Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Современный руководитель или как организовать эффективное управление
Т. И. Дозорцева,
заместитель директора по профильному обучению ПЛ № 11,
г. Рудный, Костанайской области

Идеи вообще ничего не могут осуществить.
Для осуществления идей требуются люди.
К. Маркс


Организация - это музыка, а директор - это дирижер, который должен управлять оркестром, чтобы музыкальное произведение понравилось всем и был очевиден результат. Ну, а если более серьезно, то организация – это деятельность органов управления по созданию, упорядочению оп-ределенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений. Любой руководитель, в том числе руководитель учебным заведением – это, прежде всего, СОЗДАТЕЛЬ СИСТЕМЫ.
Главное назначение руководителя – создавать системы: система планирования и контроля, система учебно-методической работы, воспитательной или производственной, работы с кадрами, с родителями и, конечно, с социальными партнерами.

Управлять современным учебным заведением не под силу даже самому талантливому дирек-тору, если у него нет единомышленников, в лице его заместителей, а также если его действия не подчиняются определенным правилам. В этом и заключается его организационно-управленческая концепция.
Одно из важнейших требований системного подхода к управлению, по мнению французов, состо-ит в том, что «каждый должен нести свой чемодан», если перевести этот афоризм на язык управления, то это означает, прежде всего, четкое, скрупулезное распределение функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива. При этом такую функциональную структуру по мере возможности необходимо стараться строить под конкретного человека, тем самым придерживаться индивидуальных и личностных качеств работников.
Не каждый руководитель умеет оперировать этими качествами, ибо это трудное искусство, тре-бующее вдумчивости, опыта, решительности, чувства меры и еще многих качеств. Ведь сегодня директор – это: агент по контактам - помогает установить профессиональные связи с другими учебными заведениями или социальными партнерами; катализатор - стимулирует, мотивирует к личностному и профессиональному развитию; советник - высказывает мнения, организует со-вместное обсуждение, дает наставления;
генератор идей.

Существуют определенные принципы, которых необходимо придерживаться:
• Обязанности и права работников должны быть уравновешены и соответствовать друг дру-гу.
• Линии власти должны быть четко обозначены: каждый должен отвечать определенному лицу за результат своей работы.
• Права решения делегируются вниз в максимально возможной степени.
• Определение обязанностей и прав должно быть четким, определенным, оформленным письменно.
Придерживаясь этих принципов можно избежать ситуации «два порядка - беспорядок». По-добная структура не является чем-то новым и необычным, известна давно, однако осуществить ее на практике удается не всем, или не со 100 % результатом.
Необходимо помнить, что с одной стороны это:
– проявление доверия;
– инструмент включения сотрудника в процесс управления;
– демократизация процесса.

Не жалуйтесь на отсутствие квалифицированных кадров при решении задач делегирования. Работайте с ними! Конечно, требуется инструктаж и внимание к первым шагам.
Давно замечено, если в прогрессе человека есть заинтересованность, его умение растет. По-добная система управления всегда связана с ответственностью, но если вы хотите, чтобы управле-ние было эффективным, а сотрудники интеллектуально росли, то не следует бояться этой ответ-ственности. Такая система несет не вседозволенность, а исполнительскую ответственность.

Почему?
Беда не в недостатке принципов, а в том, что далеко не каждый руководитель умеет ими оперировать, ибо это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности, чувства меры и еще многих качеств. «Организовать ..., - писал П. М. Керженцев, - значит , наметить план, систему работы, учесть все ее элементы, выделить составные части…».
У руководителя лицея много функций, и одна из которых – контролирующая. Но, прежде чем контролировать, необходимо:
1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ (анализ позволяет выявить запросы педагогов, повысить каче-ство обучения и воспитания учащихся), предыдущие итоги (плюсы и минусы)
2. ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ (определить задачи и наметить перспективы деятельности инже-нерно-пе¬дагогического коллектива на определенный период деятельности, индивидуально каждого работника)
3. ПЛАНИРОВАТЬ (планирование координирует коллективные и индивиду¬альные формы работы, бюджет, исключает дублирова¬ние и стихийность, обеспечивает планомерность, организо¬ванность и эффективность труда).
4. КОНТРОЛИРОВАТЬ
Можно ли обойтись без контроля? Нет, нельзя. Контроль – это та профессиональная услу-га, которую директор-менеджер должен оказывать своим сотрудникам. Сегодня руководитель должен помнить о том, что чем большее число людей будет его представлять, обладать правом принимать решения от его имени, чем больший объем управленческой и другой работы он смо-жет выполнить.
В лицее существует несколько форм подведения итогов контроля:
 аналитическая справка;
 методические рекомендации;
 приказ;
 обобщение опыта.
Место подведения итогов контроля
 педагогический совет;
 совещание при директоре;
 родительское собрание;
 собрание учащихся группы;
 заседание предметной методической комиссии;
 индивидуальное собеседование.

Организовать – значит, передать проблему для решения наиболее компетентному лицу, а в системе работы лицея их несколько:
 Заместители директора по УПР, УР, ВР, АХЧ
 бухгалтера
 руководители всех подразделений: методических объединений, школы передового опыта и молодого специалиста, научных обществ, методических советов, проблемных и творческих групп и т.д.
В лицее разработан комплекс мероприятий по улучшению деятельности всех структур лицея, вы-явлены приоритетные направления:
 курсы повышения квалификации
 участие в профессиональных конкурсах
 обмен опытом с другими учебными заведениями области
 участие в различных семинарах-практикумах
 знакомство с достижениями в области педагогики, методологии, основах производства.
Подобные мероприятия или инвестиции в человеческий капитал повышают уровень профессионализма педагогов, и соответственно, качество подготовки будущих специалистов.
Действующая система в лицее уже имеет результаты и зарекомендовала себя в области и респуб-лике:
1. преподаватели и мастера п/о охотно делятся опытом,
2. призовые места в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах,
3. ежегодное участие в научно-практических конференциях,
4. активная разработка авторских учебных пособий и сборников,
5. публикации докладов в областных и республиканских методических журналах.
Предложение Президента от «Образования на всю жизнь» к «Образованию в течение всей жизни» лицей активно внедряет в жизнь.
По словам Стенфорда Оптнера: «Величайшая задача, которая встанет перед руководи-телем нового поколения – усиление их способности выделять критические проблемы и по-стигать решение этих проблем».
Система информации необходима в любой деятельности, а в работе руководителя - информация, да еще и своевременная играет порой решающую роль. Ведь это один из современных и быстрых способов как обмена опытом, так и получения знаний в любой области. Но для всего этого требу-ется только одно – желание знать!

Существуют организационно-распорядительные методы:
• Ясное определение цели предстоящей работы - ЧЕГО НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ?
• Точное определение задач для каждого заместителя - ПОСРЕДСТВОМ КАКИХ ОПЕРА-ЦИЙ МОЖНО ДОСТИЧЬ?
• Подготовка всего необходимого для работы - ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ДОСТИЧЬ?
• Установление норм выполнения для установления результатов - РАЗМЕРЫ ДОСТИГНУ-ТОГО.
• Распределение власти, ответственности, адресата и время отчетности - ЧЕМ СТИМУЛИ-РОВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ?
• Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы - КАК ДОСТИЧЬ?

Организация должна быть постоянно в «текущем ремонте», обновляться и перестраивать-ся, не теряя при этом эффективности. Организация работы включает свое собственное отрицание.

Несколько правил для руководителя при распределении задач перед заместителями:
• Ясно, недвусмысленно изложить задачу.
• Дать возможность действовать, не мешать, дать права.
• Знать, как идут дела, корректировать по необходимости.
• Оказать помощь при необходимости, без излишней опеки.
• Вознаградить согласно вкладу (принцип стимулирования должен работать индивидуально).
«Один удар молотком – один доллар, за то, что знал, куда ударить, - 9 999 долларов», - П. Л. Капица.

Существует специальная теория «управления персоналом», разработанная в 60-е годы, в основу которой входит:
– подбор и обучение кадров;
– их переподготовка;
– регулирование трудовых споров;
– занятость персонала.
Какова цель подобной теории? Повышение благосостояния работника. Возможность вно-сить максимальный вклад в эффективную работу управления.
Наш лицей работает по системе (САД) – совместная аналитическая преобразовательная деятельность

1 – управляющая система
2 – командная информация
3 – управляемая система
4 – информация о состоянии управляемой системы
5 – информация о состоянии внешней среды, воздействующей на систему
6 - командная, нормативная, директивная информация Управления, Министерства


Что дает нам эта система?
• Формирует творческое отношение к педагогическому труду.
• Развивает прогностические умения.
• Формирует отношение сотрудничества с руководителем.
• Катализирует творческий потенциал.
• Демонстрирует демократичность, гуманность управления и его ориентацию на человека.
• Определяет пути и средства для перевода педагога на более высокий уровень профессиональ-ной деятельности.
• Совершенствует процесс внутрилицейского менеджмента, делая его более результативным и эффективным.
В процессе разработки и апробации данной системы опирались на перспективный план разви-тия лицея на 2007-2012 годы.
При составлении перспективного плана развития лицея опираемся на эти данные:

№ Периоды Цель УЗ Ресурсы Конкурен-ция Среда
1. Прошлое ПЛ Колледж
2. Настоящее Узкопрофильный лицей горного направления Совершенствование материально-технической базы
3. Ближайшее
будущее Многопрофильный лицей для экономики региона и республики Открытие новых спе-циальностей
4. Сила -Социальный партнер АО ССГПО, АО Соколовстрой
-стипендия по горным специаль-ностям -Увеличить количест-во социальных парт-неров
- стипендия по всем специальностям
5. Слабость Нет общежития В плане восстановле-ние (2011г)
6. Возможности Увеличить набор Набирать учеников из отдаленных районов (общежитие)
7. Уроки -Старение кадров
-Износ материальной базы -Привлекать новые кадры
-Приобретение обо-рудования
8. Опасность -Конкуренты,
-Уменьшение количества учащих-ся 9 классов

«Величайшая задача, которая встанет перед руководитель сегодня – усиление способности выделять критические проблемы и постигать решение этих проблем».

Благодаря этой программе наш лицей в течение ряда лет занимает лидирующие позиции в рейтинге учебных заведений Костанайской области и республики в целом:

• Республиканский семинар педагогов – новаторов в Астане (2007,2009);
• ГРАН-при конкурса «Лучший преподаватель спец дисциплин», (2007);
• Мониторинг по трудоустройству выпускников: 2007-97,5%, 2008-97,8%, 2009-98%, 2010-100%.
• Учащиеся лицея ежегодные победители предметных олимпиад:
Казахский язык: 2007-2 место, 2008-1 место, 2010-1 место.
Математика: 2009- 1 место
Литература, ЧиО -1 место (2010)
• ГРАН-при в областном конкурсе сочинений (2008);
• ГРАН-ПРИ в профессиональном конкурсе «Лучший мастер п/о», (2008);
• 1 место в областном рейтинге «Лучший лицей-2009»;
• 14 опубликованных статей за 3 года в областных и республиканских научно-методических журналах;
• 2 экспериментальные площадки в направлении методической работы, 2005-2009 гг;
• Призовые места в областных научно-практических конференциях, 2005-2010 гг;
• 2 место в республиканском конкурсе «Лучшая методическая служба профессиональных лицеев РК», 2009 г;
• 2 место в областном конкурсе «Самый содержательный сайт», 2009 г;
• 3-ий республиканский конкурс VCT-проектов для инновационных педагогов, 2010 г.
• 1 место в областном конкурсе среди учебных заведений ТиПО «Лучший лицей 2010»;
• Участие в республиканском конкурсе среди учебных заведений ТиПО «Лучший лицей 2010».

Координировать – значит связывать,
объединять, гармонизировать все усилия.
Анри Файоль

Удовлетворять образовательные потребности микро социума необходимо на высокой планке качества. Лицей, а тем более профессиональный, должен быть конкурентоспособным, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска новых педагогиче-ских технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. На протяжении нескольких лет педагогический коллектив ПЛ №11 планирует свою работу именно в этом направлении. Поэтому участие во всех областных, республиканских конкурсах, семинарах, курсах повышения квалификации стало для нас обычным делом. Но «обычный» не значит безрезультативный, наоборот. А умение правильно управлять, значит знать, к чему стремиться.
«Успех приходит к тому, кто делает то, что может».
Категория: Профессиональное образование | Добавил: t-dozorceva (2012-09-25)
Просмотров: 3459 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru