Главная » Статьи » Великая Отечественная |
№ 84 (16470) от 09.05.2008, "Экспресс К" Ольга ХРАБРЫХ, Алматы Конец 60-х годов. Фидель Кастро, посмотревший фильм "За нами Москва" Мажита Бегалина, находился в состоянии неописуемого восторга. Картину, показанную на главной площади Гаваны, встречали оглушительными выстрелами и продолжительным салютом В парке 28 гвардейцев-панфиловцев всегда многолюдно. Каждый день сюда приходят ветераны войны, чтобы почтить память героев, павших в бою. За ними будто наблюдает политрук Клочков, застывший в каменном изваянии. На памятнике героям-панфиловцам высечены его знаменитые слова: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Об их подвиге написано множество книг и снят художественный фильм. О том, как создавалась картина "За нами Москва" режиссера Мажита Бегалина, рассказал его брат Касым. Он видел ужасы войны 22 июня всех советских людей потрясло страшное известие - началась война. В то время Мажит был еще очень молод, но он твердо решил, что встанет на защиту родной земли. Мой брат был направлен в Ташкент в артиллерийское военное училище. Прощались мы долго. Сделали фотографию на память. Тогда я был совсем маленьким. Но до сих пор помню, с каким сожалением смотрел на то, как густая шевелюра Мажита превращалась в коротенький ежик. Он отправлялся в Ташкент. Спустя полгода брат возвратился домой. Приехал он на коне возмужавший, облаченный в военную форму. Затем был призван в алматинскую сотовую бригаду, где снова проходил боевую подготовку. Конечно, служба в училище была всего лишь репетицией перед страшным спектаклем о войне, в котором предстояло принять участие нашим молодым ребятам. В сентябре брат уехал на фронт. Каждый наш день проходил в ожидании вестей. Мажит присылал письма. В конце 1942 года они стали появляться все реже. Последнее письмо, отправленное им, было написано уже незнакомым почерком. У нас возникло нехорошее предчувствие. Только потом наша семья узнала, что на войне Мажит лишился своей руки. "Война - это страшная работа", - порой повторял мой брат. Воспоминания о днях, проведенных на поле боя, страшным осколком боли по ушедшим друзьям впивались в его сердце. Но, несмотря на это, Мажит чувствовал, что его долг - рассказать людям о великом подвиге своих соотечественников, о том, что он видел собственными глазами. Спустя двадцать лет Мажит создаст две картины: "За нами Москва", посвященную героизму панфиловцев, и "Песнь о Маншук" - о Маншук Маметовой, с которой он воевал в одном батальоне. Спор художников Оба фильма снимались в тех местах, где сражался Мажит: в Подмосковье и под Беларусью. В основу своей картины "За нами Москва" он положил произведение Александра Бека "Волоколамское шоссе". В феврале 1967 года Мажит приступил к съемкам. Когда уже была отснята приличная часть фильма, оказалось, что некоторые детали не нравятся самому Александру Беку. Картина была остановлена. "Не надо выпячивать героизм других народов, это война между русскими и немцами" - таким намеком Бек объяснил причину своего недовольства. Хотя все прекрасно понимали, что в этом сражении большая роль принадлежит героям-казахстанцам, потому как Панфиловская дивизия была сформирована именно в нашем городе. Мажит принялся искать выход из этой ситуации. За помощью он обратился к самому Бауыржану Момышулы. В качестве материала для фильма знаменитый полководец предоставил свой роман "За нами Москва", написанный по его собственным воспоминаниям. Военный аристократ Мажит мечтал, чтобы главную роль исполнил Каукен Кенжетаев. "Что ты, Мажит!" - воскликнул вконец обескураженный подобным предложением Кенжетаев. - Играть самого Бауыржана при его жизни!". Дело в том, что Бауыржан Момышулы пользовался репутацией человека жесткого и бескомпромиссного. Говорят, что многие даже побаивались его, и поэтому Каукен Кенжетаев был уверен в том, что совершенно не похож на знаменитого полководца. Долгое время он не соглашался на предложенную ему роль. Самое удивительное, что сам Шакен Айманов выступал против того, чтобы его брат играл Бауыржана Момышулы. "Он же аристократ до мозга костей" - так отзывался о Кенжетаеве знаменитый режиссер. Белоручка, закончивший консерваторию. И ты хочешь доверить ему роль военного человека?". На художественном совете Шакен Айманов упорно настаивал на своем решении, предлагая кандидатуры других актеров. Но никакие доводы Айманова не могли повлиять на моего брата. В преисполненном аристократизма Кенжетаеве он все-таки разглядел образ решительного Момышулы. Когда Мажит закончил кино и фотопробы, он окончательно убедился в правильности своего решения. Так Каукен стал играть Бауыржана Момышулы 60-х годов, а роль молодого полководца доверили киргизскому актеру Арсену Умуралиеву. В Москве фильм был принят на "ура" и получил множество призов. Полководец, сочиняющий стихи Сценарий картины Мажит передал Константину Рокоссовскому, который в то время находился в больнице. Прославленный маршал Советского Союза одобрил его. А вот, когда фильм посмотрели представители художественного совета Алма-Аты, они заколебались. Секретарь ЦК по идеологии Казахской ССР Имашев сделал картине много замечаний. На его взгляд, в фильме достаточно большое внимание уделялось личности Бауыржана Момышулы. Он требовал, чтобы Мажит назвал своего главного героя другим именем и создал обобщенный образ. Еще Имашеву не нравилось, что в некоторых эпизодах фильма упоминается имя Сталина. Но самое главное заключалось даже не в этом. В картине есть эпизод, когда батальон попадает в окружение, и, чтобы поднять дух воинов, Бауыржан Момышулы читает стихи - "Скифы" Александра Блока и поэму Махамбета. Посмотрев его, Имашев сделал ехидное замечание: "Я знал, что Бауыржан - писатель, но я не знал, что он - поэт". Секретарь ЦК по идеологии Казахской ССР, очевидно, думал, что полководец читал стихи собственного сочинения. Выслушав все эти доводы, Мажит решительно заявил, что никаких поправок в фильм он вносить не собирается. Министр культуры Казахской ССР Ильяс Омаров не мог допустить того, чтобы картину положили на полку. Ведь на нее было затрачено немало средств. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, он позвонил самому Бауыржану Момышулы. О подробностях разговора рассказал писатель Нуршаихов. Судьба фильма решена - Бауке, молодые режиссеры сняли картину о подвиге героев-панфиловцев, но вся загвоздка в том, что Москва не хочет его пропускать, - сказал Омаров. - Я понимаю, что киностудией "Казахфильм" было затрачено немало средств. Если министр культуры не в силах решить эту проблему, - удивленно воскликнул Бауыржан Момышулы, - так что же могу сделать я, полковник в отставке? - Поезжайте, Бауке. Поговорите с представителями Государственного комитета по кино, - посоветовал Ильяс Омаров. Бауыржану Момышулы ничего не оставалось делать, как вылететь в Москву, чтобы обсудить вопрос с заместителем председателя Государственного комитета по кино Баскаковым. Ждать в приемной пришлось долго. Когда Бауыржан Момышулы нервничал, он обычно много курил. Вот и в тот день он то и дело подходил к огромному горшку с цветами и стряхивал туда пепел от выкуренной сигары. В конце концов Бауыржан Момышулы решил направиться прямиком к самому председателю Государственного комитета по кино Романову. Тот встретил его очень дружелюбно. - Ваш приезд - большая честь для нас. Проходите, пожалуйста. Как ваше здоровье? - такими словами приветствовал он полководца. - Мое здоровье хорошее, но зато хромает и болеет "Казахфильм", - ответил Бауыржан Момышулы.- Я приехал узнать, почему Москва не пропускает фильм. Романов принял задумчивый вид. - Сейчас мы все узнаем, для начала попейте чаю, - сказал он. - Ждать мне некогда, - отрезал Бауыржан Момышулы. - Либо я сразу же решу вопрос, либо удалюсь. Романов решил позвонить своему заместителю Баскакову. - В данный момент со мной рядом находится Бауыржан Момышулы, - решительно сказал Романов, обращаясь по телефону к Баскакову. - Выясните, почему фильм не хотят показывать на широком экране. - Это не моя вина, товарищ Романов, - начал оправдываться Баскаков. - Это все представители Союза писателей. Они уверены в том, что картина не соответствует советской идеологии. Романов попросил, чтобы Бауыржана Момышулы соединили с Георгием Марковым - первым секретарем Союза писателей. - Казахстанцы потратили много денег, создали фильм "За нами Москва". Есть мнение, что Союз писателей выступает против того, чтобы он вышел на экраны, - беседуя по телефону с Марковым, сказал Бауыржан Момышулы. - Что вы, что вы, Бауке, - взволнованным голосом проговорил Марков. - Мы в эту вотчину не лезем. Мы не имеем права вмешиваться в дела кинематографистов, другое дело, если иногда мы просто вносим поправки в сценарий. Я видел этот фильм. Мне он очень понравился. - Раз так, то напишите свое официальное заключение, - решительно сказал Бауыржан Момышулы, - где укажете свою реальную точку зрения, которую вы сейчас только мне поведали. Бауыржан Момышулы положил трубку и попросил Баскакова предоставить ему автомобиль буквально на полчаса для того, чтобы он мог забрать заключение Союза писателей. Через два часа было принято решение Государственного комитета по кино, где говорилось о том, что фильм должен быть принят на первый экран по высшей категории. Позднее решением ЦК Москвы с этой картиной Бауыржан Момышулы отправился на Кубу, где Фидель Кастро и его брат оказали ему радушный прием. Фильм был продемонстрирован на главной площади Гаваны. Военные Кубы пребывали в таком восторге, что выражали свое отношение выстрелами в экран. Этот фильм получил мировое признание. Так, на фестивале во Фрунзе "За нами Москва" был назван лучшим фильмом о войне и завоевал пять наград из девяти возможных. | |
Просмотров: 1566 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|