Главная » Статьи » Великая Отечественная |
Урок по русской словесности в 7 классе «Война глазами поэтов» Цель: расширение и углубление знаний учащихся в воплощении темы Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов, знакомство детей с поэтическими произведениями, имеющими сильное эмоциональное воздействие на их мысли и чувства. Задачи: 1 познакомить учащихся со стихотворениями К.Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины", "Жди меня", В.Высоцкого "Песня о Земле" и ходе работы над ними раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым жили люди, поэты и их лирические герои; 2 формировать навыки литературоведческого анализа; 3 воспитать чувство любви к Родине, ответственность перед обществом, высокие гражданские качества и уважение к своим соотечественникам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Тип урока: комбинированный, интегрированный. Оборудование урока: Выставка книг о Великой Отечественной войне, плакаты на военную тему, запись песни «Священная война» (музыка Александрова А., слова Лебедева-Кумача В.) портреты поэтов и писателей, интерактивная доска. Опережающее домашнее задание: задания по группам, стихотворения К.Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины", "Жди меня", В.Высоцкого "Песня о Земле" наизусть, презентации стихотворений. Эпиграф к уроку: Война - жесточе нету слова, Война - печальней нету слова, Война - святее нету слова, В тоске и славе этих лет И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. А.Т.Твардовский Ход урока. I Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка цели, определение задач урока. Позитивный настрой на урок: Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я! II Чтение эпиграфа. Чтение эпиграфа переходит в прослушивание песни А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача "Священная война" III Слово учителя. СССР… СССР - Союз Советских Социалистических Республик – так называлась страна, куда входили 15 республик. Все республики мирно жили и трудились. Люди строили светлые планы, думали об учебе и работе, о своих детях, стремились получше обустроить жизнь в стране. И вдруг… Когда началась война? Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кровавым огнём. Многие матери отметят этот день в календаре чёрным числом. На многих полянах появятся первые холмики могил. Это было 22 июня 1941 года. Война… Великой и Отечественной назовёт её народ, вставший от мала до велика на защиту Родины от фашистских захватчиков. И когда вдоль всей западной границы СССР гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели собрались, как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступал А.Фадеев, Ф.Жаров, В.Лебедев-Кумач (показать портреты). Девиз был один – «Уничтожить фашизм!» А.Фадеев (писатель): «Наши писатели знают своё место в этой решительной схватке. Многие из них будут сражаться перо. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела шинель и шагнула на фронт». Никогда ещё наша многонациональная литература не откликалась так единодушно и оперативно на события времени, как в годы Великой Отечественной войны. Особенно активно в эти годы развивалась лирическая поэзия. В газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и лирических стихов, написанных под свежими впечатлениями, по следам недавних событий. Ведь на войне люди не только воюют, но и мыслят, чувствуют, мечтают, ждут, любят и ненавидят. Именно лирическая поэзия наиболее полно и ярко отразила сложную, многообразную жизнь человека в военные годы. О роли лирической поэзии вы читали дома IV Проверка домашнего задания (1 часть) Задание: Записать предложения, используя материал учебника (стр. 125). 1. Среди поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны были: ____________________________________________________________________ 2. Армейским корреспондентом в годы Великой Отечественной войны был ____________________________________________________________________ 3. Тяготы военного времени пережила в плену поэтесса ____________________________________________________________________ 4. Когда началась война, будущему поэту ______________________________ было 3 года. Учитель: Вы назвали известные имена. Это С.П. Гудзенко, Ю.В. Друнина, К.М. Симонов, А. Ахматова, В. Высоцкий. Эти люди пропустили тяжёлую действительность военных лет через своё сердце, и из-под их пера вышли искренние стихи – переживания. V Работа в группах (2-ой части домашнего задания) 1 группа – К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» 2 группа – К. Симонов «Жди меня» 3 группа – «Песня о Земле» Вопросы (на столах перед учащимися лежит карточка-подсказка с литературными терминами, рабочие тетради с подготовленными материалами): 1) Краткое сообщение о поэте. 2) История создания стихотворения. 3) Определить тему стихотворения. 4) Определить Идею стихотворения. 5) Найти примеры поэтических приёмов (эпитеты, повторы, анафора, аллитерация, метафора). 6) Образ лирического героя. 7) Какие чувства у вас вызвало данное стихотворение? 8) Какова судьба данного стихотворения? Учитель: Самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души людей на фронте и в тылу, было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Выступление 1-ой группы по стихотворению К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». Вывод: в этом стихотворении такой накал чувств, что слова произносятся с трудом. Они обжигают грудь, перехватывают горло. В них сохранено дыхание тех грозных лет. К.Симонов с большой поэтической силой выразил думы и чаяния воинов в горькую минуту отступления, свежо и образно передал чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь не полна, как бы она не блистала молодостью сил и кипением чувств. С особой силой эта любовь именно в годы Великой Отечественной войны. Учитель: Обострённое чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой, определяющей мирную жизнь от войны, нашло выражение в другом стихотворении К. Симонова «Жди меня». Выступление 2-ой группы по стихотворению К. Симонова «Жди меня». Вывод: стихотворение К. Симонова «Жди меня» можно назвать гимном любви. Учитель: О войне писали А. Твардовский, М. Исаковский, Н. Тихонов, А. Прокопьев, А. ахматова, Д. Кудрин, Н. Рыленков и другие (показать портреты). Прошло несколько лет после окончания войны, но военная тема продолжала волновать людей. Владимиру Высоцкому, когда началась война, было 3 года. Став взрослым он написал волнующее стихотворение «Песня о земле». Выступление 3-ой группы по стихотворению В. Высоцкого «Песня о Земле». Учитель: мы прослушали несколько стихотворений на военную тему. Сделайте вывод о том, какое слово в стихотворениях военного времени было главным? Вывод: во всех стихотворениях военного времени бьётся, как сердце, слово Родина. Родина для каждого человека начинается с небольшого, с малого, но дорогого, самого близкого. Люди стояли насмерть за свою Родину, за своих близких. Стихотворения военных лет отразили многообразную жизнь человека. Многие стихотворения положены на музыку и стали народными песнями. VI Заключительное слово учителя с использованием национально-регионального компонента. Казахстан. Испытывая нежное и трепетное чувство к Родине, нельзя не сказать о наших соотечественниках в годы войны. 1 196 164 человека из Казахстана ушли на фронты Второй мировой войны. Из них более 93 тысяч наших земляков. Погибло 500 тысяч казахстанцев. И все они горячо любили свою страну и свою родину, где родились, выросли и жили, родных и близких. 6 февраля 1943 года газета «Правда» писала: «Хорошо бьются казахи на фронте, хорошо работают для фронта их отцы, матери, жены в тылу…». Около 800 тысяч человек награждены орденами и медалями. Из них более 300 тысяч семипалатинцев. И среди них были фронтовые корреспонденты, поэты, чьё перо было приравнено к штыку. Всему миру известно имя Ж.Жабаева и его стихотворение «Ленинградцы, дети мои!». VII Мини-конкурс стихотворений на военную тему. Или можно урок завершить отрывком из песни «С чего начинается Родина». VIII Выставление и комментирование оценок. IX Подведение итогов. | |
Просмотров: 2247 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|