Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках «Технология металлов» Каржаубаева Ж.К., преподаватель общетехнических дисциплин Коллдеж транспорта г.Семей Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); компьютеры могут помочь там, где преподаватель «не может (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков); повышение продуктивности самоподготовки после уроков; средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов); ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике; возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной. На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно, применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы. Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности. Информатизация образования, т.е. внедрение вобучение новых информационно-коммуникационных технологий, во многом требует по-другому посмотреть на суть и содержание образования. «Во-первых, они изменяют способы представления информации; во вторых, изменяют способы анализа, исследования проблем; в-третьих, поскольку они влияют на постановку и методы исследования проблемы, они могут изменить способы принятия решений. Таким образом, новые информационные технологии предстают как новые интелектуальные средства, тем самым затрагивая саму суть образования». Внедрение информатики в образование и примененеие информационных технологий в процессе обучения позволит осуществить интеграцию учебных предметов, формирование единой, целостной научной картины мира. Применение информационных технологий предполагает выполнение большого ряда образовательных задач с помощью компьютера. Компьютер, в свою очередь, в образовательном процессе является обьектом изучения и средством обучения. Стремительное развитие информационных технологий позволяет грамотно использовать их в различных областях профессиональной деятельности, а значит, будущие выпускники должны овладеть полным набором знаний,умений и навыков, актуальных в трудовой деятельности. В настоящее время наблюдается недостаточное использование информационных технологий в качестве средства интенсификации образовательного процесса. Оснащенные компьютерами лабораторий необходимы не только для изучения информационных технологий, но и для применения информационных технологий по другим профилирующим предметам; преподаватели должны иметь постоянный рабочий контакт с программистами; ошущается недостаток разработанных программ и программного обеспечения для их реализации в учебном процессе. Хочется отметить, что мы рассматриваем абсолютно новый аспект развития образования, предлагающий реформу не только содержания и методов, но и всей организации обучения. Информатизация как общества, так и образования развивается поэтапно: освоение информационно-коммуникационных технологий как новой составляющей содержания высшего образования; использование информационных технологий как учебного средства при изучении профилитрующих дисциплин. Необходимо использовать все возможности информационно-коммуникационных технологий для индивидуализации обучения, отладки обратной связи, оптимизации освоения материалал обучающимися. Анализ литературы и существующей практики по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс вузов позволяет сделать вывод о необходимости разработки комплексных образовательных информационных систем. Информационные технологии обучения предполагают: Компьютерную и информационную грамотность ( компьютерная грамотность – умение работать с вычислительной техникой; информационная грамотность знание основных правил получения, хранения и обработки информации); Применение компьютера в учебном процессе (выполнение домашнего задания,курсовых и дипломных проекетов, освоение готовых моделей, соответствущих поставленной задаче); Моделирование (позволяет творчески подойти к проектированию на базе информационных технологий); Использование компьютерных обучающих программ (предназанченны для изучения какой-либодисциплины с помощью компьютера в интерактивном режиме; обучающая программа содержит теоретический материал и блоки, позволяющие определить качество освоения материала); Дистанционное образование ( становится возможным в связи с высоким уровнем современной вычислительной техники и развитыми коммуникационными системами). Применение компьютерных сетей позволяет: получать доступ к самым разным источникам информации, к отраслевым базам данных в области экономики, науки, образования, культуры; общаться с коллегами, специалистами, работающими в самых разных областях; принимать участие в электронных конференциях; отправлять и получать информацию по интересующей проблеме из любой точки мира. Основным направлением развития информатизации среднего специального учебного заведения является информационное обеспечение профессиональной подготовки учащихся. Приоритетными в этом отношении являются следующие задачи: Разработка и тиражирование современных электронных стредств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями; Организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечения доступа к размещенным в них образовательным ресурсам; Организация системы доставки электронного обучения и консультирования студентов; Создание новых образовательных программ на основе информационных технологий, прежде всего электронных курсов изучаемых дсциплин. Различные формы обучения с применением информационных технологий будут способствовать эффективности выполнения творческих проектов и повышению роли самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии можно использовать при изложении лекционного материала (электронные учебники); на практических занятиях (обучающая программа, позволяющая сочетать теоретический материал с текстовым опросом по теории или текстом-практикумом для освоения темы); для контроля усвоения материала (тренировочные тестирующие программы с готовыми ответами для самопроверки или контролирующие тесты) и т.д. Назрела необходимость в создании информационно-оборазовательной среды, обьединяющей учебные, методические и информационные ресурсы с использованием современныхинформационных технологий, которая будет направлена на организацию эффективного взаимодействия между преподавателем и учащимся. Хочется отметить, что все информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством повышения интеллектуальных способностей будущих механиков, отвечающим запросам современного общества. На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно, применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы. Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности. Качество образования относится к основным свойствам бытия человека, являясь, с одной стороны, системой устойчивых, неизменных, статических особенностей, а с другой - системой изменчивых, динамических особенностей личности. Качество непрерывного образования человека в конкретный момент времени представляет собой систему полученных качеств образования. Применительно к качеству профессионального образования наиболее зниачимыми его параметрами выступают: Освоенные специалистом фундаментальные модели решения профессиональных задач; Приобретенные способности и опыт, необходимые для решения задач и профессиональных задач и профессиональных элементарных проблем; Навыки использования исследовательских методов в разработке проектов решения задач в профессиональной сфере. Проведенный научно-теоретический анализ и изучение педагогической практики показали, что повышение качества обучения выпускников общеобразовательных школ, качества подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях может быть обеспеченно при условии применения в образовательном прцессе инновационных педагогических технологий, к которым, например, относятся информационно-коммуникационные технологий, в частности интерактивно-компьютерное обучение. Основным методом использования интерактивной технологии является интерактивный диалог, предусматривающий взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующейся, в отличие от диалоговой, которая предполагает обмен текстовыми командами и ответами, реализацией более развитых средств ведения диалога. При использовании интерактивной технологии учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, а побуждает обучающихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном активность преподавателя уступает место активности студентов, а его задачей становится создание условий для проявления инициативы будущих специалистов. Одним из методов обучения учащихся с применением компьютерных технологий по любым учебным дисциплинам является информационное моделирование, которое включает следующие этапы – элементы: постановку задачи; построение модели; разработку алгоритма; исполнение алгоритма; анализ результатов решения задачи и формулировку выводов; возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи. Уроки-презентации по темам программы блока «Сварка металлов «Технология металлов»: Тема: Общие сведения о сварке, сварных соединениях и швах • Общие сведения о сварке, • Классификация сварки металлов. • Сварные соединения. Сварные швы. • Условные обозначения и изображения сварных швов на чертежах. Тема : Электродуговая сварка • Сварочная дуга и ее свойства • Металлургические процессы при сварке • Строение сварного соединения. Понятие о свариваемости металлов. • Деформации и напряжения при сварке. Тема: Газовая сварка. • Газы, применяемые при сварке • Оборудование при газовой сварке. • Строение газового пламени • Резка металлов Разработанные презентации включают как текстовые, так и графические фрагменты. Они помогают продуктивно решать поставленные на уроке задачи и позволяют мне делать урок более насыщенным, иллюстративным. С помощью презентации я веду беседу с учащимися, организовываю деятельность учащихся на воспроизведение, повторение и коррекцию знаний, анализ основных понятий и определений. Слайды презентации помогают мне выявить умения учащихся оперировать знаниями в стандартной и нестандартной ситуации, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы тем самым, развивать память и мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Презентации усиливают у учащихся интерес к предмету, первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к профессии. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при организации текущего контроля знаний, с их помощью можно использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления учащегося При использовании в обучении компьютерных и интерактивных технологий учащимся предоставляется возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выбору способов поиска информации в соответствии с имеющимися и полученными на занятиях умениями: Находить информацию в различных источниках; Систематизировать ее по заданным признакам Видеть информацию в целом, а нефрагментарно, выделять главное в информационном сообщении; Включать информацию из сети в систему формируемых знаний; Понимать суть информации и ее цель; Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; Четко формулировать то, что узнали из информационногот источника Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обснованные аргументы за и против каждой из них; Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др. Литература: 1. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования 2. М.М.Поташник и др. Управление качеством образования. 3. В.А.Трайнев., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационно-коммуникативные технологии в образовании | |
Просмотров: 2261 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|