Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Тарасов Сергей Петрович Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Содержательной стороной активности учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивной может быть совместная деятельность преподавателя и студента (учащийся-учащийся; преподаватель-учащийся). Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. При этом следует различать познавательную активность двух типов: - направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида (интеллектуальная деятельность, активность); - создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность). Первый и второй тип характерен для предметов “Основы маркетинга” и “Основы менеджмента”, так как учащимся необходимо оперировать, не только имеющимися концептуальными знаниями, почерпнутыми из книг и лекций, но и прибегать к творческой составляющей, что необходимо при изучении следующих тем: “Основные функции маркетинга в предприятиях питания”, “Конкурентоспособность продукции и услуг”, “ Продвижение товара и система коммуникации в маркетинге”, “Сервис. Понятие сервиса” (по дисциплине “Основы маркетинга”); “Разработка стратегии преодоления конфликта”, “ Руководитель и особенности его работы” (дисциплина “Менеджмент в сфере питания”). Также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем. Первые два уровня, получили наибольшее распространение и достаточно часто используются. Третий, проходит стадию становления и нуждается в соответствующей корректировке заданий для самостоятельного выполнения или при участии преподавателя. Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, нужно в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной деятельности учащихся. Первый этап - восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание. Второй этап - применение знаний на практике. Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения должны включать: - вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных элементов знаний для решения тех или иных конкретных типовых задач; - задания, приводящие к осознанию необходимости применения приобретаемых знаний для выполнения разных по психологической природе и сложности систем практических действий; - задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех или иных умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности. Для второго этапа протекания познавательной деятельности необходима система упражнений, в которой способ выполнения очередного задания не всегда совпадает со способом выполнения предыдущего. При этом важно, чтобы с первого момента формирования умений и навыков при изучении любого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при изучении предыдущего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения). В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучаемых наиболее трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в этой системе упражнений должна обеспечиваться и заданиями с недостающими или противоречивыми данными. Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых на преподаваемых дисциплинах: 1. Наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д. 2. Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют). 3. Определенный уровень самостоятельности в изучении наук. 4. Достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между обучаемыми и преподавателями. 5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ. Таким образом, эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса по следующим направлениям: целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях, широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализация работы по развитию познавательной активности. Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно интересным. Активные методы обучения позволяют усилить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В настоящее время во всех учебных заведениях целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. Среди них выделяют проблемный метод, игровой метод, метод дискуссии. На уроках с использованием активных методов учащийся активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа учащихся на уроке по экономическим дисциплинам имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Овладев этими приемами, учащиеся становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, применения этих знаний в жизни. Поэтому, решая задачу подготовки будущих специалистов к выполнению своих профессиональных обязанностей, образование должно уделять большое внимание развитию у них потенциала самообучения. | |
Просмотров: 1357 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|