Главная » Статьи » Великая Отечественная |
Тип урока: изучение норой темы в форме «Исследовательской конференции» Цель урока: уяснить роль воинов-казахстанцев в боях Великой Отечественной войны, их вклад в разгром немецко-фашистких войск. Задачи урока: Образовательные – познакомиться с подвигами воинов- казахстанцев, в том числе и актюбинцев, участвовавших в основных сражениях Великой Отечественной войны; понять, что одним из источников побед стала дружба народов, определить , какой ценой досталась им Победа. Развивающая – развить критическое мышление через чтение и письмо, а именно работа с документами, с текстом учебника; поисковая работа в школьном музее; умение анализировать предложенный материал, развитие памяти, логического мышления; выработать навыки публичного выступления; уметь слушать товарищей, сопереживать. Воспитательная – патриотическое- на примере подвигов казахстанцев воспитывать чувство Казахстанского патриотизма. Методы и приемы: стратегии технологии «Развитие критического мышления», «Мозговой штурм», «Ассоциации», «Кубизм», «Кластер категоризации», «Эссе», самостоятельная работа, использование кинофрагментов, использование интерактивной доски, небольшая инсценировка «Последние письма…». Оборудование: интерактивная доска, плакаты, портреты, таблицы, материалы из хроники военных лет. 1 этап урока – «Пробуждение» «Мозговой штурм» - ребята, наш урок мы хотели бы начать вопросом… «Почему на протяжении 68 лет мы празднуем День Победы?» «Чем нам дорог день – 9 Мая?» (учащиеся отвечают на вопросы, присутствует интерес учащихся к этой теме, ученики демонстрируют свои знания и некоторые сведения об истории Великой Отечественной войны). - Тема нашего урока – «Казахстанцы в битвах Великой Отечественной войны». Как сказал поэт – Такой войны, такой беды столетия не знали, - И если тихо на земле, и людям жить не страшно, - То это выиграло бои с врагами войско наше! Целью нашего урока является… - Понимание роли СССР в разгроме немецко- фашистких войск в ходе Великой Отечественной войны и основной роли СССР в полном разгроме фашизма, - Рассмотрение и анализ действий воинов- казахстанцев в ходе военных действий в годы Великой Отечественной войны. 1. Эпиграфом к началу нашего урока станут кадры из художественного фильма «В июне 1941 года», которые ярко демонстрируют, как все это начиналось… (примерно 3-4 минуты демонстрируются кадры из фильма, которые показывают особую напряженность среди советских бойцов, принявших на себя удар Великой Отечественной войны, ученики сопереживают бойцам, которые погибают, но не сдаются…) - Ребята, какие смысловые ассоциации возникают у вас при выражении: «Великая Отечественная война»… ответы записываются на доске. Постепенно в развернувшейся борьбе советских народов все большее значение приобретали твердость духа советского человека и его самоотверженность на фронте и в тылу. С каждым днем сопротивление советских войск усиливалось, росло взаимодействие военных и гражданских лиц при отражении врага. Враг рвался к Москве… 2 этап – «Осмысление» (форма проведения – исследовательская конференция, - учебные парты в классе уже в начале урока установлены в виде 4-х больших столов для участников групп) Вступительное слово учителя: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на СССР удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, около 3-х тыс. танков, более 43 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей (в первом эшелоне действовало уже 103 дивизии противника). Планом «Барбаросса» предусматривалось внезапное нанесение нескольких мощных ударов крупными силами танковых, механизированных войск и авиации с целью разобщить, окружить и уничтожить клавные силы Красной Армии, находящиеся в западной части СССР, последующее быстрое наступление вглубь страны и стратегический выход на линию «Архангельск - Астрахань». Основными стратегическими направлениями фашистского командования по плану «Барбаросса» были: - группа армий «Север» - разгром советских войск в Прибалтике, захват портов на балтийском море, захват Ленинграда (северная столица СССР), - группа армий «Центр» - рассечение фронта советской обороны, окружение и уничтожение войск Красной Армии в Белоруссии, развитие наступления на Москву, - группа армий «Юг» - уничтожение советских войск на Украине, выход на Днепр, захват Киева и развитие наступлений на восток СССР. В планы гитлеровского командования входило и расчленение территории СССР на рейхскомиссариаты, в число которых входил и «Большой Туркестан», составляющий территорию Казахстана и Средней Азии. Враги рассчитывали на разжигание межнациональной розни среди народов СССР, но этим планам сбыться не удалось. 22 июня первыми приняли на себя удары противника советские пограничники, передовые части войск прикрытия, войска ПВО, сухопутные и морские воинские части. Отражая превосходящие силы противника, личный состав многих застав полностью погиб, другие воинские подразделения несли огромные потери… «Зеленые фуражки» стали первой преградой на пути фашистских войск, многие заставы своими умелыми действиями задержали быстрое продвижение врага: только одна Брестская Крепость сдерживала наступление фашистов в течение месяца (июнь-июль 1941г.), остановив 3 боеспособные механизированные дивизии, авиацию и танковый корпус. Среди защитников Бреста были и наши земляки – казахстанцы. Потери советских войск были огромны: только в июне 1941 года пленных было около 700 тысяч человек, в сентябре потери составили еще более 1 млн. человек. (всего с июня по декабрь 1941 года СССР потерял:- убитыми, умершими от ран, пленными и пропавшими без вести – 3 млн.138 тыс. человек- ранеными, контуженными и заболевшими – 1млн. 340 тыс. человек,- потеряно 20 тыс. танков, 10 тыс. самолетов, 100 тыс. орудий и минометов,- территория, занятая вермахтом, превышала 1,5 млн. кв. км.; перед войной на этой территории проживало 74-75млн. чел.) - Ребята, вы участники исследовательской конференции. На конференции работают 4 группы – военкоры, исследователи, документалисты и поисковики. Кратко определим задачи каждой из групп: - «военкоры» - должны написать статью в газету «Красная Звезда», темой и заглавием которой будет являться одна их ассоциаций, которые есть на ватмане (в форме эссе). - «исследователи» - «мозговой штурм» - - назовите крупные сражения Великой Отечественной войны (ученики называют битву за Москву, за Сталинград, блокаду Ленинграда, битву за Берлин, и другие…) Задача – используя учебник, рассказать о героях-казахстанцах, участвовавших в этих сражениях. Группа делится на 4 микрогруппы. Используя «технологию кубизма», эти группы определяют, какое сражение они должны подготовить: - битва за Москву, - битва за Сталинград, - блокада Ленинграда, - битва за Берлин. По ходу работы каждая из групп заполняет свой участок на кластере. - поисковики. Этой группе было дано опережающее задание – на основе документального материала школьного музея им. Карбышева подготовить сообщение о героях – актюбинцах, участниках ВОВ. Показать фрагменты встречи с ветеранами, их воспоминания (ролик демонстрируется на интерактивной доске). - документалисты. Группа работает с архивным и документальным материалом, на основе которого должны сделать презентацию о вкладе Актюбинской области в дело победы в ВОВ. Каждая из групп презентует свою работу, идет обсуждение. Рефлексия. Композиция – инсценировка «Последние письма». Выходят учащиеся, одетые в военную форму. Они держат фронтовые письма – треугольники, которые были последними в их жизни. Каждый зачитывает отрывок из своего письма, затем гасит свечу, которую держит в руке. «Лист обратной связи». Учащиеся каждой группы заполняют лист, отвечая на вопросы. 1) Дайте оценку работы каждой из групп по 5-бальной системе. 2) Дайте самооценку работы в исследовательской конференции по 5-бальной системе. 3) Ваши отзывы и пожелания. Заключительное слово учителя, подведение итогов исследовательской конференции. | |
Просмотров: 1629 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|