Главная » Статьи » Профессиональное образование |
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Данная статья посвящена вопросам внедрения в образовательный процесс мультимедийных технологий, основанных на широком использовании электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя лекционные и практические задания. В статье приводятся основополагающие принципы внедрения электронных учебно-методических комплексов и акцентируется внимание на эффективности данного инновационного решения. Системный подход “Концепции развития образования РК до 2015 года” определяет в качестве одного из основных направлений совершенствования учебного процесса широкое использование интенсивных методов обучения, основанных на внедрении современных информационных и инновационных технологий. Это порождает проблему поиска новых форм организации учебного процесса, среди которых важное место занимает создание электронных учебно-методических комплексов, позволяющих использовать компьютерные мультимедийные технологии для повышения качества и эффективности, как самого процесса обучения, так и контроля полученных знаний. В связи с этим в настоящее время появилось понятие “электронного обучения (E- lerning)” как комплекса интеллектуальных учебных пособий и систем тестирования, позволяющего использовать новейшие достижения в области информационных технологий в учебном процессе независимо от формы обучения. В Карагандинском политехническом колледже принято решение о создании автоматизированной информационной системы, построенной на современных информационных технологиях. Составной частью будущей автоматизированной информационной системы предполагается библиотека учебно-методических комплексов по всем дисциплинам, преподаваемых в колледже. Под учебно-методическим комплексом понимают сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс средствами информационных технологий обучения. Преимущества использования электронных УМК по сравнению с традиционными: - сокращается время на создание учебных материалов на электронных носителях по сравнению с бумажными, быстрая их модернизация; - интегрируются значительные объемы информации на одном носителе; - технология мультимедиа позволяет ярко и наглядно представить учебный материал; - обеспечивается модульная структура учебной дисциплины, позволяющая регулировать степень детализации материала, а также интеграцию его в другие курсы; - гипертекстовая технология предоставляет возможность индивидуальной схемы обучения; - предоставляется возможность самопроверки полученных знаний; - ускоряется процесс тестирования и проверки знаний и навыков, отслеживание и направление траектории обучения. Поскольку создание электронных учебно-методических комплексов является достаточно длительным и трудоемким процессом, то при его проектировании и разработке должны быть обязательно учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук. Данные принципы лежат в основе всей педагогической теории, а также концепции активизации интеллектуально-эмоционального взаимодействия участников образовательного процесса - в создании электронных учебно-методических комплексов задействованы не только преподаватели-предметники, но и учащихся отделения “Программирование и вычислительная техника”. Для дистанционного обучения (а электронные учебно-методические комплексы неотъемлемый его компонент) к таким принципам следует отнести: целостность, организованность, многофункциональность, целеустремленность, воспроизводимость, приспособляемость, технологичность, эволюционность, динамичность, самодостаточность [1]. С учетом специфики процесса очного обучения в колледже при создании УМК дополнительно учитывались такие принципы как: проблемность, открытость и цикличность. Раскроем сущность перечисленных принципов. Из всей совокупности перечисленных принципов объединяющим является целостность УМК. Данный принцип обеспечивает оформление единого дизайна информационно-образовательной среды, в которой собраны все компоненты учебно-познавательной деятельности (объекты и процессы, способы взаимодействия и мотивации, методы обучения, способы контроля и самоконтроля, программные инструменты и т.п.). Целостность также предполагает такое структурирование учебного материала, чтобы его содержание сохраняло строгую логику внутренних связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами. Организованность предполагает учет и использование основных закономерностей и организационных форм обучения: - интегрированная компьютерная система обучения, сформированная из учебного материала по базовым дисциплинам с использованием концепции “гипертекста” с внутренними взаимными ссылками, позволяющими обучаемому переходить от одной темы к другим, логически связанным с ней; - тренинг знаний как совокупность заданий, задач и упражнений для усвоения учебного материала на одном из нескольких уровней (уровне воспроизведения, уровне стандартного применения, уровне творческого применения); - лабораторный практикум; - система тестирования и контроля; - задания и методические указания на курсовую работу и/или дипломный проект. Многофункциональность должна обеспечить выполнение в различных режимах работы следующих функций УМК: обучение, выдача справочной информации, диагностика, демонстрация, контроль, мониторинг, моделирование и т.п. Целеустремленность предполагает гарантированное достижение основных дидактических целей данного комплекса: высокую активность учащихся, самостоятельность в приобретении знаний, формирование умений, навыков обобщения и систематизации учебного материала, приобретение опыта творческой работы в исследовании изучаемых объектов, явлений и процессов, формирование личностной рефлексии. Воспроизводимость должна обеспечить возможность установки УМК при достаточно небольших затратах временных, материальных и людских ресурсов. Приспособляемость предполагает возможность адаптации УМК как к личности педагога, так и к возрастным, психофизическим и другим индивидуальным особенностям категорий обучаемых (использование для обучающихся на заочном отделении). Принцип открытости УМК позволяет использование данного обучающего курса независимо от возраста и уровня образовательной подготовки. Принцип технологичности предполагает системное применение современных технологических методов обучения, рассчитанных на научно обоснованную интеллектуально-эмоциональную деятельность участников образовательного процесса. Принцип эволюционности предполагает сбор и статистическую обработку результатов работы, а также контроля обучаемых с целью проверки эффективности учебного процесса, определения направлений совершенствования данного УМК, технологии его применения, а также оценки его педагогической полезности. Динамичность должна обеспечить соответствие расчетной длительности учебных заданий естественным физиологическим циклам деятельности человеческого мозга. В процессе выполнения заданий должны реализовываться одновременно несколько основных дидактических функций. Данный принцип предполагает также наличие в УМК таких временных показателей результатов деятельности, как: ограниченность времени, выделяемого на выполнение каждого задания; периодическое напоминание об остатке выделенного времени; возможность выбора пользователями различного темпа работы и т.д. Принцип самодостаточности УМК предполагает полное удовлетворение потребности образовательного учреждения по подготовке специалистов по данной дисциплине. Принцип проблемности должен предъявить в учебно-методическом комплексе объект познания через последовательное решение проблем, связанных с изучением отдельных его аспектов. Данный принцип позволяет организовать учебно-познавательную деятельность на следующих уровнях: ПОНЯТЬ–ЗНАТЬ–УМЕТЬ–ИССЛЕДОВАТЬ. Такая организация обучения формирует положительную мотивацию процесса познания. Цикличность дает возможность проработать учебный материал при необходимости несколько раз, причем с разной степенью детализации. Внедрение в учебный процесс электронных УМК, созданных на основе современных мультимедийных технологий, должно, на наш взгляд, по сравнению с классическими функциями, обеспечить следующее: - более глубокую дифференциацию профильного обучения; - индивидуализацию обучения, то есть создание индивидуального пути достижения учебных целей с учетом потребностей обучаемого; - активизацию учебно-поисковой работы по решению поставленных преподавателем учебных проблем; - расширение рамок самостоятельной научно-исследовательской деятельности обучающихся. [2]. В настоящее время для содержательного наполнения создаваемых УМК на кафедрах Карагандинского политехнического колледжа подготовлен в электронном виде необходимый материал лекций, практических занятий, обучающих программ, компьютерных лабораторных работ, а также тестирующих комплексов по предметам обучения. После создания прототипа разрабатываемой системы обучения наполнение ее подготовленными материалами будет производиться в процессе преподавания дисциплин при активном участии обучаемых, что обеспечит их предварительную апробацию. Пути активизации учебного процесса с использованием УМК Методической службой Карагандинского политехнического колледжа ведутся исследования, позволяющие оптимизировать и активизировать познавательные процессы учащихся. Основа этому - использование в УМК ярких цветных изображений образов, схем и таблиц, иллюстрирующих изучаемые объекты, явления и процессы, их свойства и связи. Кроме того, большое внимание уделяется подкреплению учебного материала соответствующими видеоматериалами и анимацией, удачным звуковым сопровождением и другими компьютерными эффектами, которые позволяют максимально активизировать органы чувств обучаемых, воспринимающих учебную информацию, и стимулировать их работу. Исследуется также оптимальность применения в электронных УМК таких методов обучения как: информационно-рецептивного, репродуктивного, метода проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов [5]. Хочется обратить внимание на иерархические связи между перечисленными методами, а также целесообразность использования специфических форм реализации данных методов. Взяв за основу компетентностный подход в обучении современной молодежи, заслуживает особого внимания проблема усиления роли стимулирования познавательного интереса обучаемых при использовании в учебном процессе УМК. Психологической службой ведутся исследования по обеспечению в УМК соблюдения основных принципов работы человеческой памяти; подачи информации таким образом, чтобы левое и правое полушария человеческого мозга работали синхронно (обеспечение эйдетического восприятия), а органы чувств, принимающие участие в учебном процессе (а именно, зрение и слух), получали оптимальное по степени возбуждение. Чем ярче и глубже осталось у обучаемых эмоциональное впечатление от приведенного на занятии учебного материала в УМК, чем мощнее были вызваны эмоциональные переживания, тем качественнее и прочнее произойдет процесс запоминания и, соответственно, усвоения учебного материала. Важно при создании электронных учебно-методических комплексов учебный материал отображать при строгом соблюдении известных в психофизике законов Бугера-Вебера, Фехнера и Стивенсона, а также особенностей работы функциональной системы человека (по П.К. Анохину). В проблеме обеспечения эмоционального сопровождения образовательного процесса, психологическая служба опирается на основные положения концепции внимания П.Я. Гальперина, психологической теории внимания Т. Рибо и физиологического механизма внимания А.А. Ухтомского. Помня об ограниченном объеме кратковременной памяти человека (7±2 единицы), учебный материал на экране компьютера отображается небольшими группами, чтобы исключить явление замещения. Далее осуществляется процесс перевода учебной информации из кратковременной в долговременную память. Данный процесс требует дополнительного осмысления и структурирования нового учебного материала (кодирования его) и связывания с уже имеющимися в долговременной памяти данными в этой области. Поэтому при организации электронного практикума на ЭВМ предусмотрена система самоконтроля (контроля) из числа продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе тщательного изучения материала. Причем известно, что информация в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, если данные вопросы заранее сформулированы по сравнению с вопросами, заданными после изучения материала. Задача состоит в поиске оптимальных условий протекания мнемонических процессов [8]. Мы надеемся, что включение в учебный процесс установок на формирование умений рефлексивного, системно-ситуативного анализа, развития способности к саморазвитию, к жизни и деятельности в ситуации неопределенности поможет обеспечить переход учебных заведений от “школы запоминания” к “школе мышления и действия”, описываемой такими учеными как Ю.В. Громыко, Д.Б. Дмитриев и др. Следует особо выделить значение электронных УМК в области повышения квалификации уже подготовленных специалистов в любой сфере деятельности. Большое внимание обучению взрослых вызвано следующими причинами: - постоянное накопление объема научных и технических знаний, на освоение которых требуется много времени (по данным из периодической печати в год объем человеческих знаний увеличивается на 60%); - высокая скорость появления новых знаний и малый период воплощения их в конкретные технологические решения; - повышение значения уровня интеллекта и профессиональных знаний в процессах управления. С учетом перечисленных причин в современном мире считается, что специалист, работающий в любой сфере деятельности, обязан повышать свою квалификацию каждые 1,5 года, так как за этот период полученные ранее профессиональные знания устаревают. Даже традиционные формы занятий в аудитории могут быть наполнены новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, может быть направлено на индивидуальное общение педагогов и обучаемых, крайне необходимое для их профессиональной подготовки. Применение же электронных УМК в данной сфере образования позволит значительно сократить сроки курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, не снижая при этом, а наоборот, улучшая их эффективность и качество. В заключении хочется подчеркнуть, что быстрое распространение информационных и коммуникативных технологий открывает для педагогов, психологов, физиологов, социологов и других специалистов уникальную возможность исследования процессов познания, моделирования представления знаний, индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, взаимодействия людей со всемирной системой информации, знаний и культуры. Это позволит качественно усовершенствовать образовательную систему, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с традиционными достижениями педагогики; предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия знаний к самостоятельной творческой деятельности, от сообщающего обучения к совместным дискуссиям и исследовательскому поиску, от сухих баллов к продуманной интегрированной оценке личностных качеств, от ограниченной консультации к широкомасштабным образовательным услугам, и, наконец, от одного диплома к нескольким дипломам и сертификатам, которые составят комплексный профессиональный портрет подготовленного специалиста. “Обучаемый должен стать не только “получателем”, но и “распространителем” знаний, поскольку качественное образование предполагает у него возможность и потребность в формировании по результатам познавательной деятельности собственного индивидуального образовательного пространства, которое будет реализовано в виде электронных ресурсов на основе современных и коммуникационных технологий [2]. Список литературы: 1. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. - 2000. № 1. с. 21-25. 2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 192 с. 3. Прохоренко Д.М. Разработка и использование мультимедийных обучающих гиперкурсов в учебном процессе: Учеб. пособие - Мн.: РИВШ, 2008. - 212 с. 4. Кирсанов Д.В. Веб-дизайн. - СПб.: Символ-плюс, 2007. - 234 с. 5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 192 с. 6. Кедрова Е.М. Воспитание интеллектуально зрелой личности студента // Вышэйшая школа. - 2007. - № 6. - c. 57-63. 7. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с. 8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - CПб.: Питер, 2002. 320 c/ | |
Просмотров: 2445 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|