Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Как добиться мастерского владения звуком при игре на скрипке. Криков Леонид Дмитриевич, Преподаватель кафедры «Вокал и инструментальное искусство» ЗКГУ им. М.Утемисова. «Когда говорят про скрипача: у него скрипка поет – вот высшая ему похвала. Тогда его не только слушают, но стремятся слушать, о чем скрипка поет…» (Б. В. Асафьев). Звуки скрипки завораживают. Но как добиться мастерского владения звуком при игре на скрипке? Проблема культуры скрипичного звука является одной из самых актуальных проблем для учащихся, студентов различных музыкальных учебных заведений. Работа над звуком – одна из важнейших и трудных задач в воспитании скрипача. Как же можно обозначить понятие культура скрипичного звука? Это не только красота звука, характерная для исполнителя всех произведений, но прежде всего – это выразительность и содержательность, которая в зависимости от жанра, не должна оставаться однообразной. Когда речь идёт о культуре звука скрипача, имеется в виду не только такие качества его тона, как яркость, сочность, масштабность, тембральная окрашенность, но, главное, подразумевается умение музыканта находить тонкие звуковые краски, соответствующее стилю эпохи и автора музыки. В этом плане отечественная исполнительская школа показывала и показывает высокий уровень мастерства. Такие великие музыканты как Л.Коган, Д.Ойстрах, В.Спиваков, М.Венгеров и т. д. обладали своим уникальным, отражающим их личностную сущность, звуком, сохраняя безграничное мастерство звуковыражения. Для овладения культурой скрипичного звука огромное значение имеет постановка. В скрипичной постановке можно дифференцировать три компонента: 1. Общая постановка как комплекс двигательно-игровых положений корпуса и обеих рук. 2. Система элементарных игровых движений правой руки со смычком. 3. Система элементарных игровых движений левой руки на грифе. Большое воздействие на качество скрипичного звука оказывает гармоничность игровой позы скрипача, расположение обеих рук и инструмента. Следующий момент, которому следует уделить внимание – это правильная опора корпуса на обе несколько расставленные ноги. Нужно не только воспитывать умение равномерно распределять тяжесть корпуса между правой и левой ногой, но и специально учиться переносу его веса с одной ноги на другую. Игровая поза скрипача, естественное расположение рук относительно корпуса и инструмента тесно связана с вопросом об игровом положении локтя правой руки. При всех разновидностях положений корпуса, рук и инструмента, скрипач должен прямо смотреть в ноты и на гриф. От наклона скрипки зависят правильные движения рук и прежде всего удобство игры на различных струнах. Приспосабливая пальцы ученика к трости, нужно объяснить, что смычок не держат в обычном смысле слова - его надо удерживать, придерживать, уравновешивать и т. п. Верный подбор точного педагогического лексикона необходим в данном случае во избежание естественного хватательного рефлекса у ученика. Освоив основные приемы ведения смычка в различных его отрезках (у колодки, у шпица, середина) следует приступить к изучению навыка извлечения звука всем смычком. Необходимо помнить, что смычок, как рычаг, сам по себе давит на струну в разных частях неравномерно, давление убывает к концу, поэтому необходима коррекция. Процесс совершенствования художественного звукового мастерства безграничен. И когда основные градации звука освоены, встает вопрос о целенаправленности использования звука, связанной с художественными представлениями, которые появляются с развитием скрипача как музыканта. Аналогично с поиском красок на холсте идет поиск красок в звуке. Поиск звуковой динамики, колорита, характера звучаний происходит соответственно тематическому материалу, стилю произведения и способствует формированию собственного индивидуального звукового "языка" музыканта. Формирование и развитие мастерства акцентировки напрямую связано со штриховой культурой. Проблема культуры скрипичного звука является одной из самых актуальных проблем для учащегося различных музыкальных учебных заведений, так как без мастерского владения звуком при игре на смычковых инструментах не происходит художественного воздействия на слушателя, а следовательно, не решается главная задача музыканта – заставить слушателя пережить, прочувствовать, понять то, что хотел сказать композитор в своем произведении, ради чего он его создавал. | |
Просмотров: 2110 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|