Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великая Отечественная

"Живи и помни!"
Тема: Живи и помни!
( по произведениям В. Распутина «Живи и помни» и Ч. Айтматова «Лицом к лицу»)
Задачи:
1.Формирование ключевых компетентностей учащихся, умений работы с художественным текстом, обучение самостоятельному анализу произведений и восприятию их идейного содержания.
2. Развитие связной речи и умения высказывать свое личное отношение по содержанию повестей.
3.Воспитание чувства уважения к старшему поколению и чувства личной ответственности за судьбу Родины, семьи, близких.

Наглядность:
Выставка книг
Музыкальный фон
Эпиграфы:
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.
Н. Чернышевский.
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь...
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова! 1957
А. Яшин.

Ход:
1.Актуализация знаний учащихся.
Приближается великий, всенародный праздник - День Победы. Это праздник “со слезами на глазах”. Огненное колесо войны прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной?
Сегодня мы с вами будем говорить о предательстве, о низости души. Мы должны знать правду о войне.
-Как осуждалось предательство в произведениях литературы?
М.Лермонтов «Беглец»
«Ступай — достоин ты презренья.
Ни крова, ни благословенья
Здесь у меня для труса нет!..»
«В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца»

4.Работа по произведениям В. Распутина и Ч. Айтматова.

Сообщения о жизни и творчестве писателей.
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст - Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».
Слайд № 6

Чингиз Торекулович Айтматов родился в ауле Шекер, что находится в Таласской долине. Учился будущий писатель то в русской, то в киргизской школах, с малых лет органично впитывая в себя соки обеих культур. В трудные сороковые годы учёба была прервана войной. Лишь в послевоенное время он получил возможность продолжить образование, успешно закончил сельскохозяйственный институт. Серьёзный литературный успех пришёл с выходом повестей: “Лицом к лицу”, “Джамиля”, “Тополёк мой в красной косынке”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “Прощай, Гульсары”, “Белый пароход”, “Ранние журавли”, “Пегий пёс, бегущий краем моря”, романов: “И дольше века длится день”, “Плаха”.
Слайд № 12

Знакомство с кратким содержанием повести «Живи и помни», «Лицом к лицу».
( учащиеся говорят о главной сюжетной линии повестей, о судьбе героев: Андрея и Настены, Сейде и Исмаила.)

Вопросы для анализа:
-Что объединяет эти два произведения ?
-Чем они различаются?
-Почему Андрей и Исмаил стали на путь предательства?
-Кто виноват в содеянном?
«Живи и помни»
-Как воевал А.Гуськов?
-Каким солдатом он был?
«За три года Гуськов успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее. Ему довелось испытать все: и танковые атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за "языком".
«Поперед других не лез, но и за чужие спины тоже не прятался» -
«Среди разведчиков Гуськов считался надежным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы, подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята»
« Воевал, как все, - не лучше и не хуже»
« Солдаты ценили его за силушку - коренастый, жилистый, крепкий, он взваливал оглушенного или несговорчивого "языка" себе на горбушку и тащил, не запинаясь, в свои окопы»
-Когда же Гуськов встал на путь предательства?
-В какой момент это случилось?
«И чем ближе к нему шло дело, тем больше росла надежда уцелеть»
« тогда незаметно подступал страх: тысячи и тысячи, жившие той же надеждой, гибли на его глазах день ото дня и будут гибнуть»
«Гуськова ранило совсем не легонько. Почти сутки он не приходил в себя. А когда очнулся и поверил, что будет жить, утешился: все, отвоевался. Теперь пусть воюют другие. С него хватит, он свою долю прошел сполна»
«Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома»

Сообщение ученика о том, как Гуськов пришел к мысли уехать домой.
«Будь что будет. Если сцапают, скажет, что собрался лишь до Красноярска, затем до Иркутска, решил обернуться за два-три дня - не страшно, вывернется. Иногда, задумываясь о своей выходке, Гуськов даже хотел, чтобы его сцапали и завернули обратно. Но в таких случаях везет: никто его не остановил. Поезда по-прежнему были переполнены, и все в основном народом военным, нахрапистым, к которому подступиться непросто.
Но, проехав до Иркутска больше трех суток, Гуськов не на шутку перепугался. Если двигаться дальше - дня тоже не хватит. И двух не хватит - зима. А возвращаться с полдороги - зачем тогда затевал все это, зачем изводился, рисковал, настырничал, кому что хотел доказать? Да и не поздно ли возвращаться?»

Дискуссия учеников по вопросу, как человек перестает быть человеком.

Приговор бывшему солдату, надежному другу, превратившемуся невольно в
«оборванного мужика с голодными глазами, в которых был страх и тоска»

«Ходить ему вечно по раскаленным камням»

«Лицом к лицу» Ч.Айтматов.

Айтматов отказывает Исмаилу в том добром и человечном, что отличает Гуськова.
Как воевал Исмаил, мы не знаем.
Повесть рассказывает о том, как он дезертировал.

Анализ поступков Исмаила. Как на это реагирует Сейде?
Выводы:
«Чаще всего он сидит молча, смотрит жалостно, беспомощно, как загнанная лошадь».
«Мутно и зло поблескивали его одичалые глаза»
«Какая это подлая, черная душа…»

Отношение авторов к героям.

Ваше личное мнение?

«Тот, кто в беде покидает свой народ, волей-неволей
становится его врагом» (Ч. Айтматов)

Женские образы в повестях.

Почему на их плечи ложится тяжесть преступления, содеянного их мужьями?
Это случайность или закономерность?

Муки и страдания Настены и Сейде (сообщения)
Настене приходится обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа. Она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его. В зимнюю стужу пробирается в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Ведь муж на войне! Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Свекровь выгнала ее из дома.
«А они, две женщины - мать и жена,- были сомученицами его бед и несчастий, жертвами своей верности и долга. Это они, оберегая его, брали на себя самое тяжкое и унизительное, куда более страшное, чем голод и холод, они брали на себя самые чувствительные удары судьбы - людскую молву и жестокость закона, они знали, что соседи уже шепчутся и только щадя их, без вины виноватых, беззащитных и сирых, не говорят им в лицо то, что в другой раз открыто бросили бы в глаза. И то, что однорукий фронтовик Мырзакул, пусть и дальний родственник, но будучи председателем сельсовета, позволил себе поднять руку, то, что он избил кнутом Сейде, в ярости и обиде, это тоже было молча пережито и похоронено ими, женой и матерью, в их изболевших, исстрадавшихся бабьих сердцах ради него, Исмаила. Все это они знали, понимали, переносили, и теперь, когда появилась маленькая надежда на спасение Исмаила, они испытывали неведомое прежде облегчение и счастье и радовались тому, что были сопричастны этому событию»

Муки матери из поэмы «Беглец».

Актуальна ли эта тема сейчас?

Заключительное слово учителя.
Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.

Дорогие ребята! Будьте достойны тех, кто отдал свои жизни за Родину. Оставайтесь всегда людьми, учитесь жертвовать во имя Родины, любите и берегите ближних!
Помните: предательство не прощается.

festival.1september.ru/articles/608134/
http://festival.1september.ru/articles/415627/
http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00018901184773070129/page/2/
http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_face.txt_with-big-pictures.html
edu.of.ru/attach/17/168551.docx

Источник: http://festival.1september.ru/articles/608134/ http://festival.1september.ru/articles/415627/ http://www.litra.ru/fullwork/ge
Категория: Великая Отечественная | Добавил: Ospa (2013-05-01) | Автор: Оспанова Гульнара Сабитовна E
Просмотров: 1878 | Комментарии: 4 | Теги: Валентин Распутин, живи и помни!, женские образы, Чингиз Айтматов, тема предательства | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru