Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великая Отечественная

Литературная галерея писателей-фронтовиков «О нашем поколении солдат»
«О нашем поколении солдат»
Литературная галерея писателей-фронтовиков
Методическая разработка «О нашем поколении солдат» представляет собой сценарий литературной галереи, посвященной поэзии и прозе Великой Отечественной войны.
В представленном сценарии отражена история литературы в военное и послевоенное время, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.
Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей студентов 1-2 курсов.
Методическая разработка сопровождается презентацией.
Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов и колледжей при прохождении практики по внеклассной работе, библиотекарям учреждений образования.
Цели:
• формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования;
• сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
• содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
• сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Развивать интерес обучающихся и студентов к историческому прошлому нашей республики, военной истории.
- Пропаганда прозы военных лет и стихотворений военной тематики.
Оборудование:
компьютер и видеопроектор;
проекционный экран;
презентация «Не оставляя линии огня»
Оформление аудитории/читального зала (галерея как форма внеклассного мероприятия предполагает камерность, поэтому помещение не должно быть большим, аудитория рассчитана приблизительно на 50 зрителей).
Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов и писателей, о которых пойдет речь в мероприятии;
Книжная выставка «Победа в сердце каждого живет».

Чтец 1:
Всего на одно лишь мгновение
Раскрылись две створки ворот,
И вышло мое поколение
В свой самый последний поход.
Да, вышло мое поколение,
Усталые сдвоив ряды.
Непросто, наверно, движенье
В преддверии новой беды.
Да, это мое поколенье, и знамени скромен наряд,
Но риск, и любовь, и терпенье
На наших погонах горят.
Гудят небеса грозовые,
Сливаются слезы и смех.
Все – маршалы, все – рядовые,
И общая участь на всех.

Ведущий 1:
Эта песня о поколении мальчишек и девчонок 30-40-х годов 20 века, тех, чья юность пришлась на годы Великой Отечественной войны. Есть страшная статистика: среди фронтовиков 1922, 23-го и 24-го года рождения вернулись с войны только 3 процента. Среди этих трех процентов были поэты Юлия Друнина, Булат Окуджава, писатели Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юрий Бондарев.
В 1941 году им было по 17 лет, их не призывали, по возрасту не имели права, поэтому все ушла на фронт добровольцами. Они были очень разными, но в их биографиях – судьба целого поколения страны.

Ведущий 2:
Им повезло, они вернулись, искалеченные, инвалиды, но вернулись, и в память о тех, кто не вернулся, рассказали нам правду о той страшной войне. Их произведения не вписывались в рамки официальной советской литературы, слишком непохожа была их война на ту, о которой рассказывали профессиональные писатели, слишком откровенно в них описывалась трагедия народа.
Официальная критика назвала их творчество «окопной правдой», «лейтенантской прозой», подчеркивая непрофессионализм авторов, запрещала их произведения, а те, что допускала к печати, подвергала строгой цензуре, безжалостно вырезала целые главы, которые, как считалось, компрометировали образ советского солдата-освободителя. Но они продолжали писать, и сегодня их с полным правом можно назвать мэтрами нашей литературы.

Чтец 2:
Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад.
Мы сами рассказать имеем право
О нашем поколении солдат.
О том, что было, - откровенно, честно…
Н.Старшинов

К сожалению больше уже ничего не напишут Булат Окуджава, Юлия Друнина, Виктор Астафьев, Василь Быков, Юрий Бондарев, Борис Васильев. Но сегодня мы вспомним их всех.

(Демонстрируется фотография Ю. Друниной)
Ведущий 2:
Юлия Друнина – девочка из московской интеллигентной учительской семьи. Пришла в военкомат 22 июня 1941 года, ее отправили домой, сказали – подрасти.

Чтец 1:
С восторгом нас, девчонок, не встречали;
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии – потом...
Ю.Друнина

Ведущий 2:
Юлия Друнина стала работать санитаркой в госпитале? Осенью с отрядом ополченцев под непрерывными бомбежками рыла окопы, строила оборонительные укрепления под Москвой. Фронт приближался стремительно, наши части вели тяжелые бои, несли огромные потери и отступали, и ополченцы оказались в окружении. Рядом прорывались к своим остатки пехотного полка. Друнина стала санинструктором пехотного батальона.

Чтец 1:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Ю.Друнина

Ведущий 2:
Сколько раненых вытащили девчонки-медсестрички с полей сражения Великой Отечественной, сколько благодаря им вернулись домой! Памяти фронтовых медсестер посвящено стихотворение «Ты должна».

Чтец 1:

Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть «Не смей!»
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
«Сестрица»
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
Ю.Друнина

Ведущий 2:
Юлия Друнина воевала в пехоте, в артиллерии, была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени, войну закончила в Прибалтике в 1944 году. Ее демобилизовали по инвалидности после очередной контузии. Стихи писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944-м. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

Чтец 1:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю.Друнина

(Демонстрируется фотография Б.Васильева)

Ведущий 1:
Борис Васильев родился в Смоленске в семье кадровых военных. Все предки по мужской линии были офицерами русской армии – дворянами. Но быть военным Борис не собирался, мечтал стать историком – война перечеркнула все мечты. 8 июля 1941 года девятиклассник-доброволец Боря Васильев в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Потом были бои за родной Смоленск, три окружения, прорыв с боями к своим, ускоренный курс Пулеметной школы. В составе воздушно-десантного стрелкового полка Борис Васильев участвовал в боях под Вязьмой, был тяжело ранен. В 1948 году написал пьесу «Танкисты», которая была поставлена Театром советской армии в 1955 году под названием «Офицер» и сразу же запрещена цензурой.
Несмотря на это, Борис Васильев стал профессионально заниматься литературой. Писал сценарии художественных фильмов, самые известные – «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты...». Первая же повесть «А зори здесь тихие...», написанная и напечатанная в 1969 году, получила признание читателей.
А потом были «В списках не значился», «Встречный бой», «Завтра была война» и многие другие произведения. Главными героями этих фильмов стали его сверстники, для которых главным событием в жизни была Война.

Ведущий 2:
Война – это смерть, потери, боль, страх – все так несовместимое с женским созидательством, а не разрушительным началом. Но судьба распоряжалась по своему. И на фронте рядом с мужчинами оказывались женщины.
Б.Васильев в повести «А зори здесь тихие» показывают трагическую ситуацию, когда женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за свою поруганную жизнь; молоденькие девочки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, идут защищать ее наравне с солдатами-мужчинами.
Устами своего героя писатель образно и наглядно скажет о войне, что она нужна человеку, «как зайцу курево», а женщинам тем более, им здесь вдвойне тяжелее, невыносимо, противоестественно их человеческому началу. Но суровое время диктовало свои законы. У каждой героини свой путь на фронт.
Пятеро во главе со старшиной Васковым идут остановить диверсантов и уходят в бессмертие. Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение. Его герои не знают, что им готовит судьба, они молоды, полны отваги и решимости остановить врага, и они его остановили, но непомерно высока цена победы. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы.

Ведущий 1:
Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, как напоролась на немецкий нож.
Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом.
Старшина Васков, возглавивший операцию, понимает, что вовек ему не забыть этих смертей. Нет оправдания за погибших девчонок. Но Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не ходят с позиций. У них «свой счет войне имеется». Они пришли мстить за родных, за разбитую и искалеченную жизнь. Воевать с таким настроем можно, а выжить и жить дальше нельзя.
Писатель подробно, порой излишне натуралистично, описывает картину боя и гибели Риты и Женьки. Они погибли, но и хорошо обученные и вооруженные фашисты не прошли на задание, не выполнили его, потому что «пять девочек, всего пять»,-,как в отчаянии выкрикивал Васков, встали на их пути.
Повесть производит неизгладимое впечатление. Ее прочитываешь на одном дыхании, ощущая себя чуть ли не участником событий – так ярко и образно сумел рассказать о волнующей его теме, поведать о суровом времени, а в конечном итоге предостеречь, чтобы оно не повторилось.

(Демонстрируется фотография В.Астафьева)

Ведущий 2:
Виктор Астафьев – сибиряк, детдомовец, в 1942 году добровольцем ушел на фронт. Воевал в артиллерии, был связистом, шофером, артразведчиком. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизовался. Первые рассказы появились в печати в 1951 году,в 1953 году вышла первая книга. Как писатель, начинал с «деревенской прозы», с темы нравственности. Только в 1971 году неожиданно для всех впервые в творчестве Астафьева появляется тема войны в повести «Пастух и пастушка», где прозвучала щемящая – лирическая тема любви на войне. Подсознательно, стараясь уйти от от страшных воспоминаний о пережитом, писатель не боролся за военную тему, но надуманность и фальш большинства произведений о войне, которые писали люди не воевавшие, возмущали его. И Астафьев, чувствуя вину перед теми, кто не дожил, не долюбил, стал писать о войне. Сам писатель говорил, что берется за эту тему, «когда ему становится невыносимо больно от воспоминаний, которые не покидают, да и никогда, верно, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова перед ним встают те, кто пал на поле боя...»
Не о бессмертном народе – победителе писал Астафьев, а о «рядовом»человеке на войне, который сохраняет в себе доброту, сопереживание, любовь в адских условиях чудовищной, испепеляющей стихии войны. Показывал войну «с изнанки».
Астафьев был артразведчиком. Что это такое? Небольшими группами солдаты уходили в тыл к немцам, обнаруживал вражеские цели и передавали по рации или наносили на карты координаты укреплений, складов с боеприпасами, по которым потом била артиллерия.
Свою правду о войне писатель поведал в повестях «Веселый солдат», «Так хочется жить», в страшном монументальном романе «Прокляты и убиты».

(Демонстрируется фотография Б.Окуджавы)
Ведущий 1:
Булат Окуджава – поэт, бард, кумир многих поколений. Символично, что он родился 9 мая. И День Победы отмечал как двойной праздник. Многие его песни звучат и будут звучать в этот день, пока будет жить память о тех, кто заплатил за победу своими жизнями.
(Песня «Здесь птицы не поют...»)
Окуджава жил в Москве, на Арбате, до 1937 года, когда отца расстреляли как врага народа, а мать осудили на 19 лет лагерей. Потом жил у тетки в Тбилиси. Оттуда в начале 1942 года, прямо из 9-го класса ушел добровольцем на фронт. Воевал в минометной батарее, под Моздоком, был ранен. Демобилизовался в 1945-м. Тема войны – одна из главных в его творчестве. «Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко», - говорил поэт. В автобиографической повести «Будь здоров, школяр!», написанной в 1961 году, он рассказал о войне от лица мальчишки, вчерашнего школьника, мечтавшего о героическом подвиге, а попавшего в самое пекло войны, в окопные будни. Писатель честно рассказал о переживаниях человека на войне – о страхе смерти, о боли, , слезах, ненависти к войне. В 1967 году по этой повести был снят фильм «Женя, Женечка и «Катюша», который, как и книга, подвергся критике и был запрещен. Запрет на фильм и книгу отменили только в 1990-е годы. А его песни пели и слушали всегда.

(Демонстрируется фотография Ю.Бондарева)

Ведущий 1:
Юрий Бондарев родился на Урале в крестьянской семье, голодные 1920-е годы семья пережила в Средней Азии, в 1931 году приехали в Москву. В июне 1941 года Юре Бондареву было чуть больше 17 лет, как все сверстники, он рвался на фронт, поэтому, окончив ускоренный курс артеллерийского училища, командир артиллерийского орудия лейтенант Бондарев уже в 1942 году воевал под Сталинградом. Был ранен.
Роман «Горячий снег», написанный в 1969 году, - как раз об этих событиях: одни сутки боев на подступах к Сталинграду артиллерийской батареи.
В 1945 году после очередного ранения Бондарев демобилизовался. Сам писатель вспоминает: «Всю войну стрелял по танкам. До сих пор чувствую запах горячих гильз и горелой брони».
Первые рассказы появились в печати в 1949 году. Писатель считает, что о войне должны писать те, «кто слышал треск пулеметных очередей над головой и не однажды ощущал боль потерь».
А в 1957 году вышла в свет повесть «Батальоны просят огня» и сразу стала классикой отечественной военной прозы.
Отдавая долг памяти тем, кто навсегда остался в засыпанных окопах, на полях сражений, писатель создал повести «Юность командиров», «Последние залпы», роман «Берег».
Мужество и подлость, героизм и предательство... Как часто эти прямо противоположные понятия оказываются рядом! Ведь сама жизнь сложна и неоднозначна, как сложна и неодназначна человеческая натура. Полнее всего раскрывается человек в экстремальной ситуации, например на войне. Именно там ярче всего проявляются лучшие и худшие стороны его натуры. И нередко бывает так, что в одной и той же ситуации одни оказываются героями, а другие – предателями. Именно об этом Бондарев пишет в своем романе «Горячий снег». Это суровое, очень реалистичное произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются потребностью, кодексом их чести.
В произведении рассказывается лишь об одном военном эпизоде. В центре действия находится батарея, входящая в артиллерийский заслон, перед которыми поставлена задача любой ценой не пропустить танковые силы врага, рвущиеся к Сталинграду на помощь окруженным фашистским войскам. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта и даже, может быть, всей войны. И потому генерал Бессонов отдает войскам непререкаемый приказ: «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять – и о смерти забыть!» Но люди и сами понимают это: молодой лейтенант Кузнецов и командир орудия сержант Уханов, солдат Рубин и санинструктор Зоя, другие герои романа.
Они до конца исполнили свой воинский долг: не пропустили фашистские танки к Сталинграду, обеспечив будущий разгром немцев. Многие из них заплатили за это самым дорогим – своими жизнями. В то же время Бондарев рисует характеры, не выдержавшие испытание боем. Это командир батареи лейтенант Дроздовский, который ради своего честолюбия бросает на бессмысленную, верную гибель подчиненных ему людей, т.е. фактически предает их, ведь он, как командир, должен был беречь по возможности своих людей, как это делал Кузнецов. Писатель противопоставляет показной героизм Дроздовского и «тихое» упорство в бою других героев романа Бондарев утверждает в романе важную мысль о том, что подлинные мужество и героизм неразделимы с чуткостью, благородством, человечностью.

(Демонстрируется фотография В.Быкова)
Ведущий 1:
Василь Быков родился в белорусской деревне под Полоцком, с детства замечательно рисовал, учился в Витебском художественном училище на скульптора. Семья бедствовала, бросил учебу, очень рано стал работать. Война застала на Украине, рыл окопы, добровольно присоединился к отступающим армейским частям, участвовал в тяжелых оборонительных боях. Был направлен в военное училище, и в 1942 году восемнадцатилетний взводный лейтенант Быков снова на фронте. Всю войну прошел взводным – командовал стрелковым взводом, взводом автоматчиков, взводом противотанковых пушек.
Все время на переднем крае, несколько раз был тяжело ранен, на одном из обелисков братской могилы под Кировоградом выбито его имя, мать получила «похоронку», а он из госпиталя – снова на фронт, в бой, сначала на своей земле, потом в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии. Победу 21-летний фронтовик-орденоносец встретил в Австрии и еще 10 лет служил в армии.
В литературу Быков пришел в 1955 году. Война стала главной темой его творчества. Начинал он с рассказов. Широкую известность и признание читателей писателю принесла напечатанная в 1962 году повесть «Третья ракета». Без ложного пафоса и показного героизма он писал о солдатах, партизанах, о мирных жителях, оказавшихся на оккупированной территории, в произведениях «Мертвым не больно», «Альпийская баллада», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться», «Знак беды», «Стужа» и других.

Повесть «Сотников». Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое – Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак – смелый боец, когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом – на предательство и убийство товарища.
Анализируя этот характер, В.Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака выходят из детства, когда он шел на, казалось бы, мелкие жизненные уловки.
Сотников – скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врага, явилась его болезнь – он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.
Измученный пытками, шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а тебя запишем в предатели»), он остается несломленным. Истоком его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним глазами и убеждается, что честно выполнил свои долг.

Чингиз Айтматов сказал, что судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени всего поколения. И он выполнил свое предназначение, рассказал о тех, кто погиб в бою, воевал в партизанах, сгинул в плену, умер от ран.

Ведущий 2:
С каждым годом ветеранов той страшной и великой войны остается все меньше и меньше. Давайте будем помнить о том, что они пережили, о том, что они сделали для страны, для нас, и относиться к ним уважительно, бережно и с пониманием. Наверное, трудно поверить, но именно они брали стратегические высоты, уходили в рейды по вражеским тылам, теряли боевых друзей, близких, уничтожали немецкие танки, сбивали немецкие самолеты, топили вражеские подлодки, освобождали от фашистов города и села России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехии, Словакии, Югославии, Германии, Австрии. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла стране и народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Категория: Великая Отечественная | Добавил: Gulchi (2015-05-22) | Автор: Жумашева Гульмира Жумагуловна E
Просмотров: 2522 | Теги: Василь Быков, Астафьев, Юлия Друнина, Бондарев, Великая Отечественная Война, Васильев, Окуджава | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru