Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Вклад советских учёных-биологов в победу над фашизмом. Цель: Анализируя ход исторических событий Великой Отечественной войны, определить роль Казахстана и казахстанцев в укреплении обороноспособности страны, показать глубокий патриотизм и героизм людей науки. Задачи: - актуализация прежних знаний, повторение пройденного материала, интеграция с содержанием знаний по биологии; - познакомиться с условиями первых дней войны и участия в ней Казахстана и казахстанцев; - познакомиться с вкладом в победу биологических научных учреждений, учёных-биологов; - научиться выделять главное и делать выводы по проблеме. Методы урока: словесный, наглядный, частично-поисковый, интерактивный. Тип урока: урок-погружение. Оборудование: ИАД, слайды, таблица, карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.» Подготовительная работа: - деление класса на группы; - подбор литературы по заданной теме; - подготовка слайдов, видео, аудио материалов. Структура урока: I. Аргументация темы. II. Стратегия - стратег III.Стратегия «Ассоциация» IV. Стратегия «Корзина» V. Стратегия « Славные имена» VI. Стратегия «Незаконченные предложения» VII. Стратегия «Авторский стул» VIII. Итоги урока. Оценивание работы учащихся на уроке. IX. Домашнее задание Ход урока. Учитель биологии: Тема нашего урока: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Вклад ученых биологов в победу над фашизмом», (слайд 1) Сегодня у нас необычный урок. К теме Великой Отечественной войны советского народа мы подойдём как стратеги. Наталья Ивановна, а что такое «стратегия»? (слайд 2) Учитель истории: Стратегия греческое слово «искусство полководца». Общий не детализированный план, какой либо деятельности, способ достижения сложной цели. Стратегия относится к области практической деятельности и проявляется, таким образом, в практической деятельности. Стратегия как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно намеченных ресурсов. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы – цель». Учитель биологии: Так как тема сегодня Великая Отечественная война предлагаю вам стать стратегами, т.е. осуществить практическую деятельность, показывающую, как ресурсы Советского Союза и Казахстана были использованы для победы. Приступаем к работе. Учитель истории: Вся работа будет осуществляться как стратегия «Дневник тройной записи». Ваша тетрадь в течение урока будет заполняться как таблица: первый столбец таблицы «Знаю», второй «Узнал» и третий – «Хочу узнать», (слайд 3) Знаю Узнал Хочу узнать Учитель истории: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Учитель биологии: Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того чтобы сейчас мы жили. Мы обязаны всё помнить. Ученик: Они хотят всё уничтожить, Чем жизнь прекрасна и добра, Всю радость мира уничтожить Бандитским взмахом топора. Они ораву воспитали Убийц, смакующих погром, И много стран четвертовали Кровавой свастики крюком. (С. Городецкий). Учитель биологии: И встала страна огромная на смертный бой. Учитель истории: Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских людей, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии рухнет не просто советская власть или сталинский режим, будет уничтожена Россия. Поведение немецких войск на оккупированных территориях, отношение их к мирному населению не оставляли никакого выбора – надо сражаться с врагом всеми способами и обязательно победить. Общее настроение сблизило советских людей, сделало их похожими на единую семью. Учитель биологии: И так первая стратегия «Ассоциация» Учитель истории: Какие ассоциации вызывает у вас слово «Война» (слайд 4,5, видеофрагмент с песней «Священная война») ( уч-ся называют ассоциации, которые у них вызывает это слово и на интерактивной доске составляют схему). ↑ ↑ ↑ ← война→ ↓ ↓ ↓ Учитель истории: Война ещё раз продемонстрировала удивительный « талант» советского народа: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях. Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. С «фронтовой меткой» стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Лозунги « В тылу как на фронте!», «Всё для фронта всё для победы!» стали императивами. Терялся интерес и уважение к работе и деятельности, которые не были связаны с фронтом, делом обороны. Учитель биологии: Наша следующая стратегия «Корзина» (слайд 6) Ребята, как вы считаете, что нужно сделать для успешной обороны? (уч-ся записывают свои предложения на листках бумаги, и зачитав опускают в корзину) Учитель истории: Наиболее сложной и в моральном и материальном плане стала проблема массовой эвакуации на восток крупных промышленных предприятий и миллионов людей. Подобной практики ещё не знала мировая история. Поэтому решение о её начале вызвало у многих руководителей предприятий состояние, близкое к шоку. К тому же многими людьми эвакуация воспринималась как запланированное бегство. Самоотверженный труд людей скоро дал свои результаты. Если выпуск валовой продукции с июня по ноябрь 1941 г. уменьшился в 2,1 раза, то в декабре падение промышленного производства прекратилось, а в марте 1942г. начался его рост. Уже в 1942 г., несмотря на потери важных экономических районов, выпуск военной продукции, по сравнению с 1940 г., значительно возрос и превзошел по своему объёму германский уровень. В последующие годы войны выпуск вооружения, боевой техники и военного имущества постоянно увеличивался. Учитель биологии: Вместе со всем народом важный вклад в дело Победы над фашизмом внесли советские ученые. В первые дни войны учёные нашей страны в обращении к ученым всех стран заявили: «Советские учёные в полном единении со всем народом занимают своё место в рядах защитников Родины и свободы… Они в своих работах продолжали и развивали традиции Ньютона, Дарвина, Пастера, Менделеева корифеев мысли всех наций.… В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны, - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству…». Под обращением стояли подписи крупнейших ученых, в том числе и биологов. Советские биологи во время войны принимали участие в решении многих проблем, из которых важнейшими были проблемы сельскохозяйственного производства и медицинского обслуживания фронта и тыла. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции приобрело в годы войны огромное значение. Страна нуждалась в повышении производства зерна, мяса, кормов для скота и разнообразных технических культур. В районах временно оккупированных врагом, до войны производили до 38% зерна, 84% сахара, находилось на откорме до 38% крупного рогатого скота, 60% свиней. С 1942г. особое значение в обеспечении страны зерном, овощами и продуктами животноводства приобрело развитие сельского хозяйства в районах Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. В годы войны биологические научные учреждения сосредоточили все свои силы на решении самых актуальных вопросов помощи фронту, на том, чтобы дать стране максимальное количество сельскохозяйственной продукции. Большое значение имели работы выдающегося советского ученого академика Д.Н. Прянишникова. Своими исследованиями он доказал, что в Средней Азии можно увеличить посевные площади на 13 млн. гектаров. Стратегия «Славные имена»(фрагмент музыки «Одна на всех»)(слайд7) ученик: Огромными ресурсами пахотных земель располагал Казахстан. Для их освоения необходимо было составление почвенной карты. Эта работа была начата в 1942г. Под руководством академика Л.И. Прасолова и И.П.Герасимова. Составленная почвенная карта сохранила своё значение до наших дней, (слайд 8) На новых землях необходимо было внедрять наиболее устойчивые и продуктивные сорта зерновых культур. Этому содействовали работы ученых-селекционеров Н.В. Цицина, В.П. Кузьмина, В.С. Пустовойта и многих других. В результате усилий биологов в Казахстане и Средней Азии во время войны выращивались зерновые, технические и овощные культуры, ранее производившиеся только в южных и центральных областях европейской части СССР. Также были повышены урожаи хлопчатника и увеличены посевные площади этой важной технической культуры, расширено производство сахарной свеклы. ученик: Селекционерами Л. В. Катиным-Ярцевым и Л. И. Ивановым были выведены три новых сорта картофеля, эффективных для возделывания в условиях Сибири. В 1942 г. Наркомземом эти сорта были рекомендованы для Омской и Новосибирской областей и Алтайского края. Сорта отличались высоким содержанием крахмала, устойчивостью к засухе и пониженным температурам. Урожайность их была выше на 20% районированных раньше сортов. Выдающийся ученый-селекционер академик В. С. Пустовойт, работая в годы войны в Казахстане, вывел ценные сорта подсолнечника, которые к концу войны в производственных посевах занимали свыше 200 тыс. гектаров в Саратовской, Волгоградской и Оренбургской областях. Уч-ся рассказывают об ученых: В.П. Кузьмине, Н.Н. Бурденко, Н.Н. Аничкове, А.А.Богомольце, В.П.Шамове, Г.П.Руднёве, Н.А.Гайском, Г.Ф.Гаузе и др. (слайды с портретами учёных) (слайд 9) ученик: Ученые – биологи принимали участие в решении сложной задачи увеличения поголовья скота, сохранения и расширения кормовой базы в районах тыла. Выводились новые породы скота, изучались вопросы откорма свиней сапропелем, добываемым из болотных отложений и богатым белками и углеводами. Учитель биологии: В рядах Красной Армии в годы войны сражались 200 тысяч врачей и почти полмиллиона средних медицинских работников. На военно-медицинской службе в годы войны были 4 академика, 22 заслуженных деятеля науки, 275 профессоров, 308 докторов наук, 558 доцентов и 2 тысячи кандидатов наук. Их труд и подвиги на фронтах Великой Отечественной войны были высоко оценены Родиной – 44 человека были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 116 тысяч – награждены орденами и медалями. Среди медиков 18 человек стали полными кавалерами орденов Славы, (слайд 10) ученик: Казахстанские фармацевтические предприятия освоили в годы войны производство новых сложных дефицитных лекарств: сульфаниламидных препаратов (стрептоцид, сульфидин, сульфазол, дисульфан), пенициллина и др. Профессор Б.И. Ильин-Какуев изучал многие ценные местные растения-витаминоносители, которые использовались в госпиталях в борьбе с цингой. В медицинскую практику было внедрено применение витаминных препаратов. Это явилось большим достижением в лечении и предупреждении ряда тяжелых заболеваний у раненых и больных. Осваивалось производство лекарственных препаратов, ранее ввозившихся из-за пределов республики. На Семипалатинском мясокомбинате наладили выпуск гематогена, печеночного экстракта, пепсина, пептона и некоторых эндокринных препаратов. Ученые-медики способствовали организации производства гематогена также на Алма-Атинском, Кзыл-Ординском и Уральском мясокомбинатах. На предприятиях местной промышленности было освоено изготовление носилок, шин, костылей, походных столов. В результате совместной деятельности ученых - профессоров А.Н. Марзеева, И.С. Корякина и К.А. Костиной впервые в республике была освоена методика выработки 20 антибактериальных препаратов (на 22 млн рублей), а также найдены новые средства для дезинфекции. Научными сотрудниками республиканской тропической станции изобретен способ сухой дезинфекции вещей. ученик: Затруднения в обеспечении госпиталей гипсом, перевязочным материалом и инструментарием побудили медицинских работников изыскивать их заменители, более экономичные методы применения и восстановления, создавать новые простые конструкции инструментов и оборудования. Врач И.У. Уразаков (доктор медицинских наук, профессор) в качестве заменителя ваты предложил дикую полынь (она оказалась достаточно гигроскопичной, подлежала стерилизации и поэтому успешно применялось в госпиталях Алма-Аты), а в качестве заменителя медицинского клея - препарат коллосиликат. Для частичной замены марли при наложении гипсовых повязок врачом Н.М. Головиным (Алма-Ата) применялась газетная бумага и корпия. Здесь же была организована лаборатория по реставрации рентгеновских пленок, которыми снабжались все госпитали Казахстана. Начальник отделения госпиталя г.Семипалатинска доцент Я.З. Пикус предложил восстанавливать путем выщелачивания в солевых растворах бинты, использовавшиеся в гипсовых повязках (это был эффективный метод - марля восстанавливалась полностью, а гипс шел на хозяйственные нужды). За счет заменителей (древесные опилки и мох) в этом госпитале было сэкономлено 318 кг ваты. В Актюбинске вместо гипса использовали минеральные вещества местного происхождения. ученик: В Казахстан, одну из основных тыловых баз, из прифронтовых районов многонациональной страны были эвакуированы население, промышленные предприятия и учреждения, учебные и научно-исследовательские институты, в том числе медицинского профиля, лечебно-профилактические учреждения и эвакогоспитали, В Семипалатинске - Харьковский протезный и Киевский химико-фармацевтический заводы, Днепропетровский фармацевтический институт, физиотерапевтическая лечебница. ученик: Хирурга, выпускника Казанского университета Германа Алалыкина называют одним из первых врачей Караганды. В 1930-35 годах он был главным врачом, а в 1935-41 годах - заведующим хирургическим отделением организованной им в Караганде первой городской больницы. Несколько лет Герман Алалыкин работал в Петербурге ординатором клиники профессора В.Жуковского в военно-медицинской академии. В годы первой мировой войны он находился в действующей армии, а в гражданскую войну был военным врачом в частях Красной Армии. В мирное время трудился хирургом в г.Умани на Украине, пока судьба не забросила его в Караганду. В годы Великой Отечественной войны весьма пригодился его опыт работы во фронтовых условиях - в конце 1941 года в области было развернуто 6 эвакуационных госпиталей (из них 4 - непосредственно в Караганде) для размещения и лечения раненых. Все годы войны хирург Алалыкин был консультантом этих эвакогоспиталей.(слайд 11) ученик: В Казахстане под руководством А.П. Полосухина исследовались гемодинамические процессы в организме при шоке. Работы завершились разработкой метода лечения травматического шока с помощью предложенной А.П. Полосухиным противошоковой жидкости, получившей впоследствии широкое клиническое применение. В 1944 г. по инициативе А.П. Полосухина при Казахском филиале Академии наук СССР создается Сектор физиологии, который уже в 1945 г. преобразуется в Институт физиологии, (слайд 12) Учитель биологии: Враг, напавший на нашу Родину, был жесток и бесчеловечен. И то, что фашистское командование не решилось использовать в войне самые варварские средства – бактериологическое и химическое оружие, является заслугой наших советских ученых, разработавших средства противохимической и противобиологической обороны, которые находились в боевой готовности на протяжении всех военных лет. Фронт и тыл были надежно защищены от всяких неожиданностей. Учитель истории: Ребята не забываете о стратегии «Дневник тройной записи». Учитель истории: А теперь стратегия «Незаконченные предложения» Интересные факты, события, люди. Учитель биологии: Ребята, а знаете ли вы, что в годы войны не хватало ваты, перевязочных материалов? Но советские врачи находили выход из сложившейся ситуации. Раненых было много, но не было ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Врач вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замёрзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, не смотря на мороз, партия санитаров отправилось за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за 3 часа собрали 300 килограмм. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение - сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция. По абсорбционным свойствам, по способности впитывать воду и кровь сфагнум не уступает вате. Исследователи показали, что одна весовая часть сфагнума может впитывать до 25 весовых частей воды. ( слайд 13) Учитель истории: Ребята, а знаете ли вы, во что была обута Советская Армия в годы войны? В 1920-1930-е годы Красная Армия была обута в башмаки и сапоги из натуральной кожи, которая, в свою очередь, как обязательная госпоставка (под страхом уголовной ответственности) изымалась у населения и колхозов. Государству сдавали шкуру каждой зарезанной скотины. В первые же дни войны интендантские службы столкнулись с проблемой: натурального сырья для производства огромного количества обуви стало остро не хватать. Тогда вспомнили, что в середине 30-х инженер Иван Плотников работал над новым материалом для обуви, который мог закрыть резко возросшие потребности армии. В то время Иван Васильевич находился в рядах московского ополчения. По распоряжению Совнаркома его вернули в тыл и назначили исполняющим обязанности директора и одновременно главным инженером завода «Кожимит». Перед ним поставили задачу: в кротчайший срок усовершенствовать технологию изготовления обувного кожзаменителя – кирзы. Среди главных требований: материал должен быть прочным, износостойким, не пропускающим воду и пропускающим воздух, что бы ноги ни прели и могли «дышать». К тому же не дорогим и доступным к производству в кризисных условиях войны. К ноябрю 1941 года задание было выполнено: кирза «доведена до ума» (первым образцам не хватало эластичности) и запущена в массовое производство. Армии это принесло огромную пользу: воевать босиком или в непригодной обуви, по меньшей мере, затруднительно. Кирза – материал на основе многослойной хлопчатобумажной ткани, обработанной плёнкообразующими веществами. Поверхность кирзы подвергают тиснению для имитации фактуры свиной кожи. В народе получила название «чёртова кожа». Откуда взялось такое странное название «кирза»? Этот вопрос ставил в тупик не одно поколение историков, пытливо исследующих советскую армию и быт. По одной версии, «кирза» - это аббревиатура, происходящая от сокращения двух слов Кировский завод. Там якобы и начали производить в массовом порядке эти сапоги. По другой слово «кирза» заимствовано из немецкого Kirsei. В свою очередь немцы заимствовали это слово из английского Kersey. Так в Англии называлась деревушка, где разводили особую породу овец, из шерсти которой начали вырабатывать кирзу. Но шерстяная основа не подошла в виду её дороговизны, и с тех пор кирзу делают на хлопковой основе. Однако существуют данные о том, что изобретатель кирзы – Михаил Михайлович Поморцев, который получил её в 1904 году, обработав ткань «керза». Буква «е» в названии со временем поменялась на «и». Окончательная технология этого материала разработана Иваном Васильевичем Плотниковым. 10 апреля 1942 года, постановлением СНК СССР И.В. Плотников за создание кирзы был удостоен Сталинской премии второй степени. Интересно, что этим же постановлением были отмечены и изобретатель «катюши» Андрей Григорьевич Костиков, и военные авиаконструкторы Сергей Владимирович Ильин и Александр Сергеевич Яковлев, чей вклад в Победу вряд ли кем оспаривается. До настоящего времени кирзу выпускают по «рецепту», разработанному Плотниковым. Специалисты считают, что за 65 лет производства «кирзачей» их изготовили более 150 миллионов пар. (слайд 14) Учитель истории: И последняя стратегия “Авторский стул” (слайд 15) (Выходя к стулу, учащиеся читают свои записи из стратегии “Дневник тройной записи”, которую они заполняли в течение урока) Примерная запись в тетради ученика Знаю Узнал Хочу знать 1.Годы Великой Отечественной войны 1. Значение слова «Стратегия» 1. Сталинская премия это сколько в тенге и в $ 2.О трудностях в первые дни войны 2 .Какую большую работу провели Советские ученые в годы войны 2. Как менялась военная форма и обувь в армии Советского Союза и других стран 3. О необходимости перестройки хозяйства на военный лад 3.Во что была обута Советская армия в 1941 – 1945г. 3. Смогу ли я быть полезен своей стране в мирные дни и в минуты тяжёлых испытаний? 4. О том, что Казахстан казахстанцы внесли большой вклад в дело обороны и Победы 4. О свойствах мха сфагнума 5. Казахстан был тылом Великой Отечественной войны 5. Имена многих учёных биологов 6. Ещё раз убедился, что работать в группе интересно, легко Учитель биологии: И подводя итог сегодняшнему уроку, скажите, что нужно сделать, чтобы не было войны? (уч-ся читают стихотворение) Мы не знали войны Да зачем это нам? Слышать грохот орудий И раненых крик. Слышать вздох партизан, Замеревших на миг Видеть пепел, Разорванный бомбами дом Замеревших от страха Детишек кругом. Надо мир укреплять Чтоб всегда и везде Понаслышке лишь Знали бы мы о войне В банк идей: 1. Проект можно расширить, привлекая местный краеведческий материал; 2. Можно провести интегрированный урок истории, биологии и химии; 3. Использовать как готовое внеклассное мероприятие Гайль Лариса Ивановна Педагогический стаж: с 1987 года, 23 года. Место работы: Больше - Владимировская средняя школа, Бескарагайского района, Восточно-Казахстанской области. Образование: высшее (Семипалатинский педагогический институт им. Н.К. Крупской). Специальность: учитель химии и биологии. Разряд: учитель высшей категории. Безрукова Наталья Ивановна. Педагогический стаж: с 1987 года, 23 года. Место работы: Больше - Владимировская средняя школа, Бескарагайского района, Восточно-Казахстанской области. Образование: высшее (Семипалатинский педагогический институт им. Н. К. Крупской). Специальность: учитель истории, обществоведения. Разряд: учитель высшей категории.
|