Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Формирование ключевых компетенций через экономическое образование на уроках технологии
КГУ « Первомайский комплекс « Общеобразовательная средняя школа- детский сад им. Д.М. Карбышева» отдела образования Шемонаихинского района»

Формирование ключевых компетенций через экономическое образование на уроках технологии

Вологодская Антонина Алексеевна,
учитель технологии первой категории

Человек становится капиталом в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовностей к выполнению определенных трудовых функций. Важно не просто уметь что-то делать, но необходимо хотеть делать и быть готовым делать. Накопление человеческого капитала - это не просто совершенствование умений или знаний, но развитие личностных качеств, что достигается не только обучением в узком смысле, но и воспитанием в самом широком смысле этого слова, обретением жизненного и производственного опыта.
Современный мир требует самоотдачи, самореализации, самостоятельности. Выпускник школы должен владеть компетенцией социального взаимодействия, составляющими которой является умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, должен владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Цель компетентностного подхода – помочь ребёнку адаптироваться в социуме. Технологическое образование предполагает формирование разнообразных межпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях и решать жизненные проблемы.
Задача учителя - мобилизовать ученические ресурсы, учительский ресурс (ПЗЛК, знание предмета, индивидуальный подход к обучающимся, практическую направленность урока) на социализацию личности школьника.
Уроки технологии - благодатная среда для реализации задач формирования комплекса ключевых компетенций учащихся. Ученикам 9-х классов была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:
В анкетировании принимал участие 31 человек. Результаты анкетирования (слайд)
Содержание вопроса Да Нет Затрудняюсь Ключевые компетенции Силовое поле
1 Можешь ли ты при
взаимодействии с другими
людьми учитывать их
позицию? 80% 15% 5% Социальная +
2 Способен ли ты строить
общение так, чтобы
быть понятым? 70% 15% 15% Коммуникативная -
3 Умеешь ли ты работать
с различными видами
информации? 90% 10% Информационная +
4 Готов ли ты
самосовершенствоваться,
понимая, что завтра будет
востребована иная
деятельность 60% 30% 10% Автомизационная
(самоменеджмент) -
5 Умеешь ли ты работать
с числом, числовой
информацией? 90% 10% Математическая +
6 Готовы ли вы жить,
соблюдая нравственные
законы и сохраняя
общечеловеческие
ценности? 100% Нравственная +
7 Обладаешь ли ты
достаточными
экономическими знаниями
для того, чтобы правильно
распорядиться семейным
бюджетом? 40% 60% Продуктивная -

Вывод: анализ анкет показал, что у большинства учащихся 9-х классов на достаточном уровне сформированы социальная, информационная, математическая, нравственная компетенция, и , как «отражает силовое поле», совершенно «западает» продуктивная компетенция - одна из важнейших компетенций, являющаяся составляющей успешности человека, так как подход к процессу работы и зарабатыванию денег, ответственность за принятие решений является одной из нравственных проблем нашего общества. В связи с этим учитель технологии должен осуществлять направляющую функцию по формированию и развитию ключевых компетенций, направленных на получение необходимых и достаточных экономических знаний для достижения реальных результатов.
Практика показывает, что наиболее удачными в плане развития ключевых компетенций являются методы, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками. На уроках технологии учащиеся, начиная с 5 класса, продуктивно работают над творческими мини-проектами. В 6 классе эта работа усложняется и, кроме выполнения самого изделия, школьники с помощью учителя вычисляют и учитывают экономический эффект его изготовления. В 7 - 8 классах большую часть проекта учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель выступает только в роли консультанта (слайды к уроку в 9 классе по теме «Экология и защита окружающей среды»).
В результате совместной работы над проектом школьники не только приобретают опыт взаимодействия в сотрудничестве и учатся работать с литературой и кодовой информацией (схемами, чертежами, рисунками), но и принимают совместные решения по определению экономического эффекта от данного проекта. Такая деятельность способствует формированию коммуникативной, социальной, продуктивной компетенций.
С 2010 учебного года общеобразовательный предмет «Технология» был интегрирован с курсом «Экономика и основы финансовой грамотности», ориентированным на изучение казахстанскими школьниками базовых экономических понятий и законов. Вместе с тем он позволяет формировать у школьников общие, но достаточно цельные представления о процессах, связанных с бизнесом и предпринимательской деятельностью. Все уроки экономики можно назвать нестандартными, т.к. они проводятся в форме ролевых и деловых игр.
Изучение экономики в 8 классе начинается с раздела «Семейный бюджет». На первых уроках учащимся предлагается опережающее домашнее задание: в течение недели вести учет всех доходов и расходов в семье. Восьмиклассники активно включаются в работу, т.к. им изначально интересен ее итог. На уроке школьники озвучивают результаты своих расчетов, наблюдений. В ходе коллективного обсуждения делается вывод о рациональности ведения семейного бюджета и определяется проблемное «поле» в статье расходов. В процессе бесед рассматриваются экономические термины: бюджет, доход, расход, виды дохода, виды расходов. На закрепление этой темы учащимся предлагается деловая игра: распределить семейный бюджет на один месяц, при этом учитывая все необходимые платежи. В ходе игры дети уже обращают внимание на то, где можно сэкономить, какие покупки будут лишними и как можно увеличить свои доходы. На таких уроках развивается математическая, социальная, нравственная компетенции.
Еще один пример. Интегрированный урок (технология – экономика) в 8-х классах. Тема урока «Ткани натурального и искусственного происхождения». Перед учащимися ставятся проблемные вопросы:
1. Что произойдет, если ткани будут очень долговечные?
2. Как отразится на потребителях использование новых товаров, кардинально меняющих представления о свойствах и производстве привычных продуктов?
3. Как поведут себя участники рынка, если начать производить такие товары?
Затем проводится ролевая игра «Почему бы не оставить все как есть».
Условия игры. Класс делиться таким образом, чтобы в две команды входили по 3 ученика, а в третью – остальные ребята. Самая многочисленная команда - Государственный комитет по распределению финансов.
Командам раздаются карточки с заданиями.
Команда №1. Производители.
Вы изобрели вечное, не пачкающееся текстильное волокно. Производство его не дороже известных тканей.
Задача: доказать необходимость получения кредита на развитие производства.
Команда № 2. Производители.
Вы изобрели автомобиль, работающий на воде. Производство его не дороже известных машин.
Задача: доказать необходимость получения кредита на развитие производства.
Команда № 3. Государственный комитет.
Задача: предусмотреть все последствия новых производств и выяснить, не принесет ли новое производство больше вреда, чем пользы.
Время на обсуждение 5 минут. Страсти кипели нешуточные. Обе команды выступали очень убедительно, затронули и экономическое, и экологическое влияние данных производств на социум и окружающую среду. Но в итоге Государственный комитет по распределению финансов не дал кредит никому, так как посчитал, что в данный момент эти производства не рентабельны (возрастет число безработных / а это - социальная нестабильность в обществе/, нежелание общества терять свою индивидуальность /индустрия моды/, ущерб природному ресурсу /экологический баланс/). В ходе игры дети учились вырабатывать единое мнение в команде, принимать решение, т.е. развивались коммуникативная и социальная компетентности.
Ещё одна особенность интегрированного курса - мы можем научить ребенка не только зарабатывать деньги, но и правильно ими распорядиться. При изучении темы «Спрос и предложение» в 9 классе начинаю урок так: «Представьте, что вы находитесь посередине огромного рынка. Со всех сторон слышны крики продавцов, расхваливающих свои товары. Покупатели снуют от прилавка к прилавку. Может показаться, что поведение покупателей на рынке случайно, не подчинено никакой закономерности, и люди делают покупки, повинуясь лишь своим желаниям, прихотям или капризу. Но это не так. О чем думает покупатель, отправившийся на рынок?».
И мы вместе начинаем рассуждать. Покупатель думает о цене, качестве, необходимости покупки, ее полезности и т.д. В ходе рассуждения мы делаем два вывода. Первый: чем больше цена на товар, тем меньше величина спроса на него.
Второй: чем больше цена на товар, тем больше его предлагают к продаже. Соответственно мы подходим к изучению таких понятий как цена, стоимость, товар, прибыль, рыночные отношения. Закономерно вытекает вопрос: как организовать свой бизнес или свое малое предприятие? Начинаем изучать теоретические сведения о том, как правильно создать малое предприятие, какие нормативные документы и инструкции необходимо изучить. Затем учащимся предлагается основать малое предприятие «Школьная компания». Вариантов предлагалось несколько (слайд). Учащиеся 9 классов решили создать его на базе школьных мастерских (слайд).
Деловые, предприимчивые, мыслящие личности формируются через познавательный интерес, мотивация которого меняется в зависимости от возраста: желание получить хорошую оценку – желание узнать новое - переосмысление деятельности и выбор профессии. Деловые игры - «Малое предприятие», «Построй мини-завод в районе», «Приобрети акции» - формируют мировоззрение сегодняшнего школьника, активизируют его творческий потенциал, способствуют профессиональному выбору.
На уроках интегрированного курса школьники учатся систематизировать свои знания, выявлять проблемы и решать их, самостоятельно заниматься своим обучением. Учатся искать нужную информацию, проводить опросы; организовывать свои собственные приемы изучения учебного материала, учатся думать, противостоять неуверенности и сложности, дискутировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться, учатся оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем и окружающей средой.
Ключевые компетенции – это заказ общества по подготовке его граждан к жизни в современных условиях. Чем же должен руководствоваться учитель для его выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить:
• главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;
• на воспитание активности школьника не жалейте ни времени, ни усилий: сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества;
• необходимо чаще показывать ученикам перспективы их учебного труда, учите так, чтобы ученик понимал, что знание – жизненная необходимость;
• изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития, приучайте учеников думать и действовать самостоятельно;
• будьте информированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Выпускник школы должен твердо знать, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Успех в жизни рас¬сматривается, прежде всего, как получение и удержа¬ние
рабочего места, соответствующего интересам и по¬требностям самого человека, и
как дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономи¬ки.
Литература
1. А.Хуторской. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// НО - 2003г.-№2.
2. А.С.Байтубаева. Компетентностный подход учителя технологии как способ повышения качества образования// Технология в школе- 2010г.-№3.
3. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. // Школа и производство - 2006г.- №1.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Tonya (2013-03-10) | Автор: Вологодская Антонина Алексеевна E
Просмотров: 1932 | Комментарии: 1 | Теги: компетенции, мотивация, социализация выпускника | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru