Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великая Отечественная

Вечер памяти «Дети- герои Великой Отечественной войны»
ГУ «Вспомогательная школа- интернат»

Вечер памяти

«Дети- герои Великой Отечественной войны»

Подготовила: Колесникова И.И.

г. Семей

Познавательная цель: раскрыть учащимся значение понятий «мужество», «подвиг», «героизм», «патриотизм» познакомив ребят с героическим участием детей в годы ВОВ.

Коррекционно- развивающая цель: развивать эмоциональную сферу учащихся, познавательную активность; развивать в себе волю, вызвать стремление заниматься самовоспитанием.

Воспитательная цель: формирование чувства патриотизма, гордости за принадлежность к своему народу.

Оформление: портреты детей- героев ВОВ, фото-выставка «Дети военной поры».

Музыкальное оформление: аудиозапись песни «Священная война; седьмая симфония Д.Шостаковича.

Воспитатель: Дети войны — маль¬чики и девочки — их жизнь могла и должна была быть другой, наполнен¬ной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война пе¬речеркнула все, принесла им страда¬ния, слезы, лишения. 22 июня 1941 года — этот день не забыть ни взрослым, ни детям. В едином порыве вес встали на защиту своей Родины.
(Звучит аудиозапись песни "Священ¬ная война* (муз. А. Александрова, ел. В, Лебедева-Кумача),)
На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.
ЧТЕЦ:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ.
Как будто ей не семь, , не восемь, А много, много горьки;
А. Барто "Глаза девчонки семилетней...»

Воспитатель: В те страшные, горе¬стные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять—четырнадцать лет уже созна-вали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они стара¬лись ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Патриотичес¬кий порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опаснос¬ти, они всякими правдами и неправ¬дами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и до¬черьми полков. Они были подчас не¬заменимы как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подполь¬щиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруган¬ную честь матерей и сестер, за сож¬женные жилища — за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупи¬рованных районах.
В партизанской семье выросли покрывшие себя неувядаемой сла¬вой пионеры — Герои Советского Союза: Леонид Голиков. Валентин Котик, Марат Казей.
Многие ребята в тылу дежурили на крышах домов во время вражес¬ких налетов, помогали строить обо¬ронительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родите¬лей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нуж¬ную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай. И это были не единичные факты.
В далеком 1943 году одна из ра¬ботниц Пермского завода писала на фронт друзьям,..
ЧТЕЦ: «...Разве не злоба и нена¬висть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они подни¬маются с постели и, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, чтобы встать у стан¬ка. Глядя на них, трудно верить, что им — 14—15 лет.
Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до шпинделя стан¬ка; всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но ви¬дели бы вы, как они работает! Они устают, очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?.. Это не героика, это будни нашего тыла...»
Воспитатель: годы войны таган¬рогские ребята на средства, зарабо-танные своими руками, построили самолет «Таганрогские пионеры» и передали его летчикам Крымского фронта.
По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор де¬нег на строительство танка «Ма¬лютка». Ада, эвакуированная из Смоленска в Сибирь, написала ре¬дактору газеты...
ЧТЕЦ: «Я - Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что на¬до разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Я собрала на куклу 122 рубля 25 ко¬пеек. А теперь отдаю их на танк. До¬рогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада. Моя мама врач, а папа танкист».
Воспитатель: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Буквально по копейкам удалось собрать 179 тысяч рублей. Так, был построен танк «Малютка», водителем которого стала танкист-орденоносец Екате¬рина Алексеевна Петлюк.
Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом терри-тории.
Детей отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, делали доно-рами для немецких солдат. Звер¬ства, творимые фашистами на род¬ной земле, вызывали огромную не¬нависть к захватчикам и желание мстить врагу.
Многие из ребят удостоены вы¬соких правительственных наград, Около 30 тысяч пионеров, участни¬ков обороны столицы нашей Роди¬ны, награждены медалью «За оборо¬ну Москвы». 15 249 ленинградских пионеров, активных участников обороны города на Неве, получили медаль «За оборону Ленинграда».
Свыше 20 тысяч подростков за успехи в труде, за храбрость и геро¬изм в защите Родины награждены орденами и медалями.
Героическую историю нашей Отчизны,- биографии мальчиков и девочек, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать каждый из вас.
Их было много, детей-героев, и асе они были разные, каждый со своим характером, привычками, наклонностями. И каждый по-свое¬му проявлял себя в критических си¬туациях. Но есть у них немало объе¬диняющего. Это преданность Роди¬не, готовность к подвигу.
«БРОСОК НА АМБРАЗУРУ»
Воспитатель: Бросок на амбразуру вражеского дота совершил сын пол-ка, пятнадцатилетний Толя Комар.
Тринадцатилетним встретил войну украинский паренек Толя Комар. Глазами, полными слез, провожал он на фронт отца.
— Помогай маме, Толя. Теперь ты вместо меня остаешься, помни! — наказывал отец.
Прошло несколько месяцев, и гитлеровцы захватили город Славянск. Днем и ночью топтали улицы патрули, в домах шли повальные об¬лавы, обыски, ежедневно отправля¬лись в Германию эшелоны с продо¬вольствием и людьми, которых уво¬зили в концлагеря.
Оставаться дольше в Славянске было опасно, и мать Толи решила перебраться в Полтаву. Подросток с трудом раздобыл лошадь, они с ма-терью посадили на нее младших — Володю и Борю и отправились в путь. Три недели мыкалась семья по дорогам истерзанной Украины, но¬чуя в сараях, а чаще в поле под отк¬рытым небом. Но в Полтаву так и не попали. Кое-как найдя пристани¬ще, остановились в селе Бригадировка. Жили как могли.
Вскоре предатель сообщил в по¬лицию, что Толя помогает скрывать¬ся двум советским летчикам: носит им по ночам продукты, бинты, Гит¬леровцы сделали в доме обыск — ни¬чего не нашли, но Толю забрали в комендатуру. Вернулся он через че¬тыре дня весь в кровоподтеках.
— Мама, я им ничего не сказал... —
прошептал Толя.
В августе сорок третьего в Бригадировке услышали далекую канона¬ду. По селу прокатились машины с отступающими гитлеровцами. Ночью Толя заметил пробираю¬щихся по улице к центру советских разведчиков.
— Стойте! — тихо окликнул он
их. — Тула нельзя, немцев полно.
Он огородами вывел разведчи¬ков в тыл фашистам. А на другой день Толя Комар с разведротой 252-й Краснознаменной Харьковс¬кой дивизии ушел из Бригадировки.
Юного разведчика полюбили все. Он проникал туда, куда не могли пройти взрослые, ходил в одиночку. Когда вышли к Днепру, Татя нашел скрытые подступы к реке, обеспечив успешную переправу. На его груди появилась медаль «За отвагу». Он часто, писал матери. В одном его письме находим строки: «Идут дож¬ди, в землянках мокро... зетер. Но духом не падаем. Вспомнишь Сашу Матросова и трудности нипочем...»
Юный солдат не знал, что скоро его имя станет рядом с именем Александра Матросова. 23 ноября 1943 года группа младшего лейте¬нанта Колесникова ушла в разведку. В ее составе был и Толя Комар.
К рассвету вышли к деревне Онуфриевка и натолкнулись на большой немецкий отряд. Отходить было поздно: группу окружили. Наметили направление прорыва л вступили в бой. Уже почти вырва¬лись, как в упор вдруг хлестнул пу¬лемет. Пришлось залечь. Успех ре¬шали минуты.
И тут бойцы увидели, как к пуле¬мету ужом ползет Толя. Он уже ря¬дом, ствол пулемета чуть возвышал¬ся за широким бруствером. Maльчик приподнялся, метнул гранату. Смолк пулемет, и разведчики сразу бросились вперед. Вскочил и Толя. Но... пулемет снова ожил. Не было больше гранаты, не было ни патро¬на в автоматном диске. И тогда Толя упал на пулемет грудью, Мгновения было достаточно, чтобы бойцы ворвались в окоп и прикончили гит¬леровцев...
Подхватив Толю, бойцы скры¬лись в лесу. Здесь, на опушке, и по-хоронили героя... Попрощавшись со своим юным товарищем, группа ; пошла дальше — выполнять прер¬ванное неожиданным боем задание.
Толе Комару в тот год исполни¬лось пятнадцать лет.
Толя Комар посмертно был наг¬ражден орденом Отечественной -войны 1 степени.

ЧТЕЦ:
Его звали в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград,
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков.
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
С. Орлов «Его зарыли в шар земной..,-
«ЮНГА СЕВЕРНОГО ФЛОТА»
Воспитатель : В 1942 году стал Саша Ковалев курсантом школы юнг Северного флота на Соловецких островах. Окончил ее с отличием и получил направление на эсминец 4 «Громкий», который сопровождал в Мурманск и Архангельск транспорты с военными грузами. Но лили его не мотористом торпедного катера, как он мечтал.
Юнга стал добиваться своего. Он писал рапорт за рапортом, пока долгожданный приказ командования е решил его судьбу. Саша Ковалев был переведен на прохождения службы учеником «та на торпедный катер под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова, впоследствии Героя Советского Союза. Боевое крещение в семье катерников он получил в апреле 1944 года. К ТКА-209 потопил транспорт и подвергся нападению вражеских катеров. В бою был тяжело ранен сигнальщик. Командир приказал заменить его юнгой из моторного отсека. Встав повыше — на приметную турель, Саша наблюдал ходом боя и докладывал, куда падали вражеские снаряды. Маневрировав Кисов уберег катер от прямых попаданий.
Флотская газета «Краснофлотская»-тогда писала.
ЧТЕЦ: «…Один из самых молодых бойцов, комсомолец Саша Ковалев, стоял рядом с командиром, спокойно докладывая ему о направлении трасс артиллерийского огня и о падении вражеских снарядов».-
Воспитатель: За мужество и отвагу проявленную в этом бою, юнга Ковалев бал награжден орденом Красной Звезды.
Вскоре последовало новое отличие -медаль Ушакова: юный североморец и решительно действовал при высадке разведчиков с катера к тылу врага. И вот настал день, когда и Саши потребовалась особая сила . Светлой майской ночью 1944 года ТКА-209 возвращался на базу после тяжелого боя, в котором его команда потопила сторожевой корабль врага и спасла, приняв на свой борт, экипаж другого советского катера, подожженного немецкими снарядами. Внезапно на моряков обрушился сверху бомбовый и пушечно-пулеметный огонь трех «фокке-вульфов-190». Североморцы сумели сразить шин самолет, но два других вновь и вновь совершали боевые заходы. Ка¬тер получил повреждения. В мотор¬ном отсеке из пробитого осколком выхлопного коллектора били тугие струи горячего пара и масла. В любой момент мог выйти из строя двигатель. Тогда, набросив на себя ватную курт¬ку, Саша Ковалев закрыт пробоину телом. Он сдерживал напор обжигаю¬щих струй, пока не подоспели на помощь боевые друзья. Катер не потерял хода и продолжал единоборство с фашистскими самолетами. Затем их отогнали советские истребители. А через лень, 9 мая, отважного юнги не стало. На катере при переводе его в базу для капитального ремонта нео¬жиданно взорвались кормовые бен¬зоцистерны.
ЧТЕЦ: «Пламя охватило мотор¬ный отсек и быстро распространя¬лось по кораблю. В аварийном отсе¬ке находились механик отряда мич¬ман Д. Д. Капралов и юнга-моторист Саша Ковалев. Все попытки прийти им на помощь оказались безуспеш¬ными, так как они были придавлены переборкой и сорванной взрывом пушкой «эрликон»... Оба погибли», — пишет Ю, А. Кислицын в книге «Ка¬тера идут в атаку».
Воспитатель: Катерник Александр Ковалев за героизм, проявленный в боях, был посмертно награжден ор¬деном Отечественной войны I сте¬пени.
На обелиске той базы торпедных катеров, где служил Саша, высече¬ны слова: «Юнга Ковалев Саша по¬гиб в море при выполнении боевого задания 9 мая 1944 года».
«РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ "ОКОПНАЯ ПРАВДА»
Воспитатель: 8 февраля 1943 года в газете «Правда была напечатана рукописная газета «Окопная правда», датированная 1942 годом. Ре-дактором этой газеты был севасто¬польский школьник, сын полка 7-й бригады морской пехоты Валерий Волков.
Валерий выполнял различные поручения командира: ходил в разведку, подтаскивал патроны во время боя, помогал раненым, участво¬вал в боях, читал бойцам свои лю¬бимые стихи.
Но главным заданием командо¬вания был выпуск газеты-листовки «Окопная правда». Было выпущено 11 номеров (сохранился только пос-ледний номер). Газета № 11 писа¬лась под грохот боя, в осажденной врагом школе на окраине Севасто¬поля. Шел жестокий бой. В живых осталось всего десять защитников школы. И о них написал юный ре¬дактор в листовке «Расскажите всем»
ЧТЕЦ: «Окопная правда» № 11 «Расскажите всем».
«Наша десятка — это мощный кулак, который враг считает диви¬зией, и мы будем драться, как диви¬зия. Вот посмотрите, кто мы. Здесь, в 52 школе:
1. Командир — Жидилов, рус¬ский;
2. Кавалерист — грузин Гобалидзе;
3. Танкист — латыш Паукштите;
4. Врач — Мамедов, узбек;
5. Летчица — Даурова, осетинка;
6. Моряк — татарин Ибрагимов;
7. Артиллерист — Петруненко, украинец;
8. Пехотинец — Богомолов, рус¬ский;
9. Разведчик, водолаз — Журав¬лев, русский.
10. Я, сын сапожника, ученик 4-го класса, Валерий Волков, рус¬ский.
Посмотрите, сколько их мы по¬били, сколько убитых (фашистов) лежит вокруг школы... Они... дума¬ют, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами.
Ха-ха, трусы, даже оставляют тя¬желораненых и убегают. Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!
Дорогая десятка! Кто из вас ос¬танется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; приез¬жайте и расскажите все...
Валерий, «поэт», (Волк).
1942 год».
Воспитатель: В июне 1942 года со¬ветские войска двигались к Йнкерману. Группа бойцов, в которой на¬ходился Валерий, держала оборону на шоссе. Вдруг появились немец¬кие танки. Валерий выскочил на шоссе и хотел метнуть гранату, но пуля ударила в правое плечо. Левой рукой он перехватил связку. Еще раз повернулся навстречу танку и бросил гранаты под гусеницы. Ва¬лерий не успел даже отбежать — грохнул взрыв. Подбитый танк за¬вертелся на узком месте. Валерию Волкову было тринадцать лет, когда он погиб, защищая свой город.
28 декабря 1963 года за мужество и героизм Родина посмертно наградила пионера Валерия Волкова орде¬ном Отечественной воины I степени.

«Отважная медсестра»
Воспитатель: Когда началась Ве¬ликая Отечественная война, Вале Ивановой было двенадцать лет. Весной 1942 года советские войска оставили Керчь. Переправа войск через Керченский пролив была чрезвычайно тяжелой. Вражеские самолеты беспрерывно бомбили го¬род и море. На одном из понтонов отходил со своей частью отец Вали. Вдруг из толпы выскочила босоно¬гая девчонка и в пальто бросилась в море. Вымокшая до ниточки, стояла Вяля среди бойцов. Отцу дочь зая¬вила: «Я воевать буду, бить врага».
Девочка прибавила с согласия отца, к своему возрасту два года, и по его просьбе двенадцатилетняя керчанка Валя Иванова была зачис¬лена на должность санинструктора в батальон, которым в скором вре¬мени стал командовать ее отец Иван Федорович Иванов.
Валя перевязывала раненых, пе¬реправляла их в тыл. Не один раз, открыв глаза, бойцы спрашивали: «Как твое имя, девочка? Запомню на всю жизнь».
Вале Ивановой пришлось мно¬гому учиться, и все же девочка в тринадцать лет стала квалифициро¬ванной сестрой хирургической группы. В это время в медсанбате находился на лечении ее отец.
— Ты должна Валя, остаться жи¬вой, вернуться и найти маму, я ве-рю, что она не погибла, — говорил Иван Федорович.
— Папка, мы должны вместе вернуться! Что мы с мамой будем
делать без тебя?
И все же Валя осталась без отца. Он погиб смертью храбрых.
Когда наступление, в медсанбате не спят по нескольку суток. Хирург видел, как Валя кусала губы, чтобы не заснуть, не упасть при операции, и он говорил ей:
— Иди, поспи два часа. Больше операционной сестре он
не мог дать отдыха. Она уходила из операционной и шла в палаты, пе-реполненные ранеными,
Затем, возвратившись в опера¬ционную, переливала кровь, ассис-тировала хирургу при сложнейших операциях. Фронтовые будни скла-дывались в месяцы, годы. Дивизия шла в наступление, и вместе с ней прошла весь воинский путь и девоч¬ка Валя Иванова — Северный Кав¬каз, Никополь, Николаев, Днепр, Белоруссия, потом — Польша и, на¬конец, Берлин. В 1945 году Вале ис¬полнилось шестнадцать.
Когда Валя возвратилась в род¬ную Керчь, мать с гордостью пока-зывала соседям, знакомым и друзь¬ям ее гимнастерку с медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кав¬каза», «За взятие Берлина», «За по¬беду над Германией в Великой Оте¬чественной войне 1941—1945 гг.».
«ПАРТИ3АНСКИМИ ТРОПАМИ..»
Воспитатель: Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бри-гадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бри¬гады. Голиков начинал простым до¬зорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях.
На счету разведгруппы, в кото¬рую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За му¬жество юный партизан был награж¬ден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».
В августе 1942 года партизанив ходили в разведку на шоссейную дорогу. Выполнив задание, командир решил возвращаться в отряд. Он дал сигнал. Леня тоже поднялся, но в этот момент увидел вдали немецкую легковую машину. Леня лег за груду щебня, приготовил фанату и стал ждать. Машина приблизилась, притормозила у мостика, и Леня швырнул гранату. Граната ударилась в буфер, раздался взрыв. Машину подбросило, тряхнуло. Леня видел, как из машины выскочил немец, схватил пистолет-автомат, какой-то портфель и бросился в сторону от дороги . Это был немецкий генерал-майор инженерных войск Риард фон Виртц.
Гитлеровец заметит из-за груды щебня кто-то выбежал и в два прыжка очутился возле машины, и затем немец увидел, что за ним гонится какой-то мальчишка. Тогда он сделал несколько выстрелов. Леня залег и продолжал стрелять лежа. А гитлеровец опять побежал. Расстояние до него увеличивалось.
Уже целый километр гнался Леня за убегавшим врагом. Hемедленно сбросил с себя белый китель, остался в темной сорочке, и целиться в него стало труднее.
«Только б хватило патронов только б хватило!» — думал Леня Голиков и бежал, бежал что было мочи.
В его автомате оставался последний патрон. Гитлеровец убегал, продолжая отстреливаться. Леня прицелился и выстрелил. Враг пошатнулся, сделал несколько шагов и упал на землю. Леня подбежал к убитому взял портфель, автомат и, тяжело дыша, пошел обратно. Он подобрал по дороге белый китель и увидел на нем генеральские витые, погони
— Эге! А птица-то, оказывается важная, — сказал Леня.
Леня явился в партизанский лагерь в белом генеральском кителе, генеральской фуражке и с портфелем под мышкой. Вид его был так уморителен, что грянул громкий хохот. А Леня, сделав серьезное лицо отрапортовал;
— Разведчик- партизан Леонид Голиков с задания прибыл..
Портфель с документами генерала Василий Григорьевич повез в штаб бригады. В штабе поднялась суматоха. Срочно вызвали радиста.
— Ну, Леонид, молодец, —сказал Василий Григорьевич, когда возвратился из штаба. — Такие документы и опытный разведчик раз в сто лет добывает. Про них сейчас в Москву сообщать будут. Вот какие эти документы!
То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения настоящему командованию и других бумаг.
Вскоре из Москвы пришла радиограмма — предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве еще не знали, что документы захватил один партизан и ему всего четырнадцать лет.
Так пионер Леонид Голиков стал Героем Советского Союза.
НО Лене не довелось узнать о этом награждении.
В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прервать окружение и уйти в другой план. В строю осталось 50 человек, браня была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 1 января 1943 года к деревне Ост Лука вышли 27 обессиленных воинов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила — гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро coн партизан прервал грохот пулемета — предатель сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось отбиваться, уходить к лесу...
В том бою погиб весь штаб пар¬тизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Достигнуть ле¬са удалось шестерым, из них двое были серьезно ранены и не могли передвигаться без посторонней по¬мощи. Только 31 января истощенные, обмороженные партизаны встретились с разведкой регулярных частей Красной Армии.
Мать Лени, Екатерина Алексе¬евна, долго не знала о судьбе сына. Но однажды в Лукино приехал курьер в военной форме. Он на¬шел Екатерину Алексеевну и пере¬дал ей большой пакет с сургучны¬ми печатями. В пакете лежала наг¬радная грамота в малиновом кожаном переплете. В ней было сказано:
ЧТЕЦ:
«Герою Советского Союза ГОЛИКОВУ ЛЕОНИДУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ
За Ваш геройский подвиг в борь¬бе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и за особые заслуги в организации пар-тизанского движения Ленинградс¬кой области Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 2 ап¬реля 1944 года присвоил Вам звание Героя Советского Союза.
Председатель Президиума Вер¬ховного Совета СССР М. Калинин
Секретарь Президиума Верхов¬ного Совета СССР А. Горкин»
Воспитатель: Курьер привез еще и письмо Екатерине Алексеевне от Михаила Ивановича Калинина...
ЧТЕЦ: «Уважаемая Екатерина Алексеевна! По сообщению коман-дования Ваш сын Голиков Леонид Александрович погиб за Родину смертью храбрых. За геройский под¬виг, совершенный Вашим сыном п борьбе с немецкими захватчиками в тылу противника Президиум Вер-ховного Совета СССР Указом от 2 апреля 1944 года присвоил ему выс¬шую степень отличий — звание Ге¬роя Советского Союза. Посылаю Вам Грамоту Президиума Верховно¬го Совета СССР о присвоении Ва¬шему сыну звания Героя Советского Союза для хранения, как память о сыне-герое, подвиг которого никог¬да не забудется нашим народом.
М. Калинин»
«НА СТАНЦИИ ОБОЛЬ»
Воспитатель: Ленинградская школь¬ница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с млад¬шей сестрой Галей на летние кани¬кулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война, С беженцами ухолить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подполь¬ная комсомольская организация «Юные мстители», Зина Портнова стала ее членом. «Мстители» не только распространяли и расклеива¬ли листовки, но и добывали для пар¬тизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана во¬докачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подполь¬щики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков.
Зине Портновой удалось устро¬иться в немецкую столовую для личного состава.
Работать этой худенькой девочке с косичками было нелегко — носить дрова, воду для кухни. Она терпела усталость, боли в руках и ногах ради задания организации «Юные мсти¬тели» — отравить фашистов, бросив яд в котел с пищей. Чтобы его вы¬полнить, ей необходимо было до¬биться доверия двух немецких пова¬ров и их разрешения заходить с дро¬вами на кухню. ГГвмог случай: Зина заменила заболевшую посудомойку и ей представилась возможность быть на кухне.
Когда Зина мыла посуду, то уви¬дела, что один повар вышел в зал, а второй занят у плиты, и быстро бро¬сила содержимое пакета в котел. 100 немецких офицеров было похоро¬нено. Подозрение пало на Зину. Ее заставили попробовать отравлен¬ный суп. Девочка спокойно зачерп¬нула суп и сделала большой глоток. Зину отпустили, она еле дошла до¬мой. Сильная головная боль и сла¬бость целые сутки не отпускали се. Чудом Зина осталась жива.
Гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала раз-ведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.
В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо уда¬лось собрать всю необходимую информацию к осуществить массовые аресты. Командование партизанско¬го отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд — нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задер¬жала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время оче-редного допроса, воспользовавшись тем, что следователь засмотрелся 8 окно, Зина схватила со стола писто¬лет и застрелила его. Зина выбежала из здания. Скрыться она не успела — ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали — принадлежность Зи¬ны к «бандитам» у немцев сомнений не вызывала, а просто методично му¬чили, заставляя признаться в дивер¬сии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
Посмертно Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.
Дети и война — более жуткого сочетания не придумаешь. Юные герои, защитники Родины — их бы¬ло много — обыкновенные школь¬ники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время...

ЧТЕЦ:
…..
Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим
Это нужно –
не мертвым!
Это надо-
живым!
….
Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,-
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, —
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда, —
заклинаю,-
помните!
Р. Рождественский. Реквием
Воспитатель: Вам, юный защит¬ники, — наша всенародная благо¬дарность и память,..
Валентин Котик — подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрыв¬ник в партизанском отряде — на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Володя Дубинин - разведчик в партизанском отряде. Погиб при разминировании Старокарантинских каменоломен, помогая моря¬кам, освободившим Керчь.
Марат Казей — разведчик парти¬занского отряда Минской области Белоруссии. Будучи в разведке, окру¬женный фашистами, подорвал себя гранатой, Награжден орденом Отече¬ственной войны I степени, медалями «За отвагу* и «За боевые заслуги.
Юта Бондаровская — ленингра¬дская школьница, которую война застала под Псковом, гае она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил де¬вять эшелонов. Погиб в войну с немцами.
Александр Бородулин — парти¬зан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев Погиб, прорывая отход партизанского отряда.
Галина Комлева — подпольщица поселка Тарновичи Ленинградской области. Связная подпольщица распространитель листовок. Растрелена немцами.
Виктор Хоменко и Александр Кобер — подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные «Николаевского центра», По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.
Лариса Михеенко — ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстрелена немцами.
ЧТЕЦ: «Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером так как нужно жить, любить Родину учиться и трудиться на благо с страны»
Во время ВОВ больше одного миллиона сыновей и дочерей многонационального Казахстана воевали с врагом, из них больше 100 тысяч были награждены орденами и медалями, около пятисот воинов получили звание Героя среди них Толеген Тохтаров, Султан Баймагамбетов, Алия Молдигулова, Маншук Мамедова, Толгат Богельдинов и др.
За героизм, проявленный во время ВОВ Указом Президента РК высшего звания «Халық Қахарманы» удостоены:
Бауржан Момышулы
Рахымжан Комкарбаев
Касым Касенов
Бакытораз Бейсенбаев
Подвиги наших героических предков служат примером для современных воинов.
Категория: Великая Отечественная | Добавил: Irina_Ivanovna (2011-12-10) | Автор: Колесникова Ирина Ивановна E
Просмотров: 3729 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru