Главная » Статьи » Великая Отечественная |
ГУ «Областная специальная общеобразовательная школа-интернат» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ» , Составила: Смагулова С.А г. Павлодар 2015г. Составитель: Смагулова С.А.. Пояснительная записка Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях. Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе. При проведении занятий можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы. «Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность. Программа курса рассчитана для детей начальной школы(1-4классы). Основные цели: 1)популяризация подвижных игр; 2) дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело; 3) развитие мышечной активности; 4)осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности; 5) формирование у учащихся сознания необходимости подвижных игр для сохранения собственного здоровья. Основные задачи: 1) укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; 2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; 3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества; 4) прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми. Универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия: мотивационная основа на занятиях подвижных игр; учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр. Регулятивные универсальные учебные действия: умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности); планировать свои действия при игре; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку воспитателя; оценивать правильность выполнения двигательных действий. Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять анализ выполненных действий при игре; активно включаться в процесс выполнения заданий; выражать творческое отношение к выполнению заданий. Коммуникативные универсальные учебные действия: - уметь слушать и вступать в диалог с воспитателем и учащимися; - участвовать в коллективном обсуждении. Планируемые результаты: у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми; сформировано начальное представление о культуре движении; младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья; обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр; умение работать в коллективе. снижение заболеваемости школьников. снижение психоэмоциональных расстройств. № п\п Название игры Цель игры 1 «Пятнашки» Развивать быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле. 2 «Удочка». Развивать у детей внимание, ловкость, выдержку. Упражнять в прыжках на месте в высоту. 3 «У кого мяч?» Развивать у детей внимание, наблюдательность, координацию движения. 4 «Гуси – лебеди» Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием. 5 «Перебежки» Развивать у детей внимание, ловкость. Упражнять в метании в подвижную цель. 6 «Затейники» Развивать у детей находчивость, ловкость. 7 «Мы веселые ребята…» Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. 8 «Сделай фигуру» Развивать у детей равновесие. Упражнять в беге, подскоках. 9 «Лошадки» Развивать у детей умение действовать по сигналу и согласовывать движения друг с другом. Упражнять детей в ходьбе и беге. 10 «Снежные круги» Развивать у детей внимание, глазомер. Упражнять в метании в цель. 11 «Мышеловка» Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. 12 «Караси и щука» Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге и приседании, в построении в круг, в ловле. 13 «Успей пробежать» Развивать у детей координацию движений. Упражнять в беге. 14 «Прыжки через веревку» Развивать у детей внимание, ловкость. Упражнять в прыжках на месте в высоту. Описание подвижных игр. «Пятнашки». Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки. После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого – нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый пятнашка. Если пятнашка в течение 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, воспитатель должен назначить другого водящего. «Удочка». Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть. «У кого мяч?». Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому – либо мяч (диаметром не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», - и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а у кого найден мяч, начинает водить. «Гуси – лебеди». Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу. - Гуси, гуси! (Га, га, га!); - Есть хотите? (Да, да, да!) - Так летите! (Нам нельзя: Серый волк под горой Не пускает нас домой! - Так летите, как хотите! Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется. Примечание. Когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья. «Перебежки». На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится 2 линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта. Играющие делятся на 2 группы – два отряда Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя 1 отряд перебегает из одного дома в другой. Дети 2 отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз так же отходят в сторону. «Затейники». Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга Затейник показывает какое – нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель выбирает кого – нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него. «Мы веселые ребята…». Дети стоят на одной стороне площадки . Перед ними поводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми. Дети хором произносят текст: Раз, два, три – лови! После слова лови дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После двух – трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый. «Сделай фигуру». Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей площадке. На сигнал воспитателя ( слово «стоп») все останавливаются в какой – либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра продолжается. . «Лошадки». Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. В-ль говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». Каждый конюх выбирает себе лошадку, запрягает вожжами и бегают или ходят. По слову в-ля «приехали» конюхи останавливают и распрягают лошадей. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. Игра продолжается. «Снежные круги». Дети делятся на две равные группы по 4 – 5 человек в каждой. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги – мишени диаметром 50-60 см. На расстоянии 3 м от мишени проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6 – 8 снежков. По сигналу воспитателя: «Начали!» - каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками. «Мышеловка». Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, затем останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они же становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке. «Караси и щука». Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется. «Успей пробежать». Воспитатель с кем – нибудь из детей держит за концы шнур (длина его 3-4 м.) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху. Воспитатель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал: «Беги!» В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху. «Прыжки через веревку». Двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку: один за один конец, другой за – второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через веревку, стараясь не задеть ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку. В игре можно давать детям определенные задания, например: «Кто без ошибки прыгнет 5 – 10 раз? Список используемой литературы: 1.Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры Государственное учебное педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва – 1987г. 2.Сборник игр к «Программе воспитания » Сост. Е.Г.Батурина. Изд.3-е, перераб. и доп.М., «Просвещение». 1974. 3.В.К.Шурухина.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г. 4. Е.м.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г. 5. В.Г. Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г. 6. Г.А. Воронина . Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО 2007г. | |
Просмотров: 1732 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|