Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Т. И. Дозорцева, заместитель директора по профильному обучению ПЛ № 11, г. Рудный, Костанайской области Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди. К. Маркс Организация - это музыка, а директор - это дирижер, который должен управлять оркестром, чтобы музыкальное произведение понравилось всем и был очевиден результат. Ну, а если более серьезно, то организация – это деятельность органов управления по созданию, упорядочению оп-ределенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений. Любой руководитель, в том числе руководитель учебным заведением – это, прежде всего, СОЗДАТЕЛЬ СИСТЕМЫ. Главное назначение руководителя – создавать системы: система планирования и контроля, система учебно-методической работы, воспитательной или производственной, работы с кадрами, с родителями и, конечно, с социальными партнерами. Управлять современным учебным заведением не под силу даже самому талантливому дирек-тору, если у него нет единомышленников, в лице его заместителей, а также если его действия не подчиняются определенным правилам. В этом и заключается его организационно-управленческая концепция. Одно из важнейших требований системного подхода к управлению, по мнению французов, состо-ит в том, что «каждый должен нести свой чемодан», если перевести этот афоризм на язык управления, то это означает, прежде всего, четкое, скрупулезное распределение функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива. При этом такую функциональную структуру по мере возможности необходимо стараться строить под конкретного человека, тем самым придерживаться индивидуальных и личностных качеств работников. Не каждый руководитель умеет оперировать этими качествами, ибо это трудное искусство, тре-бующее вдумчивости, опыта, решительности, чувства меры и еще многих качеств. Ведь сегодня директор – это: агент по контактам - помогает установить профессиональные связи с другими учебными заведениями или социальными партнерами; катализатор - стимулирует, мотивирует к личностному и профессиональному развитию; советник - высказывает мнения, организует со-вместное обсуждение, дает наставления; генератор идей. Существуют определенные принципы, которых необходимо придерживаться: • Обязанности и права работников должны быть уравновешены и соответствовать друг дру-гу. • Линии власти должны быть четко обозначены: каждый должен отвечать определенному лицу за результат своей работы. • Права решения делегируются вниз в максимально возможной степени. • Определение обязанностей и прав должно быть четким, определенным, оформленным письменно. Придерживаясь этих принципов можно избежать ситуации «два порядка - беспорядок». По-добная структура не является чем-то новым и необычным, известна давно, однако осуществить ее на практике удается не всем, или не со 100 % результатом. Необходимо помнить, что с одной стороны это: – проявление доверия; – инструмент включения сотрудника в процесс управления; – демократизация процесса. Не жалуйтесь на отсутствие квалифицированных кадров при решении задач делегирования. Работайте с ними! Конечно, требуется инструктаж и внимание к первым шагам. Давно замечено, если в прогрессе человека есть заинтересованность, его умение растет. По-добная система управления всегда связана с ответственностью, но если вы хотите, чтобы управле-ние было эффективным, а сотрудники интеллектуально росли, то не следует бояться этой ответ-ственности. Такая система несет не вседозволенность, а исполнительскую ответственность. Почему? Беда не в недостатке принципов, а в том, что далеко не каждый руководитель умеет ими оперировать, ибо это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности, чувства меры и еще многих качеств. «Организовать ..., - писал П. М. Керженцев, - значит , наметить план, систему работы, учесть все ее элементы, выделить составные части…». У руководителя лицея много функций, и одна из которых – контролирующая. Но, прежде чем контролировать, необходимо: 1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ (анализ позволяет выявить запросы педагогов, повысить каче-ство обучения и воспитания учащихся), предыдущие итоги (плюсы и минусы) 2. ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ (определить задачи и наметить перспективы деятельности инже-нерно-пе¬дагогического коллектива на определенный период деятельности, индивидуально каждого работника) 3. ПЛАНИРОВАТЬ (планирование координирует коллективные и индивиду¬альные формы работы, бюджет, исключает дублирова¬ние и стихийность, обеспечивает планомерность, организо¬ванность и эффективность труда). 4. КОНТРОЛИРОВАТЬ Можно ли обойтись без контроля? Нет, нельзя. Контроль – это та профессиональная услу-га, которую директор-менеджер должен оказывать своим сотрудникам. Сегодня руководитель должен помнить о том, что чем большее число людей будет его представлять, обладать правом принимать решения от его имени, чем больший объем управленческой и другой работы он смо-жет выполнить. В лицее существует несколько форм подведения итогов контроля: аналитическая справка; методические рекомендации; приказ; обобщение опыта. Место подведения итогов контроля педагогический совет; совещание при директоре; родительское собрание; собрание учащихся группы; заседание предметной методической комиссии; индивидуальное собеседование. Организовать – значит, передать проблему для решения наиболее компетентному лицу, а в системе работы лицея их несколько: Заместители директора по УПР, УР, ВР, АХЧ бухгалтера руководители всех подразделений: методических объединений, школы передового опыта и молодого специалиста, научных обществ, методических советов, проблемных и творческих групп и т.д. В лицее разработан комплекс мероприятий по улучшению деятельности всех структур лицея, вы-явлены приоритетные направления: курсы повышения квалификации участие в профессиональных конкурсах обмен опытом с другими учебными заведениями области участие в различных семинарах-практикумах знакомство с достижениями в области педагогики, методологии, основах производства. Подобные мероприятия или инвестиции в человеческий капитал повышают уровень профессионализма педагогов, и соответственно, качество подготовки будущих специалистов. Действующая система в лицее уже имеет результаты и зарекомендовала себя в области и респуб-лике: 1. преподаватели и мастера п/о охотно делятся опытом, 2. призовые места в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах, 3. ежегодное участие в научно-практических конференциях, 4. активная разработка авторских учебных пособий и сборников, 5. публикации докладов в областных и республиканских методических журналах. Предложение Президента от «Образования на всю жизнь» к «Образованию в течение всей жизни» лицей активно внедряет в жизнь. По словам Стенфорда Оптнера: «Величайшая задача, которая встанет перед руководи-телем нового поколения – усиление их способности выделять критические проблемы и по-стигать решение этих проблем». Система информации необходима в любой деятельности, а в работе руководителя - информация, да еще и своевременная играет порой решающую роль. Ведь это один из современных и быстрых способов как обмена опытом, так и получения знаний в любой области. Но для всего этого требу-ется только одно – желание знать! Существуют организационно-распорядительные методы: • Ясное определение цели предстоящей работы - ЧЕГО НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ? • Точное определение задач для каждого заместителя - ПОСРЕДСТВОМ КАКИХ ОПЕРА-ЦИЙ МОЖНО ДОСТИЧЬ? • Подготовка всего необходимого для работы - ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ДОСТИЧЬ? • Установление норм выполнения для установления результатов - РАЗМЕРЫ ДОСТИГНУ-ТОГО. • Распределение власти, ответственности, адресата и время отчетности - ЧЕМ СТИМУЛИ-РОВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ? • Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы - КАК ДОСТИЧЬ? Организация должна быть постоянно в «текущем ремонте», обновляться и перестраивать-ся, не теряя при этом эффективности. Организация работы включает свое собственное отрицание. Несколько правил для руководителя при распределении задач перед заместителями: • Ясно, недвусмысленно изложить задачу. • Дать возможность действовать, не мешать, дать права. • Знать, как идут дела, корректировать по необходимости. • Оказать помощь при необходимости, без излишней опеки. • Вознаградить согласно вкладу (принцип стимулирования должен работать индивидуально). «Один удар молотком – один доллар, за то, что знал, куда ударить, - 9 999 долларов», - П. Л. Капица. Существует специальная теория «управления персоналом», разработанная в 60-е годы, в основу которой входит: – подбор и обучение кадров; – их переподготовка; – регулирование трудовых споров; – занятость персонала. Какова цель подобной теории? Повышение благосостояния работника. Возможность вно-сить максимальный вклад в эффективную работу управления. Наш лицей работает по системе (САД) – совместная аналитическая преобразовательная деятельность 1 – управляющая система 2 – командная информация 3 – управляемая система 4 – информация о состоянии управляемой системы 5 – информация о состоянии внешней среды, воздействующей на систему 6 - командная, нормативная, директивная информация Управления, Министерства Что дает нам эта система? • Формирует творческое отношение к педагогическому труду. • Развивает прогностические умения. • Формирует отношение сотрудничества с руководителем. • Катализирует творческий потенциал. • Демонстрирует демократичность, гуманность управления и его ориентацию на человека. • Определяет пути и средства для перевода педагога на более высокий уровень профессиональ-ной деятельности. • Совершенствует процесс внутрилицейского менеджмента, делая его более результативным и эффективным. В процессе разработки и апробации данной системы опирались на перспективный план разви-тия лицея на 2007-2012 годы. При составлении перспективного плана развития лицея опираемся на эти данные: № Периоды Цель УЗ Ресурсы Конкурен-ция Среда 1. Прошлое ПЛ Колледж 2. Настоящее Узкопрофильный лицей горного направления Совершенствование материально-технической базы 3. Ближайшее будущее Многопрофильный лицей для экономики региона и республики Открытие новых спе-циальностей 4. Сила -Социальный партнер АО ССГПО, АО Соколовстрой -стипендия по горным специаль-ностям -Увеличить количест-во социальных парт-неров - стипендия по всем специальностям 5. Слабость Нет общежития В плане восстановле-ние (2011г) 6. Возможности Увеличить набор Набирать учеников из отдаленных районов (общежитие) 7. Уроки -Старение кадров -Износ материальной базы -Привлекать новые кадры -Приобретение обо-рудования 8. Опасность -Конкуренты, -Уменьшение количества учащих-ся 9 классов «Величайшая задача, которая встанет перед руководитель сегодня – усиление способности выделять критические проблемы и постигать решение этих проблем». Благодаря этой программе наш лицей в течение ряда лет занимает лидирующие позиции в рейтинге учебных заведений Костанайской области и республики в целом: • Республиканский семинар педагогов – новаторов в Астане (2007,2009); • ГРАН-при конкурса «Лучший преподаватель спец дисциплин», (2007); • Мониторинг по трудоустройству выпускников: 2007-97,5%, 2008-97,8%, 2009-98%, 2010-100%. • Учащиеся лицея ежегодные победители предметных олимпиад: Казахский язык: 2007-2 место, 2008-1 место, 2010-1 место. Математика: 2009- 1 место Литература, ЧиО -1 место (2010) • ГРАН-при в областном конкурсе сочинений (2008); • ГРАН-ПРИ в профессиональном конкурсе «Лучший мастер п/о», (2008); • 1 место в областном рейтинге «Лучший лицей-2009»; • 14 опубликованных статей за 3 года в областных и республиканских научно-методических журналах; • 2 экспериментальные площадки в направлении методической работы, 2005-2009 гг; • Призовые места в областных научно-практических конференциях, 2005-2010 гг; • 2 место в республиканском конкурсе «Лучшая методическая служба профессиональных лицеев РК», 2009 г; • 2 место в областном конкурсе «Самый содержательный сайт», 2009 г; • 3-ий республиканский конкурс VCT-проектов для инновационных педагогов, 2010 г. • 1 место в областном конкурсе среди учебных заведений ТиПО «Лучший лицей 2010»; • Участие в республиканском конкурсе среди учебных заведений ТиПО «Лучший лицей 2010». Координировать – значит связывать, объединять, гармонизировать все усилия. Анри Файоль Удовлетворять образовательные потребности микро социума необходимо на высокой планке качества. Лицей, а тем более профессиональный, должен быть конкурентоспособным, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска новых педагогиче-ских технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. На протяжении нескольких лет педагогический коллектив ПЛ №11 планирует свою работу именно в этом направлении. Поэтому участие во всех областных, республиканских конкурсах, семинарах, курсах повышения квалификации стало для нас обычным делом. Но «обычный» не значит безрезультативный, наоборот. А умение правильно управлять, значит знать, к чему стремиться. «Успех приходит к тому, кто делает то, что может». | |
Просмотров: 3464 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|