Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Радищев Александр Николаевич Тема: Герои и коллаборационисты. Цель: 1) формировать у учащихся яркое, целостное представление о феномене героизма и коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Создание образа – символа героизма людей, жертвовавших собой в годы Великой Отечественной войны. 2) Развивать у учащихся способность к воображению; умение и навыки анализа, выделение главного, обобщения, личностных суждений и оценок. 3) Воспитание у учащихся чувства патриотизма. Оборудование: интерактивная доска, портреты героев Великой Отечественной войны, иллюстрации памятников архитектуры и скульптуры, иллюстрации орденов и медалей Великой Отечественной войны. Методы: частично-поисковый, исследовательский. Приемы: групповая работа, диалог, эвристическая беседа. Тип урока: лабораторная работа. Ход урока: 1. Организационный этап. 2. Лабораторная работа. 1. Словарная работа. С помощью толковых словарей и учебных пособий учащиеся находят определения понятий «героизм», «коллаборационизм», «патриотизм». После того, как ребята найдут определения понятий, их нужно будет записать на интерактивной доске. Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Коллаборационизм – предательство, сотрудничество с врагами своей Родины, своего народа. Патриотизм - любовь к Родине. 2. Логическое задание. Во флипчате записать таблицу Нужно разбить класс на 2 группы. Каждая группа заполняет свою колонку таблицы. Качества личности героя Качества личности коллаборациониста После заполнения таблицы, нужно коллективно обсудить причины того или иного выбора качеств личности при составлении таблицы. 3. Образные задания. А) Привести примеры образов персонажей героев и рассказать о подвигах этих людей. 1 группа – герои – подростки (Валя Котик, Зоя Космодемьянская, Зина Портнова, Марат Казей и др.) 2 группа – герои – казахстанцы (М. Янко, Т. Бегельдинов, П. Луганский и др.) Б) 1 группа - вспомните названия улиц в нашем городе, названные в честь героев Великой Отечественной войны (ул. Зебницкого, ул. Кржижановского) 2 группа – вспомните коллаборационистов. Что вы можете рассказать об этих людях. 4. Проблемное задание. Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации орденов и медалей Великой Отечественной войны. В форме эвристической беседы учащиеся должны выяснить, за какие действия и поступки получили на фронте и в тылу эти награды. Далее нужно выяснить количество орденоносцев. Медали: «За оборону Москвы» (более 1 млн. человек), «За оборону Сталинграда» (760 тыс. человек), «За оборону Ленинграда» (900 тыс. человек), «За оборону Киева», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За победу над Японией» и др. Ордена: «Победа» — высший военный орден, «Славы» 1-й, 2-й и 3-й степени и др. - Почему такое большое количество людей имеют ордена и медали? Таким образом учащиеся самостоятельно должны выйти на понятия «патриотизм», «любовь к Родине». 3. Закрепление. 1. Нужно создать образ-символ памятника героям войны (работа в группах). 2. Учащиеся графически и словесно презентуют свои проекты памятников и скульптур героям Великой Отечественной войны. 3. Учитель демонстрирует иллюстрации памятников героям. 4. Завершающая беседа «Что же такое патриотизм?» 4. Подведение итогов. Рефлексия.
|