Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Проблемы инновационной деятельности в образовательном учреждении « Начни с простого плана, и ты начнешь с нуля» Дж.Паркинсон Актуальность проблемы управленческой поддержки инновационной деятельности в образовательном учреждении объясняется стремительным распространением различных инноваций, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Многообразие инновационных преобразований, проводимых сегодня в организациях образования требует серьезного научно-методического обеспечения. Обновление образования требует от педагогов и от руководителей знания тенденции инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологиями целеполагания и проектирования, диагностирования; умение анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Анализ сложившейся ситуации в деятельности образовательного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов; отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. Необходима подготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность. Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами. И только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса. Поэтому нами спланирована следующая система работы: 1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности. 2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. 3. Создать инновационные структурные подразделения и управлять их деятельностью. 4. Создать единую систему мониторинга. 5. Выявить и распространить инновационный опыт. 6. Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач. I ШАГ: это мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств. Анкетирование Тестирование Изучение коллектива Наблюдение Беседы Руководителю, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями. 1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог: а) стремится внедрить передовой опыт в практику; б) постоянно занимается самообразованием; в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности; г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами; д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе. 2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности. 3. Степень новаторства педагогов в коллективе. К.Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний. 1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. 2. Группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации. 3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег. 4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему. 5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности. Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях. II ШАГ: непрерывное повышение квалификации и компетентности педагогов. Обучение воспитателей проводится через разные формы: 1. проведение семинаров для сотрудников, 2. направление их на курсы повышения квалификации; 3. организация «круглых столов» с приглашением известных специалистов, управленцев; 4. организация работы методических объединений или творческих групп; 5. практикумы; 6. самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме. Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия. III ШАГ: создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью. Мы создали совет по инновациям, руководителем которого является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Совет по инновациям Диагностический отдел Научно-методический отдел Информационно-аналитический отдел Для каждой категории педагогов – участников инновационной структуры – необходимо определение и уточнение их функциональных обязанностей, а также закрепление прав. Эти моменты прописываются в Положении о Совете инновации, которое утверждается на педагогическом совете. Название отдела Цель Информационно – аналитический отдел Выявление образовательных и информационных потребностей, удовлетворение запросов педагогических кадров в области инновационной деятельности. Формирование информационного банка инновационных технологий, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Научно – методический отдел Организация научно-методической помощи педагогам в реализации инновационных программ; Повысить профессиональную компетентность педагогов в области организации воспитательно-образовательного процесса в режиме инноваций. Диагностический отдел Аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности; определение профессиональных проблем и трудностей при внедрении инноваций. IV ШАГ: Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления воспитательно-образовательным процессом. Единая система мониторинга, обеспечит необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя: Информационный мониторинг - с целью сбора, накопления и систематизации материала оформляется блок “Инновационная деятельность» в него входят: Карта «Характеристика инноваций и нововведений» «Инновационная карта».Управленческий мониторинг - с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений функционирует “Банк информации о педагогах”. Педагогический - с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию дошкольников проводить диагностику исследования динамики развития любознательности и познавательной активности дошкольников, определены уровни познавательной потребности. Для родителей проводить анкету, направленную на изучение отношения родителей к инновационной деятельности. Для педагогов предложен вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной деятельности. V ШАГ:. Выявление и распространение инновационного опыта проводить конференции, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, публикаций в профессиональных журналах. Результатом работы каждого педагога является формирование личного портфолио педагога. VI ШАГ: стимулирование педагогов к инновационной деятельности. Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы. Система стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. Моральное стимулирование Единый методический день Награждение педагогов грамотами, благодарственными письмами и т.д. Ежемесячное подведение итогов по вкладу в инновационный педагогический процесс “Экран достижений”. Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации, и как следствие постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении длительного периода. Создание коллектива единомышленников - результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности. Ожидаемые результаты: 1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива; 2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды. 3. Расширение работы методической службы; 4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов. 5. Повышение качества образовательного процесса. 6.Повышение конкурентоспособности организации образования на рынке образовательных услуг. Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе образовательных учреждений. На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества образования. Развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь педагогам в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любом образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. | |
Просмотров: 9064 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|