Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
С.П.Тарасов
КГКП Карагандинский политехнический колледж
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья посвящена раскрытию научных аспектов управления вопросами качества в образовательных учреждениях, и раскрывает смысл современных направлений науки о качестве, таких как квалитология и квалиметрия в спектре происходящих преобразований.
В строгом научном плане понятие “качество обучения” многогранно, и его интерпретация обусловлена пониманием самого образования как общественного явления. Понятие “качество образования” может быть рассмотрено, как в философском и социальном, так и техническом аспектах. Качество как философская категория выражает существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не другим. Философский аспект категории качество показывает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. На каждом этапе познания раскрываются, познаются определенные свойства объекта. Однако, эта трактовка качества раскрывает его в самом общем виде и только с объективной стороны, игнорируя объективную сущность качества. Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и роли всего общества к изучаемому объекту и зависит от уровня культуры. Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования, и качество исследуется в сопоставлении свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за некий эталон. Он рассматривается часто совместно с экономическим аспектом, то есть потребительской стоимостью того или иного объекта. С правовой точки зрения, качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным нормативно-технической документацией [1].
В рассматриваемом нами случае объектом науки о качестве выступает такая часть образовательной действительности, которая находится во взаимосвязи с исследованием, причем выделение этого референта познания осуществляется при помощи форм практической и теоретической деятельности, выработанных участниками этого пространства и отражающих те или иные аспекты объективной реальности. Образовательная действительность предстает перед нами как макрообъект, включающий в себя какое-либо учебное заведение, реализующее различные программы обучения, воспитания и развития личности. Таким образом, оценка качества образования есть процесс деятельности исследователя (субъекта) по воспроизведению реальной действительности (объекта) в виде познавательных образов и активное преобразование этих таксонов с целью познания определенной картины этого пространства, необходимой для удовлетворения своей потребности. Результатом познания являются знания, выраженные и организованные в конкретную совокупность познавательных форм и отношений между ними. Культура оценки, при этом, выражена системой отношений между субъектом, образовательной действительностью и ее образом и характеризуется ступенями, через которые и посредством которых осуществляется освоение исследователем предметного содержания образовательного пространства, выявляются новые отношения между предметами. Чувственное отражение осуществляется через ощущения, восприятия и представления, рациональное – через понятия, суждения и умозаключения. Эти формы познания взаимосвязаны друг с другом и выражают многообразие человеческого познания.
При рассмотрении понятия качество, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на содержание понятия эффективность, которое часто встречается в сочетании с понятием качество. Эффективность определяется как количественная мера качества или степени выполнения поставленных задач с учетом затрат и потерь, сопровождающих полученные результаты при функционировании системы. Данная эвристическая проблема позволила сформулировать методологический принцип триединства науки о качестве – единства трех его основных частей: теории качества, теории измерения и оценки качества – квалиметрии, теории управления качеством [2].
Содержательная трактовка первого аспекта отражает рациональную сторону качества образования, включающего в себя материальные, технологические, социальные и духовные компоненты культуры системы образования. Эти феномены образуют совокупность свойств, целостность которых характеризует состояние и образовательно-педагогическую деятельность преподавателей, обучаемых и т.д. Из множества различных свойств выделяются специфические свойства, характерные для системы образовательных учреждений, которые оказывают существенное влияние на качество ее функционирования.
В основе качественной определенности рассматриваемой нами системы лежит многофакторный макрообъект произвольной (числовой и нечисловой) природы. Качество этого системного макрообъекта определяется материально-технической базой и средствами обучения, определенным способом связи элементов в системе и ее функциональными свойствами. Единство этих трех компонентов образуют эту целостную систему существенных факторов, от которых зависит качественная определенность учебного заведения или системы образовательных учреждений.
Теоретическая (традиционная) квалиметрия абстрагируется от конкретных образовательных объектов и процессов, изучает общие закономерности и математические модели, связана с измерениями или оценкой качества. Задача прикладной квалитологии - создание методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения. Объектом традиционной образовательной квалиметрии являются методологические проблемы количественной оценки качества образования. Под количественной оценкой в квалиметрии поднимается некоторая функция отношения показателя качества образования к показателю качества рассматриваемого макрообъекта к показателю качества образования, принятого за эталон.
Для оценки качества образования выделяют три различных понятия, отличающихся друг от друга полнотой учета образовательных симптомов:
- дифференциальная оценка характеризует качество отдельных, единичных факторов;
- комплексная оценка определяет качество, относящееся к нескольким его свойствам;
- интегральная оценка устанавливает качество, определяемое совокупностью всех релевантных признаков числовой и нечисловой природы, образующих целостность макрообъекта.
В сфере образования применяются все виды оценок, полученные различными способами. При этом чаще всего качество образования рассматривается либо на основе индуктивного, либо с использованием дедуктивного подхода. Стихийность накопления эмпирического материала на определенном этапе индуктивных исследований приводи к обобщению существующей образовательно-педагогической практики, передового опыта. Однако эмпирический материал, не будучи трансформированным в теоретическое знание, обесценивается и не выполняет предсказательные функции.
Применение методов традиционной квалиметрии для оценки качества образования связано с разработкой или привлечением из других областей математических моделей, ориентированных на учет только доступных (явных) количественных образовательных симптомов, выражаемых в размерных величинах и числах. Этот подход требует от исследователей учета того, что явно выраженные факторы имеют различную размерность и определяются по различным шкалам.
Изучение системы образования только с количественной стороны стирает ее качественную определенность. Более того, современная прикладная квалиметрия, пренебрегая скрытыми факторами нечисловой природы, разрывает связанные между собой свойства реальной действительности. Поэтому наряду с дедуктивным построением оценки качества образования, важнейшее значение приобретает индуктивный путь формирования теоретического знания. Только единый механизм логико-гносеологического и ценностно-смыслового подходов оценки качества образования исключает односторонний анализ качества образования. Синтез индуктивно - дедуктивного оценивания качества образования, когда образовательно-педагогическая действительность изучается как целостность в системе ее связей и отношений, изучает синтетическая квалиметрия. Словосочетание “синтетическая квалиметрия” отражает диалектическое единство качества и количества, определяет интервал количественных измерений, в пределах которого сохраняется качественная определенность фактора, учреждения или системы учебных заведений [2].
Основу синтетической квалиметрии составляет культура мышления, когда логичные и логические методы познания рассматривается в своем единстве. Поэтому эта область знания относится к типу интегративных наук в отличие от наук, базирующегося только на эмпирическом или только на теоретическом уровне познания.
Синтетическая квалиметрия, порождает культуру оценки качества образования, которая обозначает процесс сбора, преобразования и обработки всей совокупности экстенсивных величин и интенсивных значений релевантных симптомов, позволяющих участникам образовательного пространства принимать решения, необходимые для совершенствования образовательно-педагогической деятельности. Культура оценки обеспечивает формирование исходных данных для становления культуры регулирования, которая включает в себя деятельность целеустремленных субъектов, направленную на модификацию общего механизма развития системы образовательных учреждений.
Таким образом, следуя принципу “триединства науки о качестве” и исходя из современных реалий, мы можем сделать вывод, что понятие “качество образования” носит комплексный характер и включает следующие элементы:
- признак, характеризующий состояние зрелости и целостности образовательной системы;
- фактор, обеспечивающий процесс социализации специалистов;
- фактор преемственности образовательных процессов и технологий.
Качество образования, как понятие, которое носит комплексный характер, отражает не только объективную природу общества, но и творческое, созидательное начало личности. В личностном измерении “качество образования” есть процесс подготовки специалистов, которые не только отвечают определенным образовательным стандартам, но и требованиям рынка. Именно в этом аспекте личностное измерение качества образования предполагает:
- соответствие нормам выживаемости современной мировой цивилизации;
- опережающий характер интеллектуальных ресурсов в сравнении с материальными, финансовыми и иными ресурсами;
- опережающий характер развития качеств человека, включая компоненты универсально-целостного, творческого развития личности и проблемно-ориентированного профессионализма.
Системно-социальное качество образования позволяет рассматривать образование как процедуру включения учащихся в образовательный процесс. При этом, изучение экономической, социальной и культурной среды, выявление средств ее эффективного функционирования, определение адекватности образовательного процесса потребностям воспроизводства качества специалиста, позволяет выявить социологический аспект исследования образовательного процесса.
На уровне индивидуального восприятия с позиций учащихся качество обучения, как правило, подразумевает удовлетворенность комплексом таких условий, как научно-методическое обеспечение учебного процесса, организация обучения, квалификация преподавателей. Они в совокупности определяют субъективно-воспринимаемую эффективность образовательного процесса, но не могут служить ее единственным критерием.
Резюмируя вышесказанное, все факторы, характеризующие качество образования или обучения на современном этапе мы сгруппировали в следующие пять блоков:
1) Характеризует предварительную подготовку учащихся: недостаточность школьной подготовки, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение работать с первоисточниками;
2) Характеризует учебно-методический аспект образовательного процесса: недостатки графиков учебных занятий, сложность освоения программы учебного заведения, недостаточность библиотечного фонда, отсутствие должного контроля со стороны преподавателей за успеваемостью и посещаемостью, незнание учебных планов и учебных программ;
3) Характеризует личные качества учащегося: совмещение работы и учебы, недооценка своих способностей, неумение распределять свое время;
4) Характеризует взаимодействие внутри учебной группы: конфликты между учащимися, отсутствие общих интересов;
5) Характеризует социально-бытовые условия: неудовлетворительные бытовые условия для самостоятельной работы, женитьба (замужество), нехватка средств.
Проведенное социологическое исследование и сравнительный анализ данных позволили нам выявить соотношение факторов и индикаторов, характеризующих качество образования. В связи с этим есть основания утверждать, что в настоящее время формируется модель поведения, ориентированная на качество образования, в основу построения которой положены три из пяти вышеназванных блоков:
1) Блок, характеризующий личностные качества учащегося, которые проявляются в учебном процессе;
2) Учебно-методический блок, в котором выражены требования учащихся к организации учебного процесса;
3) Блок, характеризующий уровень предварительной подготовки учащихся.
Таким образом, поиск путей обеспечения высокого качества образования и управления образовательным учреждением – это один из способов реагирования общества на современную экономическую ситуацию, но это одновременно и способ изменения этой ситуации, воздействия на нее не только в настоящем, но и будущем. Оценка качества образования должна распространяться не только на конечный, результативный этап образовательной деятельности, не только на качество овладения знаниями, умениями, навыками, но и на все элементы образовательной системы, способствующие достижению этого результата. Синтез рационального качества и синтетической квалиметрии основывается на теории управления качеством, которая предполагает, что в создании качественного результата образования принимают участие все преподаватели, учащиеся и сотрудники образовательного учреждения. Координирование деятельностью по руководству и управлению системой образования при этом, осуществляет менеджмент качества.
Список литературы:
1. Мишин В.М. Управление качеством – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
2. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем – М.: Исследовательский центр подготовки специалистов, 1994
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Сергазы (2012-11-28) | Автор: Тарасов Сергей Петрович E
Просмотров: 1563 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru