Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Расизм. Человеческие расы. Для всех угнетенных, трудом обожженных Разница в цвете крови - не в счет. В людях – черных, белых, желтых Красная кровь течет! Р. Рождественский. Цель: Сформировать отрицательное отношение к реакционной политике фашизма, до-казать несостоятельность теории деления рас на высшие и низшие. Задачи: Образовательная: Показать сущность фашизма, раскрыть содержание плана «Барбарос-са», показать роль экономики Казахстана в общесоюзном значении, вклад в победу пред-ставителей всех наций, роль биологических особенностей человеческих рас. Воспитательная: Воспитывать патриотизм на примере мужества и героизма воинов, не-терпимость к проявлениям национализма, расизма. Развивающая: Формировать умение самостоятельно работать, сравнивать, анализировать, сформировать понятие о единстве происхождения и биологической равноценности чело-веческих рас. Тип урока: Интегрированный, интерактивный и частично- исследовательский Метод: Словесный, наглядный, проблемно-поисковый. Оборудование: Портреты войнов-казахстанцев, запись песни «Священная война», ин-формационный лист на каждого ученика, карта мира, презентация. Место проведения: кабинет с ИАД , компьютер. Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель истории. 9 мая 1945 года – дата, которая должна быть в памяти всегда, как бы далеко ни отдвигался от нас этот день. В годы войны истории и самим себе мы преподали урок человеческого достоинства. Война коснулась каждой семьи, и каждый из нас несет в себе ее крохотный осколок. К уроку по теме «Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Человеческие ра-сы. Расизм», эпиграфам будут слова Р.Рождественского. Нам необходимо доказать несо-стоятельность теории деления рас на высшие и низшие. Это общая цель урока, а на каж-дом этапе урока у нас будет своя задача. (Работа будет вестись по группам.) Одержав довольно легкие победы на Западе, германское руководство приступило вплотную к подготовке плана войны против Советского Союза, без разгрома которого, она не могла рассчитывать на мировое господство. В июне 1941 г. так определялись зада-чи в отношении СССР: «В основном дело сводится к тому, чтобы, во -1, овладеть им, во-2, управлять им, в-3, экс-плуатировать. Самое основное. Создание военной державы западнее Урала не может снова встать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. Все последователи Фюрера должны знать: империя лишь тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чуждого войска. Железным законом должно быть: никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев… Только немец вправе носить оружие, а не славянин, не чех, не казах, и не украинец» Вопрос классу: 1. Как называется этот план? («Барбаросса») 2.Что положено в основу плана? (идея молниеносной войны) 3. Почему? (недостаточно сил, идея реализована в войне с Польшей) Намечалось нанести массированный удар по основным группировкам Красной армии, в кратчайшие сроки занять важнейшие экономические и политические центры. 4. Обозначьте направления главных ударов. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая отечественная Война. - звучит песня «Священная война» Вопрос классу: 1. Почему эту войну называют ВОвойной? 2. Какой характер носила война со стороны СССР? 3. Каким был характер войны со стороны Германии? 4. Вспомните характерные черты фашизма (национализм, расизм). Учитель биологии: Расизм- человеконенавистническая антинаучная теория и реакцион-ная политика, в основе которой лежит ложное утверждение о биологической и психоло-гической неравноценности человеческих рас. «Я считаю. Что мы первая раса на земле, и что чем шире мы населяем мир, тем лучше бу-дет для человечества» - писал английский расист Сесиль Родс. « В настоящее время в мире нет народа, равного американцам по способностям и возмож-ностям» - провозглашал американский расист( слайд) Насколько разнообразен и различен мир людей. Каждый человек уникален и не похож на других. Часто эта непохожесть является причиной ненависти и агрессии. Трагические новости об убийствах и гонениях среди школьников, студентов, обычных обывателей на почве расовых различий… Расовая дискриминация обуславливает кровопролитные столкновения и борьбу между представителями разных национальностей… Межнациональная и этническая рознь подстегивает вражду и расправу между народа-ми… «Движение скинхедов, социал-националистов, шовинистов; расовая дискриминация, ра-совая неприязнь, расовая нетерпимость»- эти выражения стали настолько привычными для нашего слуха. Можно ли дать оправдание этим действиям? Можно ли лишить человека жизни только за то, что его кожа имеет оттенок другого цвета или он говорит на другом, родном ему язы-ке? Проблема столкновений на почве расовой дискриминации известна человечеству с дав-них пор. Основу теории и политики расизма составляют положения о физической и пси-хической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы. Высшие являются, якобы, единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а низшие не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Учитель истории: Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в 19 веке. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж.А. Гобино объявил арийцев «высшей расой», поэтому расизм стал официальной идео-логией фашизма. В фашистской Германии расизм был возведен в ранг государственной политики и служил оправданием уничтожения «неполноценных» народов на оккупиро-ванных территориях. Война, развязанная А. Гитлером, ярким приверженцем теории расо-вого превосходства, и ее последствия навсегда останутся в памяти и сердцах человечества. В США вплоть до середины 20 века расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков. Интересно, что если в 19 и в первой половине 20 века подтверждали превосходство белой расы, то во второй половине 20 века появились идеологи, пропагандирующие превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы. Учитель биологии: Итак, цель нашего урока доказать 1. Несостоятельность теорий, утверждающих деление рас на «низшие» и «высшие». 2. Равноценность всех рас на основе их происхождения. 3.Показать, что всё современное человечество представляет собой единый биологический вид – HOMO SAPIENS. - Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? - Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? - А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и се-страми, и предлагаю вам математическое доказательство этого. У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом пре-дыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим соглас-ны? -Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд. человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты. В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Ум-ножим 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд. ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? - Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»? Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. А почему люди такие разные (обратиться к рисункам с изображениями различных рас)? Что же такое расы человека? Все вопросы, связанные с происхождением и эволюцией человека, образованием рас, изу-чает наука антропология. Существуют две основные гипотезы происхождения человече-ских рас - моноцентризма ( произошедшим в одном месте), и полицентризма ( в разных местах).Одним из разделов антропологии является - расоведение - наука, изучающая че-ловеческие расы. Раса – это совокупность людей, обладающих генетико – физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом. Какие расы выделяют? По морфологическим и отчасти физиологическим признакам традиционно выделяют три основные расы: негроидная, европеоидная, монголоидная Используя информационный лист определите значение морфологических признаков каж-дой расы.(работа в группах, приложение №1) Учитель биологии: Между представителями разных рас имеются физиологические раз-личия: уровень потоотделения с единицы площади кожи, показатели уровня холестерина в крови и некоторые другие. Однако они не отличаются по числу хромосом (у каждого человека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов черепа, строению стоп и рук. Установлено, что каждая большая раса делится на малые, их около 30. Есть много сравни-тельно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного харак-тера, вследствие чего между большими расами нет четких границ. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети. Какой вывод можно сделать из данных фактов? Учащиеся: Все люди едины по происхождению, а значит по интеллекту, физическим, духовным способностям. Учитель биологии: Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый темно-кожий баскетболист, и краснокожий индеец, и миниатюрная вьетнамка. Как это можно объяснить? (Учитель обращает внимание на таблицы, рисунки с изображением людей различных рас (негроидная, европеоидная, монголоидная), предлагает сравнить их между собой и выявить черты сходства и различия, вспомнить географическое распространение.) Учитель истории: Подтвердить сказанное нами помогут знания фактов, представлен-ных генетиками, биохимиками, физиологами, этологами. Им было предложено спланиро-вать свою деятельность для получения доказательства, организовать исследовательскую работу в группах на основе свободного выбора средств и форм самовыражения. Ученик-биохимик: Исследования распределения различных групп крови и белков в по-пуляциях человека показали, что расовые признаки составляют около 8% от общего гене-тического разнообразия человечества. Между тем по разнообразным варьирующим при-знакам различия даже между соседями по дому могут составлять более 80%. Немец гене-тически может быть ближе к полинезийцу, чем к другому немцу. Географическое распре-деление частот генов, групп крови, различных форм ферментов и иммуноглобулинов не соответствует ареалам ни одной из рас. По группам крови европейцы ближе к африкан-цам, а по системе иммуноглобулинов - к монголоидам Азии. Эти данные говорят о том, что общий биохимический полиморфизм человека эволюционно возник раньше, чем ком-плекс расовых признаков. Ученик-генетик: Определение расы может звучать так: «раса-это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для неё генофонду». На основании числа аллелей, свойственных той или иной группе организмов, возможно определение генетического расстояния между ними. Оказалось, что для больших рас эта величина выражается числом 0,03. Ученик-физиолог: Наиболее заметное различие между расами - по цвету. Большинство современных приматов имеют темную пигментацию. Возможно, что и древний человек был темнокожим. Почему же слабо пигментирована кожа европейцев и монголоидов? Существует гипотеза, согласно которой в местах их расселения произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. Ультрафиолет участвует в превращении кожи человека провитамина Д и самого витамина, который необходим для кальцифика-ции костей, его нехватка приводит к рахиту. Одно из проявлений рахита - деформация таза, нарушающая роды. В условиях первобытного строя это могло породить неопреде-лённые последствия. В районах обитания людей с высокой степенью пигментации кожи отмечается высокая интенсивность ультрафиолетового излучения. Зависимость между местом обитания и пигментацией кожи не подтверждается только в двух случаях: для эскимосов и африканских пигмеев. Обе популяции состоят из темнокожих индивидов, хотя и в арктических районах, и под пологом влажного тропического леса ультрафиолета сравнительно мало. Но в случае с эскимосами можно предположить, что они получают витамин Д из печени рыбы и морских млекопитающих – основных продуктов питания. Учитель биологии: Примерно так же, как цвет кожи, формировались и другие расовые признаки: разрез глаз, курчавые волосы. Можно предположить, что небольшой рост и плотное телосложение эскимосов, характерный для них относительно толстый слой под-кожного жира дают преимущества в холодном климате, а широкая грудная клетка южно-американских индейцев, живущих высоко в Андах, связана с адаптацией к разреженному воздуху высокогорий. Как же тогда относиться к людям, пропагандирующим национализм и расизм? Послушаем мнение этолога. Ученик-этолог: Этологи объясняют расовую и национальную неприязнь действием ме-ханизма поведенческой изоляции. Естественный отбор в ходе эволюции часто «специаль-но» усиливает различия в поведении похожих видов, меняет местами отдельные позы ри-туалов, «делает» представителей разных видов, «неприятными» и «непонятными» друг для друга. А различия в языке? Ничтожные по биологическому существу, но достаточные для полного или частичного непонимания по форме, они точно укладываются в про-граммы поведенческой изоляции: многие виды птиц внешне почти неотличимы, но раз-делены разной формой песен. Учитель истории: Почти на каждом континенте есть места, куда не дошла цивилизация. Это либо непрохо-димые джунгли, либо труднодоступные территории засушливых равнин, либо высокого-рья. В таких диких уголках живут племена, оставшиеся верными традиционному укладу жизни. Эти племена находятся на разных ступенях развития. На образ жизни некоторых из них оказывает влияние близость цивилизации, необходимость или неизбежность кон-такта с ней. На о. Новая Гвинея, расположенном севернее Австралии, на территории страны Папуа-Новая Гвинея, среди густых горных лесов, живут племена папуасов. Когда в 1933 г. к од-ному из этих племен впервые добралась группа исследователей, папуасы приняли их за своих воскресших предков. Позже некоторые племена стали чаще контактировать с внеш-ним миром. Сейчас они выращивают у себя кофейные деревья и выменивают кофе на то-поры, посуду, украшения и прочее. Но близость цивилизации не изменила привычного уклада: папуасы по-прежнему живут охотой и собирательством. У папуасов принято ук-рашать, протыкая уши, нос и губы и вставляя в образовавшиеся отверстия пластины из кости, кабаньи клыки, иглы дикобразов, перья, раковины. Эти украшения не просто дань папуасской моде – это своего рода паспорт. У многих народов таким «паспортом» явля-ются татуировки или росписи на теле. В Кении на просторах африканской саванны, живут племена масаи. Они появились в Кении в 16-17 веках, перекочевав туда, скорее всего из долины Нила. Почти в то же время началась активная колонизация Африки, и племена масаи стали вытеснять с их земель. Живя бок о бок с цивилизацией, масаи сохранили свой образ жизни. Они живут небольшими поселениями по 10-20 семей, в хижинах, сплетенных из прутьев. Из шкур коров масаи шьют одежду и обувь. Чтобы добыть мясо, мужчины направляются на охоту. Масаи, несмотря на недружелюбное и даже порой враждебное отношение к пришлым людям, все же допускают к себе этнографов. Именно поэтому масаи стали самым изученным из африканских племен. Таких примеров можно привести немало, когда народы сохраняют первобытный уклад жизни и не желают вступать в тесный контакт с цивилизацией, стараясь сохранить свои традиции и верования. Учитель биологии: Таким образом, все человеческие расы биологически едины. Физкультминутка: Поднимаем руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в сторону, пошире, развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять Всем ребятам тихо сесть – это шесть Учитель истории: Долгое время некоторые учёные прямо связывали биологиче-ские особенности представителей разных рас с уровнем их культуры, развития и социаль-ного положения. Эти ошибки легли в основу теории расизма. А что такое расизм? Расизм - реакционная теория о разделении человечества на высшие и низшие расы. Была подготовлена широкая программа беспощадного истребления советских людей по политическим и расовым мотивам…. (фильм 1, конц.лагерь) Учитель истории. В планах Гитлера было обеспечить себе жизненное пространство на Восток за счет уничтожения СССР, и значительное место отводилось Казахстану. слайд .1 – Разрабатывая этот план, фашистская Германия рассматривала СССР, как ис-кусственное и рыхлое объединение огромного числа наций и как этнический конгломерат, лишенный внутреннего единства. Вынашивались планы создания рейхскомиссариатов Осланд, Украина и Московия. Вопрос классу. 1.Колнией какого государства, должен был стать Казахстан после завое-вания СССР по плану фашистов? - прилож. 2 - «Большой Туркестан» Превратить страну Советов в колонию, а ее народы в рабов, создать индустриальные области. - прилож.3 «Индустриальные области» Была подготовлена широкая программа беспощадного истребления советских людей по политическим и расовым мотивам. Фашисты утверждали. Что немцы представляют «избранную арийскую расу». Которой судьба предначертала создать «новый порядок». Вопрос классу: 1. Как справочная литература определяет данное понятие? -А.р.- лженаучный термин, выдвинутый авторами расовых теорий в середине 19 в. Под а. р. понимается тип европейской расы, более известный как «нордическая рас». -Термин «А. р.» использован фашистами для существования особой «высшей а. р.». при-чем к ней относили преимущественно немцев. - А. р. Термин расисткой концепции для обозначения высшего типа белокурых Ариев, основателей великой цивилизации. - А. р. По языку арийцев относят к индоиранцам. Но их носители, не обладают общими физическими свойствами и не образуют какой – либо расы. Учитель ист. История древних ариев окутана тайной. Главной областью обитания ариев был бассейн реки Инд. Но попытка археологов найти «культурный слой» ариев не уда-лось. Арии не оставили на земле никаких материальных следов. Т. е., теория об а. р., на-учно не подтверждена. Вопрос классу: Как советские граждане, люди разных национальностей, восприняли на-чало войны? Учитель истории: Начавшаяся агрессия всколыхнула всю страну. Ярким примерам со-ветского патриотизма явились массовые заявления трудящихся о вступлении в ряды за-щитников Родины. В военкоматы и парткомы обращались коммунисты, комсомольцы, люди разных возрастов и профессий, представители различных национальностей. «Так как послать на фронт некого, нет ни сестры, ни брата, прошусь сама», писала в своем за-явлении М. Маметова, студентка АГМИ. В ряды сражающейся армии, вступило 1196164 казахстанца, это каждый пятый житель страны. Шла интенсивная подготовка кадров. 27 военных учебных заведений подготовили 16 тыс. офицеров. Развернулось всеобщее обу-чение военному делу. Казахстанцы совершили героические подвиги мужества, храбрости на всех фронтах ВОв. 497 человек были удостоены звания Героев Советского Союза,из них 97 – казахи, 2-первые женщины Востока, удостоенные Звания Героя Советского Союза. Их фотографии вы вид те… Большой вклад в победу над гитлеровской Германией внесли труженики тыла рабочие, крестьянство, интеллигенция. Недаром всех, кто трудился в тылу, называли гвардией ты-ла. Советские патриоты, выполняя заказы фронта, не прекращали работу во время артобст-релов и бомбежек. В кротчайшие сроки была проведена перестройка народного хозяйства на военный лад, страна превратилась в единый военный лагерь. К концу 1941 г. было приостановлено падение производства, вызванное огромными экономическими потерями, а вскоре началось увеличение выпуска оборонной продукции. Героями тыла можно назвать и наших земляков. (По материалам газ. «Прииртышская правда», к 30-летию Победы) • В военные годы Бескарагайский район входил в состав Павлодарской области, имевшей 38 колхозов, и занимал одно их первых мест в области по сдаче хлеба и мяса государству. В структуре посевов 40 % занимала пшеница, около 36 % - просо. • В первом военном году колхозники сельхозартели «Прииртышская правда» (с. Малая Владимировка, под руководством коммуниста И. Корнева), выполнили задание по хлебозаготовке, сдали 5658 пудов зерна, отправили в Красную ар-мию 90 лучших лошадей. • Колхоз «Путь Ленина, села Канонерка оказал помощь семенами другим колхо-зам, выделив 750 центнеров качественного зерна. • В первые месяцы войны бескарагайцы сдали в фонд обороны облигаций на сумму 256 тыс. рублей, наличными – 362 тыс. рублей. Собрали 3038 штук теп-лых вещей, для отправки на фронт. • В одном из документов райкома комсомола за ноябрь 1941 года указано, 5 ком-сомольцев купили и собрали для бойцов Красной армии 20 пар варежек, 3 по-лушубка, и другие вещи. • В 1941 году шел сбор средств в фонд строительства танковой колонны «Казах-станец». Более 32 тыс. сбережений внесли жители нашего района в этот фонд. • В декабре 1942 года райком партии провел работу по сбору средств на построй-ку танковой колонны «Павлодарский колхозник» и авиаэскадрилии «Казахста-нец». В 1942-43 гг. рабочие и колхозники района отгрузили на переплавку 772 тонны лома черных и цветных металлов. • Пионеры и школьники в 1942 году для военных госпиталей собрали 2600 кило-грамм плодов шиповника и 250 литров подсолнечного масла. • В годы войны было проведено 4 государственных займа. Труженики Бескара-гайского района отдали государству более 2 миллионов рублей. • Наши земляки понимали, что фронту нужно много продовольствия и сырья для промышленности, поэтому работали не покладая рук. Комбайнер Долонско-гоМТС Суркова Зоя в сезон 1943 года убрала 345 гектаров пшеницы, она владе-ла 3 специальностями. • В 1944 году тракторная бригада Пяткина их колхоза «Трудовик», села Долонь, годовой план сельхозработ выполнила на 125 %. • За успехи в выполнении планов сельхоз работ в 1942 году колхоз Путь Лени-на», села Черемушка, присуждено переходящее Красное Знамя Обкома партии. • Вместе с колхозниками работали подростки и молодежь. Только в 1941 г. на уборке урожая участвовало 2236 школьников и учителей. Учащиеся Большой Владимировки заработали 900 трудодней. Весной 1944 г. по инициативе ком-сомольцев , школьники из личных запасов засеяли 86 гектаров в фонд обороны Родины. • В соответствии с требованием военного времени трудились животноводы 180 колхозных ферм. В 1942 г. одной из лучших молочно –товарных ферм счита-лась ферма колхоза «Трудовик», с Долонь, которой заведовала коммунистка Солдатова. • Указом Президиума Верховного Совета за успехи в развитии животноводства грамотами и ценными подарками награждены телятница колхоза «Веселый труд»Буркова Матрена, чабан колхоза «Прииртышская правда» Мищенко Фе-дор Ильич. • В годы войны в районе начала развиваться своя местная промышленность. Бы-ли созданы Бескарагайский, Черемшанский райбыткомбинаты, 5 промартелей и 2 рыболовецкие артели, они освоили деревообработку, производство спичек, бумаги, сукна и др. продукции для фронта. Учитель истории. В годы войны в строй вступили новые промышленные предприятия и производства. Прилож. 4. 5, 6 «Нов. пром-ные предприятия», Т. о. мы видим, что значение экономики Казахстана в деле Победы огромно. Кровью на фронте и трудом в тылу скреплена дружба народов СССР. Значительную часть рабочей силы Казахстана составляли в это время спецпересенцы. Прилож .7 Спецпереселенцы» Проводимая И.В. Сталиным политика насильственного переселения народов - депор-тация – является преступлением. Геноцид – основа гитлеровского расизма, был применен преступной сталинской кликой против собственного народа. Извлекая уроки из прошлого, мы должны противостоять любым проявлениям расизма, национализма и геноцида. Разгром фашизма нанес расизму и его кровавой практике сокрушительный удар, в пол-ной мере вскрыл человеконенавистническую сущность мифа о «высшей германской ра-се». Учитель биологии: Мы с вами живём в очень непростое время. С одной стороны, в 21 веке исчезло рабство, конституция практически любой страны запрещает дискриминацию людей по расовым или национальным признакам. В США даже слово «негр» считается оскорбительным, вместо него употребляют выражение «американец африканского происхождения». Учитель истории: И сегодня в мире имеет место противопоставление на расовой, национальной религиозной основе народов, наций, государств: - столкновения во Франции, где выходцы из Африки устраивали бесчинства, - Израиль – Палестина (не один десяток лет) - Америка – Ирак - Нападение на синагогу в Москве - Убийство студентов-иностранцев в Петербурге и Воронеже Молодёжью создаются националистические организации – скинхедов ( показ фильма) Учитель биологии: Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается про-цесс стирания межнациональных границ. Возникает большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, теряет смысл. Возникает мно-жество браков между представителями разных рас, что сглаживает границы между раса-ми. В таких областях человеческой деятельности как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Всё вместе это доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам надо осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а, возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сёстры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют. Я думаю, что сегодня в каждом из нас зародилась надежда, а может быть, и уверенность в том, что осуществиться предсказание А.С. Пушкина «…народы распри, позабыв, в вели-кую семью объединятся». Задание на дом: История: 1. Изучить текст § 24 Биология: Повторить § 32 Учитель биологии и химии высшей категории Гайль Л.И. Учитель истории высшей категории Безрукова Н.И.
|