Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великая Отечественная

"Жди меня и я вернусь" классный час ко Дню Победы
Разработка классного часа на тему:
«Жди меня и я вернусь»

(одна из форм проведения зачета по аккомпанементу в 6-7 классах ДШИ)

ВЫПОЛНИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО:
Шин Жанна Сеитовна

Цель: повышение интереса к музыкальному образованию, внедрение инновационых технологий в воспитательный процесс.

Музыкальные иллюстрации:
1. «Синий платочек» исп. С.Ливенцова , аккомп. Э.Тинькова
2. «Темная ночь» исп. Б.Бугинас, аккомп. М.Гирш
3.Поппури на тему военных песен. исп. С.Ливенцова, аккомп. Т.Сабырова
4. «Эх, дороги» исп. Б.Бугинас, аккомп. Н.Сатина
5. «На безымянной высоте» исп. Б.Бугинас и М.Месяц
6. «Алеша» исп. Б.Бугинас и А.Шереметова
7. «Журавли» исп. Б.Бугинас и Д.Болатбекова
9.»Ты, моя надежда, ты моя отрада» исп. Б.Бугинас и А.Курманова
8. «Мать солдата» исп. Б.Бугинас и И. Ли
10. «Как хорошо на свете без войны» исп. Б.Бугинас и Е.Трутько
11.«День Победы» исп. участники классного часа
,

Звучит «Романс Женьки» 1 куплет

ВЕД. Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история.
Прошло уже 65 лет со времени окончания Великой Отечественной войны. Для молодого поколения — срок огромный. Но для тех, кто был ее свидетелем и участником на фронте и в тылу, кажется, что это было совсем недавно: землянки, артиллерийские обстрелы, пепелища, голод, холод... Война оторвала друг от друга тысячи людей, разлучила отцов и детей. У каждого воина — своя душевная рана. И как приятна любая весточка от родных, любое напоминание о доме, о том, что осталось за чертой войны. Такой весточкой мирной жизни зачастую была лирическая песня. Она связывала прошлое с настоящим, звала к защите будущего.
Все эти песни – и те, что были написаны до войны, и те, что родились в дни ВОВ, - были адресованы сердцу человека, отстаивавшего честь и независимость Родины с оружием в руках.
У песен, как и у людей, своя биография. Иные не доживают и до отрочества, а некоторые живут «до глубокой старости». Причем любопытно, что композитору и поэту в момент рождения песни трудно бывает угадать, как сложится жизнь «новорожденной».
Сегодня мы услышим любимые песни военных и послевоенных лет, которые, в отличие от большинства современных, представляют собой гармоничное сочетание приятной мелодии и красивых, содержащих в себе глубокий смысл, слов. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.
А также поговорим о тех чувствах, душевных переживаниях, которые испытывали наши бабушки и дедушки, впервые услышав эти песни.
1. «Синий платочек»

Поистине необычна история военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз». Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к композитору подошел поэт Яков Галицкий, и предложил написать слова к замечательной мелодии. Так появился «Синий платочек». Однако до войны песня не получила широкой известности наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора стали петь:
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война...
Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко.

Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.

2. «Темная ночь»
История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над фильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукина не получалось снять эпизод написания письма солдатом. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Обратившись за помощью к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову, режиссер стал инициатором рождения песни «Темная ночь». А после исполнения Марком Бернесом, главным героем фильма «Два бойца», эта песня навсегда осталась в памяти простых людей.
Интересный случай приключился при записи этой песни на пластинку. Первая матрица пострадала от.... слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни. Так что в свет «Темная ночь» вышла со второй матрицы.

Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
3.Поппури на тему военных песен.

Сейчас вы услышите поппури на очень известные и по-прежнему любимые песни, «В землянке» и «Москвичи»
Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», родилась совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в сентябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье и написал в письме. В феврале 1942-го теплые и глубоко личные строки настолько вдохновили композитора Константина Листова, что он написал для них музыку. 25 марта 1942 года песня « В землянке» была опубликована в газете. К тому времени ее любили и пели и бойцы и те, кто их ждал.
Андрей Эшпай так описал историю создания песни «Москвичи»:
- Я написал ее для Марка Бернеса. Подружились мы с ним еще во время войны на просмотре фильма «Два бойца». Мы жили тогда на Малой Бронной. Однажды он пришел ко мне и громко крикнул: «Есть слова, нужна музыка». Когда я прочитал слова, то удивился поразительному совпадению. Все, о чем написал поэт Е.Винокуров, было у меня в жизни! Даже девушка не дождалась... «в полях за Вислой сонной лежат в земле сырой...» - вспоминает снова Эшпай, - там земля точно сырая была. «Сережка с малой Бронной и Витька с Моховой». Я — с Малой Бронной!»
Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
4. «Эх, дороги»

Песня «Эх, дороги» композитора А. Г. Новикова была создана вскоре после окончания Великой Отечественной войны для программы «Весна победная».
«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано,— вспоминает о времени создания песни поэт Л.Ошанин,— И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».
Такой песни еще не было…
Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

«Нас с Ошаниным,— вспоминал Анатолий Григорьевич Новиков, - стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?»
И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки ее необычно, «со слезой».
“Эх, дороги…” далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый до боли напев.
Помню, как я искал в песне одну строку: «Выстрел грянет. Ворон кружит… твой дружок в бурьяне…» Вот это место.– Что он - мертв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни? Наконец нашлось: «Твой дружок в бурьяне неживой лежит…»
Вот это - «неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов. которые могли стать на это место…»
«Потом нам говорили многие, - рассказывал композитор, что некоторые строки песни, написанной нами, очень сжато всю войну в себя вобрали.

Выстрел грянет –
Ворон кружит.
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
Вся война в этой фразе…»

Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
5. «На безымянной высоте»

Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная война.
Но вот появилась новая песня - воспоминание о войне. Ее написали для кинокартины "Тишина" поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер. А люди, не слышавшие никогда грома орудий, родившиеся после 1945-го, приняли эту песню как свою, как песню сыновей.
Как объяснить всенародный успех этой песни? Я думаю, что, зазвучав впервые накануне двадцатилетия Победы, песня ответила на вновь всколыхнувшийся интерес к героическому прошлому. Песню "На безымянной высоте" принес прилив.
Поэт нарисовал в этой песне картину, достоверно передающую боевую обстановку, рассказал эпизод, который мог бы показаться придуманным - мало ли было безымянных высот, тяжелых сражений и потерь.
Но поиск, проведенный редакцией газеты "Советская Сибирь", подтвердил, что в основу песни "На безымянной высоте" положена действительная история, что в Новосибирске помнят имена всех "восемнадцати ребят ", что, как ни много безымянных высот, но в песне речь шла об одной - о высоте, которая находится у небольшого поселка в Калужской области. Какой же боевой эпизод стал основой песни "На безымянной высоте"? Безымянная находилась в руках врага. Эта высота была господствующей, ее взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта.
В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение - сибиряки - добровольцы, новосибирские рабочие. Боевая группа под командованием младшего лейтенанта Евгения Прошина должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную.
Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
6. «Алеша»

Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Открыт он был в 1957 году, к постаменту ведут сто широких ступеней. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша. Место это священно и дорого для каждого болгарина.
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, — вспоминает поэт. — Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей.

“Алеша” — это раздумье о подвиге советского воина.
Прекрасная песня эта в 1967 году была привезена в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника «Алеше», в присутствии многих тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение.

Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
7. «Журавли»

История песни «Журавли» берет свое начало с 1965 года, когда в журнале «Новый мир» появилось стихотворение Р. Гамзатова, посвященное двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно со слов:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
В своем интервью Расул Гамзатов рассказывал об истории стихотворения «Журавли»:
Каждое литературное произведение, тем более выстраданное автором, имеет свою историю, и стихотворение «Журавли» в этом плане тоже не исключение. В то время я находился в Японии и увидел в Хиросиме памятник белым журавлям. Мне рассказали, что в Хиросиме умерла девочка, ставшая жертвой последствий ядерной бомбардировки. Она верила, что если вырежет из бумаги тысячу журавликов, то сможет спастись. Когда у нее уже не было сил, из всех стран мира стали приходить посылки с белыми бумажными журавликами. Но она не успела довести количество бумажных журавлей до тысячи. Я был потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Так было написано это стихотворение»

Марк Бернес прочитал стихотворение «Журавли» Яну Френкелю, попросил написать к ней музыку. Вникая в поэтические строки, композитор Френкель окунулся в свои воспоминания: довоенное детство, начало войны, эвакуация, фронт, ранение и послевоенные годы.
Ян Френкель очень любил и ценил поэзию Расула Гамзатова, считая его великим поэтом и светлым мудрецом.
Премьера «Журавлей» состоялась 7 мая 1969 года. Песню слушали в полной тишине, затаив дыхание, не шевелясь. Когда отзвучал последний аккорд, аплодисментов не последовало. Маршал Советского союза И.С.Конев обратился к присутствующим с такими словами: « Как несправедлива судьба, что лишила нас, солдат, права плакать. Вы такое право нам вернули. Спасибо вам за это!» и, обняв певца, прослезился.

Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.

Все мы хорошо знаем песни этих лет, и сейчас я хочу предложить старшему поколению вспомнить еще несколько песен, и спеть их вместе с нами.
Звучит поппури (фонограмма)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!

Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Следующая песня, которую мы услышим, написала Людмила Мельникова, казахстанский композитор. Она родилась и живет в мирное время, но сердце матери болит за своих детей одинаково во все времена.
8. «Мать солдата»
Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
Война закончилась. И пушки замолчали,
И годы сгладили великую беду,
И мы живем. И мы опять весну встречаем,
Встречаем День Победы, лучший день в году.
И от Камчатки до прославленного Бреста,
От Севастополя до мурманских широт
Печаль и радость по стране шагают вместе,
И снова память нам покоя не дает...

9. «Ты, моя надежда, ты моя отрада»
Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
Представьте, люди, на мгновенье
Один лишь день, всего один, но без войны.
По божьему желанью, по веленью
Сегодня люди в мире жить должны.
На небе облака плывут большие,
И их не заслоняет чёрный дым.
В лесу проскачут зайчики смешные,
А к маме в дом опять вернулся сын.
Давайте, люди, за руки возьмёмся,
Рассвет встречать все вместе мы пойдём,
И ласково друг другу улыбнёмся.
Должна зажечься в каждом искра доброты.
Попробуйте поласковее стать!
Вы подарите всем чуть-чуть душевной чистоты.
В ответ вам мир сумеет больше дать.
Всё в ваших силах, люди, вы должны
Подумать о своей родной семье,
Чтоб жили ваши дети в мире БЕЗ войны
На этой будущей своей ЖИВОЙ земле!
10. «Как хорошо на свете без войны»
Исполнители рассказывают о своих ощущениях, которые возникли при разучивании песни.
Сегодня, мы еще раз вспомнили, о том времени, когда наши деды, не сомневаясь ни мгновения, встали на защиту мирной жизни. Держа в руках оружие на протяжении четырех лет, они оставались Людьми.
День Победы не просто великий, он неоценимо великий. Нет такой меры, чтобы оценить жизни людей, погибших в войну, страдания обездоленных и осиротевших детей, вдов и матерей, потерявших своих детей. Нет ни одной семьи, которую бы обошла стороной эта война. С каждым годом ветеранов становится меньше. Они "уходят" от нас по старости, по болезням, а часто и от не внимания и даже бездушия окружающих их людей. Пройдут годы и останутся лишь книги, хроника да кино про войну.
Война закончилась. Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор она кружит.
И не забудем мы, что наших миллионы
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.
Они исполнили солдатский долг суровый,
И до конца остались Родине верны,
И мы в Историю заглядываем снова,
Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.
11.«День Победы» исп. участники классного часа
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
На этом наш классный час подошел к концу. Мы прощаемся с вами, желаем вам здоровья, добра и мирного неба над головой
Категория: Великая Отечественная | Добавил: Zhanin (2011-06-11) | Автор: Шин Жанна Сеитовна E
Просмотров: 7175 | Комментарии: 1 | Теги: инновационные методы, аккомпанемент, классный час, школа искусств | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru