эпиграф: «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого, будет повержена фашистская лавина» академик А.Е.Ферсман Цель: Ознакомить учащихся с вкладом советских ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне; Показать глубокий патриотизм, героизм людей науки. , Ход урока. Учитель химии: 9 мая мы каждый год отмечаем праздник День Победы. День Победы! Как бесконечно дороги эти слова каждому из нас. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком победном пути, Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страданья пройти. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенёс. ( Ю.Поляков. «Ответ фронтовику» ) Урок у нас сегодня необычный. Проведём мы его в форме устного журнала « Во имя победы», перелистывая страницы которого мы ознакомимся с вкладом учёных-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, отметим глубокий патриотизм и героизм людей науки. Ученица читает стихотворение Щипачёва «22 июня 1941 года» Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли Цветок, в росинках весъ, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось. (демонстрация видео фильма о начале войны) 2. Учитель химии: Мы открываем первую страницу нашего журнала. Она называется «Военные профессии веществ». Учитель истории: Вспомним начало войны. Шел 1941 год. Немецкие танки рвались к Москве. Бойцы Красной Армии буквально грудью сдерживали врага. Не хватало оборудования, продовольствия и боеприпасов. Катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь военным пришли ученые энтузиасты: за два дня на одном из военных заводов наладили выпуск бутылок КС (Качурина-Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и весной 1945года в Берлине. Учитель химии: Что представляют собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке резинкой прикрепляли ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую в реакцию, происходила сильнейшая вспышка и горючее воспламенялось. 3КСlO3+ Н2SO4=2ClO2+ КClO4+ К2SО4, + Н2О 2ClO2=Cl2+2O2 C12H22O11+12O2=12CO2+11H2O Учитель истории: Многие ваши сверстники во время нал(тов в военные годы дежурили на крышах домов тушили зажигательные бомбы№ Начинкой таких бомб была смесь порошков Алюминия, магния, оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. Учитель химии: При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и всё кругом начинало гореть. Hg (CNO)2=Hg+2CO+N2+Q 4Al+3O2=2Al2O3 2Mg+O2=2MgO Горящий зажигательный состав нельзя тушить водой, т.к. раскалённый магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяют песок. 3. Учитель истории: XX век - век алюминия. Его использовали не только в зажигательных бомбах, но и так называемой активной защиты самолётов. Так при отражении налётов авиации на Гамбург операто¬ры немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавания сигналов от приближающихся самолётов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолёты союзников. При налётах на Германию было сброшено примерно 20000 тонн алюминиевой фольги. Учитель химии: Во время ночных налётов для освещения бомбардировок сбрасывали на парашютах осветитель-ные ракеты. В их состав входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запала из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землёй красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким, белым - это загорался магний. Цель было видно также хорошо, как и днём и лётчики начинали прицельное бомбометание. Огромное количество магния было необходимо для самолётостроения. Этот металл добывали даже из морской воды. Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство. Учёные разраба-тывали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Учитель истории: В годы войны были открыты месторождения марганцевых руд, к северу от озера Балхаш найдены жилы с кварцем и молибденом; среди безводных хребтов Казахстана - черные угольные породы, богатые ванадием; в Казахстане открыты источники редких металлов - лития, молибдена, ванадия. На лесистых склонах Уральских гор, на берегах озёр обнаружены руды кобальта и ниобия, многочисленные месторождения алюминиевых руд. Были открыты месторождения огнеу¬поров, кварцевых песков, глин, каолинов, графитов, так необходимые для черной и цветной металлургии. ( учитель по карте показывает месторождения) Учитель химии: Было бы несправедливо не вспомнить сегодня о порохе. В основном во время войны использовали бездымный порох (нитроцеллюлозный) и реже - черный (дымный). Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик Ил-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили баллисты - одна из разновидностей бездымных порохов. Для начинки гранат и разрывных пуль использовали взрывчатые вещества карбиты( ещё одна разновидность бездымных порохов, содержащие приблизительно 30% нитроглицерина и 65% пироксилина. 4. Учитель истории: На вооружении немецкой армии находились тысячи самолётов, лётчики вермахта уже имели опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции ... Для защиты воздушного пространства нашей Родины войска ПВО использовали все возможные средства. Так, во время ночных налётов вражеских пилотов ослепляли специальными ракетами, содержащими соли стронция и кальция, которые окрашивали пламя в кирпично-красный или малиновый цвет. ( учитель химии показывает опыт: окрашивание пламени солями стронция и кальция) Учитель химии: * Помимо зенитных орудий небо городами защищали наполненные водородом шары, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Для заполнения шаров водородом использо-вали силиконовый способ, основанный на взаимодействии кремния с раствором гидроксида натрия. Учитель истории: В годы Великой Отечественной войны широко применялись искусственно созданные дымовые завесы. С их помощью обеспечивали прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, они сыграли важную роль и в Берлинской операции. Дымовые завесы помогли сохранить жизни тысячи советских бойцов. Одним из первых для создания дымовых завес начали использовать белый фосфор. В этом случаи дым состоит из частичек оксидов фосфора и капель фосфорной кислоты. (демонстрация опыта «Дым без огня» - взаимодействие соляной кислоты и 25%-ного раствора аммиака). Учитель химии: «Война требовала грандиозных количеств стратегического сырья... Бесконечное разнообразие различных химических веществ, начиная со сплавов и кончая сложными продуктами переработки нефти, угля, пластмассами, - всё это сейчас требуется в громадных количествах... Только шесть химических элементов не нашли себе применения в военной технике...» - писал в те годы Александр Евгеньевич Ферсман. Следующая страница журнала « Таблица Менделеева на защите Родины». (учащиеся с химическими элементами, изображенными на листах бумаги) 1 ученик: В годы Великой Отечественной войны литий стал стратегическим материалом. Водородом, который выделялся при его взаимодействии с водой, заполняли аэростаты и спасательные снаряжения при авариях самолётов и кораблей в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что было очень важно для 5. партизанских отрядов. Трассирующие пули, содержащие литий, при полёте оставляли сине-зелёный след. Соединения лития использовали на подводных лодках для очистки воздуха. 2 ученик: Колоссальная масса железа истрачена во время войны на земном шаре. Только за первую мировую войну было израсходовано не менее 2000 млн. тонн стали, за вторую мировую войну -примерно 800млн тонн. Только за последние три года войны было произведено 660 тысяч орудий, 1 миллион 350 тысяч ручных и станковых пулемётов, около 6 миллионов автоматов. Доля железа среди всех металлов, которые использовали на войне, составляла более 90% Железо - главный компонент чугунов и сталей. Из стали содержащей ванадий, делали солдатские каски, броневые плиты для пушек, бронебойные снаряды, из хромовых сталей -огнестрельные орудия, корпуса подводных лодок, из стали в состав, которой входил кобальт -магнитные мины. Их сталей и других сплавов, содержащих вольфрам, изготовляли танковую броню, оболочки торпед и снарядов. 3 ученик: «Крылатый» металл алюминий в виде сплавов с другими элементами используется в самолётост¬роении для обшивки самолётов, изготовления лопастей, винтов в космической технике для изготовления баков под горючее и корпусов межконтинентальных баллистических ракет. Из сплавов алюминия, меди и марганца делают корпуса судов на подводных крыльях, баки для хранения и перевозки сжиженного газа. 4 ученик: Свинец - тяжёлый металл. Именно это является причиной его массового использования в огнестрельном оружии. Свинцовые металлические снаряды использовались ещё в древности. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку делают из других твёрдых металлов. В свинец идущий для изготовления дроби добавляют мышьяк. Слой свинца в 15-20 см. применяется для защиты от радиоактивного излучения. 5 ученик: Азот входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты и её солей. Германий был необходим для создания радиолокаторов. Тантал - важнейший стратегический материал для изготовления радарных установок, переда-точных радиостанций. 6 ученик: Сплав титана с другими металлами шел на изготовление танковой брони. В 1943 году Гитлер издал приказ не вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии более 1 километра, т.к. с такого расстояния фашистские снаряды не могли пробить броню этих танков. Титан применяли также в радиотехнике. 6. 7 ученик: Сплав меди (90%) и олова (10%) называли пушечным металлом. Сплав меди (68%) и цинка (32%) - это латунь, которую использовали для изготовления артилле-рийских снарядов и патронов. На основе магния и алюминия изготовляли прочные сверхлёгкие сплавы для самолётостроения. 8 ученик: Магниевые сплавы применяются в авиации и реактивной технике (детали моторов, баки для бензина и масла). В военной технике магний используется для изготовления осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Учитель химии: В годы Великой Отечественной войны ярко проявился патриотизм советских учёных. Ученик: ... У каждого была своя война, Свой путь вперёд, Свои участки боя, И каждый был Во всём самим собой, И только цель У всех была одна. Учитель химии: Мы открываем следующую страницу журнала: «Труд учёных-химиков во имя Победы». Учащиеся рассказывают об учёных-химиках, демонстрируя их портреты. 1 ученик: Александр Ерминингельдович Арбузов. Его исследования были посвящены нуждам обороны и медицины. Так в марте 1943 года физик-оптик СИ. Вавилов писал Арбузову: «обращаюсь к вам с большой просьбой - изготовить в вашей лаборатории 15г 3,6-диаминофталимида. оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора». Препарат был изготовлен, его использовали при изготовлении оптики для танков. Это имело огромное значение для обнаружения врага на далёком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов. 7. 2 ученик: Николай Дмитриевич Зелинский. Ещё в Первую мировую войну он создал противогаз. В период 1941-1945гг. Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука. Николаю Дмитриевичу удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем природный. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолётов. Самолёт мог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. Зелинскому в 1946 году была присуждена Государственная премия. 3 ученик: Николай Николаевич Семёнов. Его вклад в обеспечение победы определяется разработанной им теорией цепных разветвлений реакций, которая позволяла управлять химическими процессами: ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. В начале 40-х годов Н.Н.Семёнов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты этих исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнемётов. Результаты исследований, посвященных вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах, были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками. 4 ученик: Александр Евгеньевич Ферсман. Он не раз говорил, что его жизнь - это история любви к камню. С первых же дней войны он активно включился в процесс переведения науки и промышленности на военные рельсы. Им выполнялись специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок. В 1941г. на антифашистском митинге учёных он говорил: « война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовался магний, стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода... .И на нас лежит большая ответственность за обеспечение 0т|>атегическим сырьём, мы должны помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолёты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды». § ученик: Александр Николаевич Несмеянов Он один из создателей научного направления - химии металлоорганических соединений. Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов. Он разработал методы ароматизации органических соединений, получивших применение во многих областях оборонной химии. 6 ученик: Академик А.В.Палладин синтезировал витамин К и викасол - эффективное средство при кровотечении Под руководством профессора Ильина из сибирской пихты был изготовлен бальзам, способствующий быстрому заживлению ран. 8. 7 ученик: Василий Фёдорович Евстратов Под его руководством изучались глинозёмы, чтобы использовать их в качестве наполнителей резиновых смесей. Разрабатывались и проверялись рецептуры смесей для изготовления танковых ободов из хлоропренового каучука. Испытание некоторых изделий проводились непосредственно на фронтах, куда выезжали сотрудники института, чтобы проверить в боевых условиях испытываемые детали. Была организована небольшая лаборатория для изучения резиновых изделий, применяемых в немецкой военной технике. Многочисленная военная техника, «попавшая в плен», после отступления немцев под Москвой, доставлялась в эту лабораторию. Вражеская техника изучалась с двух точек зрения: для использования её положительных новшеств и для выявления её уязвимости, чтобы оказать помощь нашим войскам в её уничтожении. 8 ученик: Иван Васильевич Мартынов На различных фронтах он занимал должности начальника химической службы. Ему приходи-лось заниматься поддержанием в готовности химических средств защиты, обучением личного состава пользованию средствами защиты. В его обязанности входило поддержание химической службы в войсках на должном уровне. В период подготовки к летнему наступлению войск 1-го Белорусского фронта остро стоял вопрос о снижении потерь при перевозке личного состава и техники; прибывающих на фронт. Эта задача решалась применением дымового прикрытия железнодорожных объектов от прицельного бомбометания вражескими самолётами. Весной 1944г. постоянным налётам подвергался участок железной дороги Коростень-Сарны. Было приказано доставить в район г. Сарны дымовой батальон. Мартынов составил схему размещения дымовых средств по прикрытию железнодорожного узла, включая железнодорожный мост. Дымзавесы создавались распылением из специальных автомашин хлорсульфоновой кислоты и большими дымовыми шашками. Применение дымзавес резко снизило потери в личном составе и технике. 9 ученик: Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. Поиски алюминиевого сырья на Урале возглавил академик Наливкин. К 1943г. производство алюминия возросло в 3 раза по сравнению с довоенным. В 1944г в Восточном Казахстане академиком Кузнецовым было открыто месторождение ниобий-танталовых руд. 10 ученик: Валентин Алексеевич Каргин Во время Великой Отечественной войны разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии. 11 ученик: Николай Николаевич Мельников Под его руководством было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных самолётов. 9. Учитель химии: И ещё многие- многие другие. Невозможно перечислить всех учёных-химиков, и всего того, что они сделали для победы в годы Великой Отечественной войны. В обеспечение победы советского народа над фашистской Германией значительную роль сыграли работники химической промышленности и химико-технологических вузов страны. По призыву партии и правительства на фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине. * Ученик читает стихотворение В. Харитонова «Ничто не забыто, никто не забыт» Нам руки даны, чтобы землю обнять И сердцем её отогреть. Нам память дана, чтобы павших поднять И вечную славу им петь, Осколкам снаряда берёза пробита, И буквы легли на гранит... Ничто не забыто, ничто не забыто, Никто не забыт! Не старят года, не изменят века Черты дорогого лица. Героев своих мы найдём имена И впишем навечно в сердца! Учитель истории: 9мая 1945г в 21.00 из тысячи репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос Верховного Главнокомандующего товарища Сталина, поздравившего народ с Победой. Диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан зачитал последний приказ: «Приказ № 369... произвести салют.. .тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий...» В 22ч. пурпурная заря встала над Москвой (звучит запись песни «День Победы», слова В. Харитонова, муз. Д. Тухманова). На её фоне Учитель истории: Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь! Учитель химии: Всегда помни о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не юлько оружия и терпения, не только идей и стратегий. В XX научно-техническом веке это было сражение производств экономики и наук. Поэюму помни, что вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики. 10. Учитель химии: Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Памяти химиков-фронтовиков посвятил своё стихотворение старший преподаватель Днепропетровского химико-технологического института, бывший фронтовик З.И. Барсуков. Ученик: Кто про химика сказам: «Мало воевал», Кто сказал: «Он маловато крови проливал»? Я в свидетели зову химиков-друзей, — Тех, кто смело бил врага до последних дней. Тех кто с армией родной шёл в одном строю, Тех, кто грудью защитил Родину мою. СКОЛЬКО пройдено дорог, фронтовых путей... Сколько полегло на них молодых парней... "Не померзнет никогда память о войне, Слава химикам живым, павшим — честь вдвойне.
|