Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великая Отечественная

классный час "Гудят колокола памяти"
Классный час – устный журнал «Гудят колокола памяти»

Цель:
познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувства гражданского долга и чувства благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.
Показать войну как личностно значимое для нашего современника событие.

Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация мероприятия, кадры хроники Великой Отечественной войны с песней «Вставай, страна огромная», видеоклип «Колокола Хатыни», видеоклип «Птицы белые», запись музыки «Воспоминание» М.Таривердиева, Cekret Garden, Смерть Озе Э. Грига, Лакримоза А.Моцарта, перезвон хатынских колоколов, «Дерево пожеланий», стикеры-сердечки, скатерти, свечи на столах.
(Дети сидят за столами по несколько человек, когда рассказывают, встают, в начале и в конце выстраиваются ведущие).

Ход мероприятия:

В зале звучит музыка «Воспоминание» М. Таривердиева из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».

Вступление учителя:
Ребята! У времени есть своя память – история. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне.70 лет прошло с тех пор, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.
Мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Сегодня мы расскажем вам о трагедии, которая постигла белорусскую деревню Хатынь в годы Великой Отечественной войны, и о том, как увековечена память о тех людях.

1-й. Слушайте люди!
К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни. 22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Мирные жители – старики, женщины, дети – были согнаны в сарай и заживо сожжены. Фашистские варвары превратили в руины 9200 белорусских сёл и деревень, 209 городов и городских посёлков. От рук оккупантов пало 2 миллиона 230 тысяч советских граждан. Это никогда не будет забыто.
(Перезвон колоколов).

2-й. Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
Только раздаётся он.
Кажется, ты в пустыне,
Выжжено всё дотла-
В той, военной Хатыни
Плачут колокола. (Перезвон колоколов).

3-й. Скорбная тишина. Она годами хранит гул яростного огня, и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и гневные проклятия замученных, и стоны умирающих от пуль.

4-й. Как суровое напоминание потомкам хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допускайте такого!»

Приглушённый удар колокола, ему вторит второй, третий…

1-й. Хатынь – это суровая народная память. Хатынь-это бронза, камень, безмерная людская скорбь…

3-й. Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах–десятивёрстках и, кроме жителей соседних селений, мало кому было известно…

4-й. Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердца миллионов людей. Хатынь стала в ряд главных обвинителей фашизма и войны.

1-й. (На фоне песни А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная»).
Орудийные залпы, надсадный рёв самолётов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. Уже в первые минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням, пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озёр и нежный изумруд рощ.

Видеофрагмент «Хроника Военных лет».

4-й. Три года длились чёрные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч партизан, подпольщиков боролись с лютым врагом.

2-й. Идут ребята, мужики,
Детишки, бабы, старики,
Идут подростки и девчата,
Горят их хаты,
Горит земля,
Леса с травой,
Огонь гуляет круговой,
Поля пылают.
Боже мой!
Огонь, как мост, встаёт до звёзд!
Звоня, звонят колокола (Перезвон колоколов).
Тревога землю обняла…
И от села и до села
Встаёт народ. (Музыка смолкает).

5-й. (Перезвон колоколов). Всё человечество слышит колокольный звон Хатыни! Трагедия произошла 2 марта 1943 года. Отряд карателей «Чёрная смерть» окружил белорусскую деревню, что миро стояла на краю леса.

Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они ещё ничего не знали. Но им уже был вынесен приговор. Их согнали в сарай, обложили соломой, облили бензином и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор.
Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идёт, куда несёт его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в её глазах.
А ей казалось, что сынок всё понимает, что он тоже чует неминучую беду, потому так прижался к её груди, притаился под платком.

6-й. Ах, горюшко, горе, сыночек родной! –
Сухими губами шептала,-
А может, не станут они над тобой!
Глумиться? Ты прожил так мало!
Не видел, как вишни весенней порой,
Как груша в саду расцветала;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запаха талой земли
И тёплой коры на опушке;
Ни разу ещё не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печёной картошки с золою.
И хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочёл бы хоть первую книжку…
Ты слышишь, наш папка, приди, помоги!
Спаси не меня – так сынишку. (Пауза)

7-й. Нет! Никто не смог спасти маленького и ещё семьдесят пять таких, как он.
В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло ещё 149 человек.
Две девочки из семей Климовичей и Федоровичей спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители деревни Хворостени. Однако и здесь повторилась трагедия Хатыни.
Головорезы фашистского палача Дирлевангера, свирепствовавшего в Белоруссии, сожгли и эту деревню вместе с людьми, а детей побросали в колодец.

8-й. Из всех хатынских детей только Саша Желобкович, Антон Барановский и Володя Яскевич остались живыми. Обойдя цепь карателей, они нашли спасение в партизанском лесу.
Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Она бежала в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом. И тут её заметили фашисты. Они стали стрелять в девочку. А она, проворная, то за кустиком скроется, то в борозду упадёт - никак в неё не попасть.
И тогда один долговязый фашист бросился вдогонку. Догнал, выстрелил.
И произошло это на глазах отца. Сперва он стоял, онемев, потом бросился к своей дочурке.

9-й. «Ленка, Лена, родименькая, не умирай!» Склонился, взял её на руки, прижал , окровавленную, к груди. Она уже и не дышала, а он всё твердил: «Лена, доченька, не умирай!..»

Умерла Лена у него на руках. Он положил её возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашиста.
Они, тренированные, профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яскевича и поволокли к сараю, где уже было полно людей: женщин, стариков, детей.

10-й. А из взрослых жителей Хатыни в живых остался один. Из мёртвых воскрес он в тот жуткий день. После войны он часто приходил на пепелище. Сняв шапку, медленными шагами шёл он к месту своего бывшего дома, туда, где играли когда-то его дети, где была его калитка. что выпустила родную семью в последний путь. Подходил и молча стоял, печально склонив голову.
Иосиф Иосифович Каминский чудом выкарабкался в то мартовское утро из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями сыну. Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть, как догорал сарай, как догорали в нём дети, догорали их матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни…
Вот такой след оставили после себя фашистские каратели
(слайд с фотографиями сожжённой Хатыни)

11-й. Люди погибли, но нее покорились… Деревушка Хатынь…В чём же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?
(На экран – хатынская улица. Звучит музыка Cekret Garden).

8-й. Хатынская улица… Никогда её не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы.

9-й. На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.

10-й. На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не прижмёт к груди любимую, не погладит по головке сына или дочку.

11-й. В этой деревне никогда не будет свадьбы, не будет играть гармошка или скрипка, не послышатся песни.

12-й. В этом колодце никто никогда не зачерпнёт воды, не утолит жажду в знойный день…
(Музыка стихает)

11-й. Хатынь - памятник 186 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе - колокол
(Файл с фотографией колоколов).
Примолкнет звон у бывшей хаты крайней,
Но над другой плитой откликнется печально.
И вдруг призывом этот звук
Проймёт до дрожи в теле:
«Не забывайте наших мук,
Мы жить, мы жить хотели!»
Так день и ночь печаль и гнев
Блуждают по долине,
Над скорбным звоном в вышине
Лишь отзвук журавлиный.

13-й. А три берёзки? Почему их именно три глядят на Вечный огонь?
Да потому, что каждый четвёртый житель Белоруссии погиб, сгорел в адском пламени войны.
Три березки – тоже символ. Три берёзки – глубокий след, жгучее напоминание о войне.

1-й. Три берёзы шумят под ветрами, дождями, три берёзы четвёртую вспоминают.
Какой стройной была она,
Неугомонной щебетуньей весной,
Веселухой, певуньей,
Как она партизан прикрывала и грела,
Как поила их соком, провожала в походы,
Как порой заслоняла их от пуль беспощадных…
Три берёзы шумят над годами, над жизнью,
Три берёзы четвёртую вспоминают.
Если встать бы могла она из пепелища,
Поглядеть на родные земные просторы
И порадоваться снова мирному небу,
Услыхать, как звенят жаворонки над житом,
И обмыть свои листья росою обильной!..
Три берёзы шумят под зарёю румяной,
Три берёзы четвертую вспоминают.

(Слайды мемориального комплекса)
2-й. Погибла Хатынь! Но на том месте, где она была, раскинулся величественный мемориальный комплекс - память о людях, которые здесь жили и приняли мученическую смерть от фашистов. Хатынь - кладбище деревень.
Рассказ о мемориальном комплексе. Указатель «Хатынь».
3-й. Бежит, устремляясь вперед, асфальтированная лента шоссе Минск - Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. Но вот на 54-м километре указатель «Хатынь».

4-й. Комплекс имеет планировку бывшей деревни «Хатынь» и состоит из отдельных фрагментов. В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».

5-й. Как символ непокорённого советского человека в центре мемориала поднялась фигура мужчины в расстёгнутой обгоревшей рубашке с мёртвым ребёнком на руках. Он олицетворяет человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть, выражены на его лице. А крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребенка. Он смотрит вдаль, и его размётанные ветром волосы похожи на серый клок дыма.
И, кажется, бронзовые, натруженные уста непокоренного говорят: «будь проклят, фашизм!».
6-й. Бывало, что и он, Иосиф Каминский, остановится возле этой бронзовой фигуры, постоит, покачает головой и тихо скажет: «Люди…Дорогие мои… Это я. А это – мой сын». Покажет рукой на черную бронзу и умолкнет: душат его слезы, спазмы сжимают горло…
7-й. Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно, языком пластики, рассказывают о разыгравшейся трагедии. Сколы в центре как бы подчеркивают ее кульминацию. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши - плиты.
8-й. Прислушайтесь, люди!
Сердцем прислушайтесь!..
И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынских женщин, стариков, детей. Они навсегда слились с многострадальной землей Хатыни. Их остатки покоятся в братской могиле.
Варвары и есть варвары. Они способны сжечь, убить миллионы людей. Но не смогли они сломить советский народ, который твёрдо верил в свою победу! Нельзя истребить, нельзя выжечь в человеческой душе стремление к свободе и счастью.
Хатынь – это безмерная людская скорбь! Хатынь – это памятник всем пепелищам земли! Со всего белого света едут в Хатынь, чтобы поклониться мужественным непокорённым людям, которые отдали свою жизнь, но не стали послушными рабами фашистских варваров.

9-й. Плачет камень,
Плачет камень,
И вся вселенная скорбит,
И мир дрожащими руками
Кладёт фиалки на гранит.

10-й. Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колено пред памятью павших,
И ложатся цветы на могильные плиты.
Да, никто не забыт и ничто не забыто!

(Возложение цветов к Вечному огню, изображение которого вместе с тремя березами и колоколами появляется на заднем плане) (Звучит музыка Э. Грига смерть Озе).

11-й. Запомни и ты золотые слова, высеченные на белом мраморе «Стены памяти»!
(файл с фотографией «стены памяти».)

Голос за кадром:
12-й. «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернуться в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

13-й. И есть ещё слова на «Стене памяти» - ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в чёрные дни фашистского нашествия, вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею!»

(Музыка звучит громче. Перезвон колоколов)
Видеоклип «Колокола Хатыни» (в конце клипа на столах зажигают свечи)
Затем - Моцарт «Лакримоза»

2-й. Отступает с годами горе... но мы не можем, не имеем права забыть про деяния фашистов. Это они оставили кровавые незаживающие следы.
В Польше – Майданек и Освенцим, во Франции – Орадур.
В Чехословакии – Лидице, в России – Красуха.
На Украине – Бабий Яр, в Литве – Пирчупис, в Белоруссии – Хатынь!
1-й. Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца
От имени жизни повторяю:
Вечная слава Героям! Слава Героям! Слава!
И бессмертные гимны,
Прощальные гимны,
Над бессонной планетой
Плывут величаво...
Пусть не все герои,-
Те, что погибли, -
Павшим
Вечная слава!
Вечная слава!
2-й. Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!

3-й. Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!

4-й. Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

5-й. Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!

Песню свою
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!

6-й. Детям своим
расскажите о них, чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,—
о погибших
помните!

7-й. Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните!

Видеофрагмент Песня «Птицы белые»

Заключение. Память о прошлом... Память... Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру.
Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей, подарившим нам жизнь. Нам нужно всегда помнить, что
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего», поэтому я предлагаю вам на память о сегодняшнем классном часе оставить пожелание прошлому, настоящему и будущему.(дети пишут свои пожелания на сердечках и вывешивают на лоске на «Дереве пожеланий»)
Если кого-то заинтересует эта разработка, у меня есть презентация, со всеми видео и музыкой, обращайтесь по адресу eniabio@mail.ru
Категория: Великая Отечественная | Добавил: eniabio (2015-01-31) | Автор: Енке Ирина Альбертовна E
Просмотров: 1461 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru