Главная » Статьи » Великая Отечественная |
Тема: Живи и помни! ( по произведениям В. Распутина «Живи и помни» и Ч. Айтматова «Лицом к лицу») Задачи: 1.Формирование ключевых компетентностей учащихся, умений работы с художественным текстом, обучение самостоятельному анализу произведений и восприятию их идейного содержания. 2. Развитие связной речи и умения высказывать свое личное отношение по содержанию повестей. 3.Воспитание чувства уважения к старшему поколению и чувства личной ответственности за судьбу Родины, семьи, близких. Наглядность: Выставка книг Музыкальный фон Эпиграфы: Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. Н. Чернышевский. В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь... Ах, если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали. И это не просто слова! 1957 А. Яшин. Ход: 1.Актуализация знаний учащихся. Приближается великий, всенародный праздник - День Победы. Это праздник “со слезами на глазах”. Огненное колесо войны прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной? Сегодня мы с вами будем говорить о предательстве, о низости души. Мы должны знать правду о войне. -Как осуждалось предательство в произведениях литературы? М.Лермонтов «Беглец» «Ступай — достоин ты презренья. Ни крова, ни благословенья Здесь у меня для труса нет!..» «В преданьях вольности остались Позор и гибель беглеца» 4.Работа по произведениям В. Распутина и Ч. Айтматова. Сообщения о жизни и творчестве писателей. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Уст - Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары. За повесть “Живи и помни” он удостоен Государственной премии СССР. Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета». Слайд № 6 Чингиз Торекулович Айтматов родился в ауле Шекер, что находится в Таласской долине. Учился будущий писатель то в русской, то в киргизской школах, с малых лет органично впитывая в себя соки обеих культур. В трудные сороковые годы учёба была прервана войной. Лишь в послевоенное время он получил возможность продолжить образование, успешно закончил сельскохозяйственный институт. Серьёзный литературный успех пришёл с выходом повестей: “Лицом к лицу”, “Джамиля”, “Тополёк мой в красной косынке”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “Прощай, Гульсары”, “Белый пароход”, “Ранние журавли”, “Пегий пёс, бегущий краем моря”, романов: “И дольше века длится день”, “Плаха”. Слайд № 12 Знакомство с кратким содержанием повести «Живи и помни», «Лицом к лицу». ( учащиеся говорят о главной сюжетной линии повестей, о судьбе героев: Андрея и Настены, Сейде и Исмаила.) Вопросы для анализа: -Что объединяет эти два произведения ? -Чем они различаются? -Почему Андрей и Исмаил стали на путь предательства? -Кто виноват в содеянном? «Живи и помни» -Как воевал А.Гуськов? -Каким солдатом он был? «За три года Гуськов успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее. Ему довелось испытать все: и танковые атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за "языком". «Поперед других не лез, но и за чужие спины тоже не прятался» - «Среди разведчиков Гуськов считался надежным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы, подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята» « Воевал, как все, - не лучше и не хуже» « Солдаты ценили его за силушку - коренастый, жилистый, крепкий, он взваливал оглушенного или несговорчивого "языка" себе на горбушку и тащил, не запинаясь, в свои окопы» -Когда же Гуськов встал на путь предательства? -В какой момент это случилось? «И чем ближе к нему шло дело, тем больше росла надежда уцелеть» « тогда незаметно подступал страх: тысячи и тысячи, жившие той же надеждой, гибли на его глазах день ото дня и будут гибнуть» «Гуськова ранило совсем не легонько. Почти сутки он не приходил в себя. А когда очнулся и поверил, что будет жить, утешился: все, отвоевался. Теперь пусть воюют другие. С него хватит, он свою долю прошел сполна» «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома» Сообщение ученика о том, как Гуськов пришел к мысли уехать домой. «Будь что будет. Если сцапают, скажет, что собрался лишь до Красноярска, затем до Иркутска, решил обернуться за два-три дня - не страшно, вывернется. Иногда, задумываясь о своей выходке, Гуськов даже хотел, чтобы его сцапали и завернули обратно. Но в таких случаях везет: никто его не остановил. Поезда по-прежнему были переполнены, и все в основном народом военным, нахрапистым, к которому подступиться непросто. Но, проехав до Иркутска больше трех суток, Гуськов не на шутку перепугался. Если двигаться дальше - дня тоже не хватит. И двух не хватит - зима. А возвращаться с полдороги - зачем тогда затевал все это, зачем изводился, рисковал, настырничал, кому что хотел доказать? Да и не поздно ли возвращаться?» Дискуссия учеников по вопросу, как человек перестает быть человеком. Приговор бывшему солдату, надежному другу, превратившемуся невольно в «оборванного мужика с голодными глазами, в которых был страх и тоска» «Ходить ему вечно по раскаленным камням» «Лицом к лицу» Ч.Айтматов. Айтматов отказывает Исмаилу в том добром и человечном, что отличает Гуськова. Как воевал Исмаил, мы не знаем. Повесть рассказывает о том, как он дезертировал. Анализ поступков Исмаила. Как на это реагирует Сейде? Выводы: «Чаще всего он сидит молча, смотрит жалостно, беспомощно, как загнанная лошадь». «Мутно и зло поблескивали его одичалые глаза» «Какая это подлая, черная душа…» Отношение авторов к героям. Ваше личное мнение? «Тот, кто в беде покидает свой народ, волей-неволей становится его врагом» (Ч. Айтматов) Женские образы в повестях. Почему на их плечи ложится тяжесть преступления, содеянного их мужьями? Это случайность или закономерность? Муки и страдания Настены и Сейде (сообщения) Настене приходится обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа. Она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его. В зимнюю стужу пробирается в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Ведь муж на войне! Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Свекровь выгнала ее из дома. «А они, две женщины - мать и жена,- были сомученицами его бед и несчастий, жертвами своей верности и долга. Это они, оберегая его, брали на себя самое тяжкое и унизительное, куда более страшное, чем голод и холод, они брали на себя самые чувствительные удары судьбы - людскую молву и жестокость закона, они знали, что соседи уже шепчутся и только щадя их, без вины виноватых, беззащитных и сирых, не говорят им в лицо то, что в другой раз открыто бросили бы в глаза. И то, что однорукий фронтовик Мырзакул, пусть и дальний родственник, но будучи председателем сельсовета, позволил себе поднять руку, то, что он избил кнутом Сейде, в ярости и обиде, это тоже было молча пережито и похоронено ими, женой и матерью, в их изболевших, исстрадавшихся бабьих сердцах ради него, Исмаила. Все это они знали, понимали, переносили, и теперь, когда появилась маленькая надежда на спасение Исмаила, они испытывали неведомое прежде облегчение и счастье и радовались тому, что были сопричастны этому событию» Муки матери из поэмы «Беглец». Актуальна ли эта тема сейчас? Заключительное слово учителя. Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной. Дорогие ребята! Будьте достойны тех, кто отдал свои жизни за Родину. Оставайтесь всегда людьми, учитесь жертвовать во имя Родины, любите и берегите ближних! Помните: предательство не прощается. festival.1september.ru/articles/608134/ http://festival.1september.ru/articles/415627/ http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00018901184773070129/page/2/ http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_face.txt_with-big-pictures.html edu.of.ru/attach/17/168551.docx Источник: http://festival.1september.ru/articles/608134/ http://festival.1september.ru/articles/415627/ http://www.litra.ru/fullwork/ge | |
Просмотров: 1890 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|