Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Хочется затронуть вопросы технического и профессионального образования Казахстана через развитие человеческого капитала в свете обсуждения проекта Государственной программы развития образования РК на 2015-2020 гг.. Как сказал великий Абай: «Если хочешь быть богатым – учись ремеслу, богатство со временем иссякнет, а умение нет». Учиться ремеслу сегодня необходимо, ведь на рынке труда ощущается нехватка рабочих кадров. И эту проблему должно решать техническое и профессиональное образование (далее - ТиПО), качество подготовки специалистов – это не узкое решение одного вопроса, а решение многих проблем. Поэтому так актуально понятие «человеческий капитал», который отличается от вещественного (физического): он не продается и не покупается; его носитель является и его владельцем. Соответствие человеческого капитала требованиям экономической и научно-технической ситуации позволяет обеспечить эффективность нашей экономики в целом, а также предприятий и организаций. В Казахстане прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны, необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования. Вопросы экономического роста, укрепления творческого потенциала в стране имеют огромное значение именно в период вхождения Казахстана в число 50 развитых стран мира. Н. Назарбаев в своем послании к народу Казахстана указывал: «Мы должны по-новому осознать роль технического и профессионального образования, сформировать кадровый задел для высокотехнологических и наукоемких производств будущего». Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Основой реализации государственной политики РК в сфере образования и должна стать Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг., обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования. Важнейшей задачей становится управление процессом инвестирования в человеческий капитал. Программы инвестиций предполагают разработку комплекса мероприятий по улучшению его структуры, выявление приоритетных направлений, расчет инвестиционных затрат. Инвестиции в человеческий капитал повышают производительность труда и способствуют устойчивому экономическому росту любого предприятия и государства в целом. Именно поэтому главная цель программы: повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан и устойчивого роста экономики страны. Непростые экономические условия, жесткая конкуренция, выход на международный рынок, освоение высоких технологий требует подготовки специалистов, обладающих глубокими знаниями, умением адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Все это невозможно без развитой системы ТиПО. Именно поэтому для развития человеческого капитала государство определило 4 приоритетных национальных проекта: один из которых – развитие образования. Его начало во многом означает реальный сдвиг в пользу придания экономике социальной ориентации. Не секрет, что действующая система подготовки кадров не обеспечивает потребности отраслей промышленности в высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистах, учебно-материальная база профессиональных учебных заведений устарела, обучение ведется по программам, частично отвечающим требованиям работодателей. Поэтому уровень подготовки специалистов оставляет желать лучшего. Сейчас, когда мы перешагнули порог 21 века, система ТиПО приобретает решающее значение для достижения экономического роста, укрепления творческого потенциала. Именно ТиПО является основной ступенью мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, обеспечивающих социальную защищенность выпускников – будущих рабочих. И оттого, каким мы хотим видеть ТиПО будущего, должна строиться работа уже сейчас. По какому пути мы пойдем сегодня, зависит будущее профессионального образования и его «завтра». Меня, как заместителя директора по профильному обучению, не может не волновать этот вопрос. Решить который можно, правильно выбрав путь. Здесь очень уместны слова Марка Твена: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что пошел не туда». Внедрение данной Программы позволит: – вести подготовку кадров на основе национальной квалификационной системы и полностью соответствовать запросам рынка труда; – учебно-производственные мастерские и лаборатории учебных заведений оснастить современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями; – обеспечить высокий социальный статус педагогических работников системы ТиПО; – сделать обучение в учебных заведениях ТиПО привлекательным и престижным для молодежи. Сейчас, как никогда остро и актуально встает вопрос перехода от «Образования на всю жизнь» к «Образованию в течение всей жизни». Проблема – это камень, лежащий на дороге. Выбрав направление, мы решили одну проблему. Значит, нам предстоит решить другую: как побудить граждан Казахстана учиться постоянно. Это вопрос не столько средств, сколько образа мышления. Рынок труда в лице работодателей уже давно требует новых акцентов в обучении. Поэтому каждому учебному заведению необходимо сегодня разработать не только собственную Программу развития, основываясь на Государственную программу развития образования РК на 2015-2020 гг., но и систему развития человеческого капитала. Анализ состояния ТиПО в РК свидетельствует о необходимости механизмов стимулирования работодателей для участия в процессе подготовки кадров. Уже существуют основы регулирования качества профобразования – национальные центры присвоения и подтверждения квалификаций. Работодатели должны быть заинтересованы в работе этого центра, т. к. выдаваемый им государственный сертификат будет подтверждать квалификационный разряд выпускника в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Взаимодействие национального, региональных и отраслевых советов по развитию ТиПО обеспечит активное участие бизнеса, профессионального сообщества в управлении подготовкой кадров. Каким должен быть выпускник - диктует работодатель, делая заказ на специалиста, а как этого достичь, определяем мы сами. Сегодня перед ТиПО поставлена основная задача – соответствие требованиям рынка труда квалифицированных рабочих и специалистов, которые нужны работодателю. Подготовка специалиста нового типа, обладающего конкурентоспособностью уже с момента окончания профессиональных учебных заведений – требование времени. Многое зависит и от взаимоотношений работодателей и учебного заведения, как теперь говорят «социального партнерства». Под социальным партнерством мы понимаем процесс материального и социально-мотивированного сотрудничества и практической реализации интересов. Всему населению, независимо от возраста и социального положения, данная Программа дает возможность приобрести и совершенствовать базовые навыки, включая приобретение новых посредством различных форм обучения системы в целом, а также частных поставщиков образовательных услуг (дистанционного обучения, краткосрочных курсов переквалификации, инклюзивного). Будет предусмотрено обучение без отрыва от производства, совместно с учебными заведениями, а также социальными партнерами. «Социальное партнерство» - понятие, которое сегодня возвращается к нам из 80-90 годов. Наверное, это неспроста. Социальные партнеры сегодня это не спонсоры, как многие ассоциируют. Это деловое обоюдовыгодное сотрудничество по многим вопросам. Работодатели будут привлекаться к софинансированию учебных программ и выработке гибких схем, позволяющих каждому работнику участвовать в непрерывном образовании. Социальное партнерство – это современный тип взаимоотношений учебных заведений и работодателей Нами разработана структура социального партнерства, по которой лицей работает вот уже на протяжении 5 лет, и весьма успешно. Невозможно представить сегодня лицей без АО «ССГПО» (далее – АО), а ведь сотрудничество началось более 44 лет назад. Эти отношения не только не ослабевают, а крепнут и развиваются. И все эти годы понятие «социальный партнер» для нас было не пустым звуком. Все, о чем мы сегодня говорим, для нас норма, наше сотрудничество не останавливалось ни на минуту. В тех положительных результатах, которых добился сегодня лицей, есть весомая доля участия социальных партнеров. Руководство предприятия, в лице президента АО Мухамеджана Мамаджановича Турдахунова, уделяет серьезное внимание кадровой политики на своем предприятии. Это именно политика с глубоко продуманными стратегическими, ближними и долгосрочными целями и задачами, а не временная кампания. Поэтому ни на 1 год не прерывались взаимоотношения и социальное партнерство лицея и АО, которое реализуется по следующим направлениям: • Предприятие дает социальный заказ на подготовку кадров в лицее по требуемым профессиям. Это обеспечивает предприятие надежным источником подготовленных квалифицированных рабочих кадров, с одной стороны, а с другой стороны дает лицею возможность развиваться, вносить вклад в общегосударственное дело подготовки кадров и социальной защиты молодежи. • АО предоставляет рабочие места для прохождения производственного обучения и производственной практики для учащихся лицея. При обучении на производстве каждому учащемуся предоставляется рабочее место, закрепляется наставник, гарантируются безопасные условия труда, возможность пользоваться всей технической документацией, знакомство с новыми технологиями. Согласно положению о прохождении производственной практики нашими учащимися, договору о сотрудничестве в области подготовки кадров и другим совместным документам более 300 учащихся в течение года проходят практику на предприятиях АО для овладения рабочей специальностью, применения теоретических знаний на производстве. • Важным аспектом совместной работы является пересмотр содержания учебных планов и программ с главными специалистами АО. • Для заинтересованности в качестве уровня обученности и профессиональной подготовки президентом АО Турдахуновым М. М. учреждена личная стипендия лучшим учащимся лицея. • Организует совместно с мастерами производственного обучения экскурсии с выездом в подразделения АО с целью ознакомления учащихся с будущей профессией. • Совместно с отделом Молодежной политики АО проводится профориентационная работа в школах города. Предприятие спонсирует расходы лицея на рекламную кампанию, проводятся совместные внешкольные мероприятия различного направления . • Руководители, главные специалисты предприятия осуществляют контроль за уровнем подготовки выпускников, участвуя в работе Государственной квалификационной комиссии. • Мастера производственного обучения проходят стажировку в подразделениях АО, знакомясь с новыми технологиями и оборудованием, что дало возможность: – постоянно повышать уровень профессиональной компетентности; – готовить учащихся в соответствие с международными требованиями. В этом учебном году с АО на основе проведенных мониторингов рынка труда на базе лицея открывается новая профессия «Машинист электровоза». Впереди открытие востребованных профессий для предприятий города, области и республики в целом. «Новые кадры должны превосходить по уровню профессионализма предыдущие!» Так в 2009 г. 72 % выпускников лицея приняты в основные подразделения комбината. Сегодня меняются внутренние структуры и методы работы предприятия, что предъявляет более высокие требования к качеству подготовки рабочих. 100 % трудоустройство выпускников - опять помощь комбината, ведь многие выпускники уже на практике знают в какой цех придут работать. Создана целостная модель подготовки кадров: школа-лицей-производство. На практике осуществляется интеграция образования и производства, обеспечивающая формирование профессионально-компетентной личности, конкурентоспособного специалиста. Осуществление успешного взаимодействия с социальными партнерами, реальная материальная и законодательная помощь государства в решении глобальных вопросов позволит решить проблемы: – трудоустройства выпускников; – обеспечить контроль за качеством их подготовки; – прогнозировать потребность в специалистах тех или иных профессий, и их открытие; – совершенствовать содержание программ в соответствии с требованиями современного производства; – привидения материально-технической базы учебных заведений в соответствие с современными требованиями. Основным фундаментом, на который должна опираться стратегия Казахстана, является целенаправленное развитие главного из всех ресурсов экономики - человеческого капитала. А профессиональные учебные заведения города, области и всего Казахстана – начальная ступень к осуществлению этой цели – подготовке квалифицированных специалистов, конкурентных на рынке. В современных условиях долгосрочной основой экономического процветания и конкурентоспособности должна стать производительность труда, стратегическим ресурсом которого является человеческий капитал. Государство должно делать вклад в развитие этого ресурса. Без образованных людей невозможно развить современную инфраструктуру, создать эффективный государственный аппарат, обеспечить благоприятный бизнес климат. Наличие политической воли и всесторонней поддержки государства, в лице ее президента Н. Назарбаева, является основой в проведении этих реформ. Необходимо трансформировать содержание профессионального образования от знаниецентристского к «компетентностному», ориентированному на результат. «Успех приходит к тому, кто делает то, что может». А внедрение Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг. даст возможность осуществить все то, к чему мы все стремимся: вывести Казахстан на лидирующие позиции среди стран СНГ по развитости системы образования и войти в число 50 развитых стран мира. | |
Просмотров: 2469 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|