Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Методические разработки активно – игровых форм в учебно-воспитательном процессе (игры, тренинги, практикумы) Говоря об активно-игровых формах обучения в экономике, и, в частности, на уроках “Основ экономической теории”, целесообразно подразделять их на операциональные и ролевые, как наиболее часто применяемые. Ролевые игры - род игровых методов обучения, основанных на моделировании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. Операциональные игры - род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности. Операциональные игры по своим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) аналогичны методам анализа проблемных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой преподавателя (или руководителя), операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, т. е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события, становится активным участником происходящего. Например, моделируя деятельность биржевого посредника (дилера, либо брокера), вкладывающего денежные средства клиента в инвестиционный проект, учащийся может оценить успех или неудачу подобной сделки, прибегнув анализу ситуационных показателей и прогнозных решений. В операциональных (например, деловых, управленческих) играх более подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности, и, в то же время, формализован и упрощен по сравнению с реальностью аспект межличностных отношений. Хотя игры по основному замыслу сталкивают обучаемого с задачами практики, игровая имитационная модель действительности неизбежно ее упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным отношениям. Вместе с тем игры как имитационный метод открывают для преподавателя возможность исследования индивидуальных особенностей учащегося с выработкой показателей и диагностических критериев. Игры также можно использовать для создания исследовательских моделей, способствующих пониманию организационных структур, обучающих моделей, создающих типовые ситуации делового общения, и др. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, которые не характерны для его реальной деятельности и социальных ролей, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше усваивает знания, навыки и умения при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему. Примером может послужить, выбор участниками игры организационно-правовой формы хозяйствования, приемлемой для разрабатываемого предприятия с учетом положительных и отрицательных ее сторон, различий интересов собственников (в роли которых выступают непосредственные участники игры), каждый из которых отстаивает свою субъективную позицию, пользуясь апперцепционными знаниями. Деловая игра - форма моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста в целях овладения нормами экономико-производственной деятельности и поиска оптимального решения деловой ситуации. Другими словами, деловая игра – это воспроизведение деятельности организаций и руководящих кадров, а также игровое моделирование систем управления. Деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деятельности руководителей, специалистов и рабочих. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения позволяют более полно воспроизводить деятельность руководителей и специалистов, выявлять затруднения и причины их появления, разрабатывать и оценивать варианты решения затруднений, принимать решения и определять механизмы их реализации. Это дает возможность рассматривать затруднения не абстрактно, а как конкретную задачную ситуацию, вытекающую из деятельности конкретного предприятия. На основании выводов сделанных по результатам планирования и проведения деловых игр планируется дальнейшая работа преподавателя. Выводы и рекомендации: Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в соответствии с целями использования активно-игровые методы проведения учебных занятий могут выполнять разные функции: производственные, учебные и исследовательские. Хочется акцентировать внимание на производственных деловых играх, цель которых состоит в том, чтобы отработать, например, систему управления на предприятии, выработать организационный механизм внедрения новых методов хозяйствования, спрогнозировать дальнейшее развитие предприятия и др. Как бы не вели себя участники, игра останется игрой. Поэтому преподвтелю-разработчику необходимо обосновать необходимость выполнения участниками основных требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности, что обусловливает необходимость учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия или соответствующих структурных подразделений. В каждой деловой игре ее содержание определяют сами слушатели – участники игры. Как правило, ход рассмотрения деловой игры и ее результаты не повторяются. Каждая деловая игра – это своего рода эксперимент. Методические советы преподавателю по проведению деловых игр. Для каждой игры разрабатывается документация и необходимые методические материалы. Проспект деловой игры может содержать: название игры; концепцию игры, цели, ее общее содержание и условия проведения, на какую аудиторию она ориентирована и т. п. В сценарии дается характеристика объекта деловой игры, порядок проведения, состав участников, перечень должностных лиц, деятельность которых моделируется в игре, их роли, исходная информация, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Характеризуются правила и методические рекомендации игры и подведения итогов. В приложениях рекомендуется дать словарь употребляемых терминов и понятий для их однозначного понимания участниками: Объект или процесс, моделируемый в игре, - это организация (учреждение, предприятие, цех, участок), а также процесс (выработки или принятия управленческого решения, проектирование деятельности, управление материальными запасами, подготовка производства, товародвижение и т.п.). Игровая обстановка отражает принципиальные решения по формам взаимодействия игроков в процессе игры (с помощью игровых предметов, с использованием документов, устно, через ЭВМ и т.д.); Регламент - расписание игры, в котором указываются порядок игры, характер времени проведения игры (непрерывное или дискретное). Тарасов С.П. | |
Просмотров: 1248 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|