не проходят конкурсный отбор. «Допустим, у нас по еще советской квалификационной шкале для сварщиков самый максимальный разряд шестой, а по международным меркам, есть уже девятый. Госпрограмма предусматривает создание Национальной квалификационной системы (НКС), чтобы устранить эти барьеры для наших граждан», - говорит директор департамента. К слову о работодателях. Программа рассматривает необходимость создания нормативно- правовой базы по привлечению бизнес-структур к процессу подготовки и переподготовки кадров. «Сейчас мы заключаем меморандумы, соглашения между предприятиями, учебными заведениями и уполномоченными органами образования», - сказал директор департамента. В настоящее время, по его словам, подписано 17 таких соглашений. Среди подписантов – национальные компании «Казахстан темир жолы», «КазМунайГаз», «Казатомпром», «Казахтелеком», «Казпочта», «Фонд поддержки малого предпринимательства» и др. Чтобы раскрыть суть таких документов, остановимся на одном примере. Не так давно было подписано трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки РК, акиматом области и группой компаний АО «АЗИЯ АВТО». По нему, профильное ведомство берет на себя финансирование строительства регионального центра по подготовке кадров для машиностроительной отрасли, содействует в укреплении его учебно-методической базы и установлении международного сотрудничества по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации технических кадров. Акимат отслеживает рынок труда, своевременно выделит земельные участки под строительство объектов технического профессионального образования, ведет другие оргвопросы. А компания в свою очередь обеспечит учащимся центра производственную практику, будет привлекать высококвалифицированных сотрудников в качестве преподавателей, обеспечивает обучение новым технологиям. Вот такая логическая цепочка. Стоит отметить, что в ходе работы по привлечению работодателей и инвесторов к участию в создании и укреплении учебно-производственной базы учебных заведений профессионального образования МОН РК привлекло средства иностранных компаний - более 9 млн. 717 тысяч долларов. Из них 2 млн. 410 тысяч долларов, средств недропользователей направлено на приобретение оборудования. «За счет этих денег в каждом регионе создано так называемое базовое учебное заведение профессионального образования по внедрению новых технологий, это своего рода экспериментальная площадка для других учебных заведений», - сказал Кадырбек Козыбаевич. Остается добавить слова главы правительства, что «одно дело принять программу, другое - ее исполнить. Направления работы программой определены, деньгами обеспечено, куда двигаться понятно, теперь просто надо каждому делать свое дело». Но, уже сегодня зная, что в долгосрочном периоде будет испытываться нехватка технических кадров, а в школах у нас в последние два года сделан акцент на преподавание естественных и технических наук, можно предположить, что через лет пять-шесть в трудовой структуре у нас произойдут коренные изменения. | |
Просмотров: 1311 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|