Разработка бинарного урока русской литературы и всемирной истории с применением компьютерных технологий Авторы: учитель русского языка и литературы высшей категории Пузикова Татьяна Николаевна учитель истории первой категории Борисенко Елена Борисовна Адрес: Казахстан, ВКО, Семей, ул. Ибраева, 130, 52 28 79, 52 20 18. Тема урока: «Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Тема тоталитаризма и его последствий в истории и литературе". Цель урока. На материале повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» и на основе исторических документов подвести учащихся к пониманию ошибочности идеи тоталитаризма и трагичности его последствий. Задачи урока. 1. Учащиеся задумаются о проблемах, которые поднимает А.Приставкин в своём произведении; о влиянии тоталитарного режима на судьбы детей в годы Великой Отечественной войны; продолжат работу по анализу художественного текста и исторических документов. 2. Учащиеся подумают о дружбе между народами, о долге, любви и ответственности за свои поступки. 3. Учащиеся будут развивать речь, память, мышление. Оборудование урока. Компьютерные слайды, тексты художественных произведений, исторические документы. Современные педагогические технологии, положенные в основу урока: 1) информационно-коммуникационная технология (компьютерная технология); 2) развитие критического мышления через чтение и письмо). Материал урока рассчитан на два академических часа ( 2 урока). Уроки проводятся в мультимедийном кабинете. Фотоматериалы демонстрируются на интерактивной доске. Часть заданий выполняется на компьютерах. Учащиеся разделены на 4 группы. Рабочие материалы – таблицы, фломастеры, скотч – приготовлены заранее. 1 урок. Ход урока. Слово учителя литературы. Сегодня на уроке мы поговорим о повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Произведение это непростое, проблемы, которые поднимает в нём автор, затрагивают судьбы детей-сирот в годы Великой Отечественной войны. Беспризорный, беспощадный мир детского дома. Со своими законами и со своим беззаконием. Главный враг здесь – голод, испепеляющий человеческую душу, голод, который сводит все мысли, чувства, желания к одному – наесться досыта. Но и за детдомовской оградой нет справедливости. Повесть Приставкина – это война, не освещённая ни вспышками «катюш», ни россыпью победных фейерверков. Война внутри великого многонационального советского народа, многим непонятная, а оттого ещё более страшная. Кто её затеял, и кто за это должен отвечать? Об этом мы с вами вместе подумаем сегодня на интегрированном уроке литературы и всемирной истории, что поможет нам более глубоко и полно разобраться в произведении на историческую тему. Предлагаю посмотреть небольшой слайд-фильм о Великой Отечественной войне. Пока вы будете его смотреть, подумайте, почему изменился цвет с красного на мрачно-серый, какие герои и почему появились в кадрах, и, соответственно, как изменилась тема от начала слайд-фильма к его концу. Демонстрация слайд-фильма сопровождается песней «Вставай, страна огромная…». По окончании фильма выслушать ответы учащихся. Слово учителя истории. «… И стал народ, врагом народа». 22 июня 1941год. Великая Отечественная война. Самая страшная страница в истории СССР. Страна четыре долгих года жила под девизом: «Вся для фронта, все для победы». Ушедших на фронт мужчин заменяли старики с подростками, женщины. У станков на фабриках и заводах, на колхозных полях трудились 40% женщин, 2,5 млн. юношей и девушек в возрасте от 18 лет, 700 тыс. подростков от 10 до 14 лет. Огромная физическая нагрузка, помимо основной работы на производстве - сверхурочные работы (заготавливали топливо, вручную загружали и разгружали вагоны, дежурили в госпиталях, сдавали кровь). Многие подростки стали калеками на всю жизнь. На фронте еще труднее, особенно первые два года. Печально известные приказы №270 и №227 («Ни шагу назад!»), работали в полной мере, не щадили никого: ни генералов, ни солдат. Цена победы - 27 миллионов жизней советских людей. В неблизком тогда 1945 году Главнокомандующий маршал Жуков скажет: «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку, повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтоб приблизить день победы над фашизмом». Из приказа № 270 Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии 16 августа 1941 г. Приказываю: 1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава. 2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть, как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи. Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах. Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии: И. Сталин Зам. Председателя Государственного Комитета Обороны В.Молотов Маршал Советского Союза С. Буденный Маршал Советского Союза К. Ворошилов Маршал Советского Союза С. Тимошенко Слово учителя истории. Беседа с учащимися по личным впечатлениям о содержании и последствиях вышеуказанных приказов. Слово учителя литературы. Детство писателя Анатолия Приставкина тоже выпало на годы Великой Отечественной войны. Это было голодное и беспризорное детство. Анатолий Приставкин и сейчас наш с вами современник, всеми уважаемый человек. Предлагает послушать сообщение учащегося об Анатолии Приставкине. Индивидуальное задание: сообщение учащегося об А.Приставкине. на экране – кадр с портретом писателя и обложки разных изданий его книги. Вопрос. Художник-иллюстратор выносит на обложку издания эпизоды или мотивы, отражающие главную мысль произведения. Попробуйте сформулировать мысль, которую отразили художники на разных изданиях. Ответы учащихся. Слово учителя истории. Почему это могло произойти в советском государстве? Над этим вопросом я предлагаю вам подумать сейчас. Но прежде познакомимся с некоторыми документами. На экране слайд с изображением документов: приказов №270 и №227. Учитель истории обращается к ним по ходу работы на уроке. Из Указа Президиума Верховного Совета СССР. 26 декабря 1941 г. 1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности… считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. 2. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Из приказа народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г. 1.Военным советам армий и прежде всего командующим армиями: а) безоговорочно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду; б) формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной… Из приказа № 270 Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии 16 августа 1941 г. Приказываю: 1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава. 2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть, как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи. Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах. Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии: И. Сталин Зам. Председателя Государственного Комитета Обороны В.Молотов Маршал Советского Союза С. Буденный Маршал Советского Союза К. Ворошилов Маршал Советского Союза С. Тимошенко Слово учителя истории. Беседа с учащимися по личным впечатлениям о содержании и последствиях вышеуказанных приказов. Вопросы: 1) Дайте моральную оценку этим документам. 2) Могли ли такие приказы появиться в демократическом государстве? В: Что такое тоталитаризм? О: Тоталитаризм – режим, регулирующий все стороны жизни человека, включая его внутренний мир. Задания по группам. Учащиеся работают в 4 группах в течение 20 минут. 2 группы выполняют задания по истории –«историки», 2 группы выполняют задания по литературе –«литературоведы». По окончании защита в течение 3 минут на каждое выступление. Выступают согласно порядку ниже. Одному из учащихся даётся индивидуальное задание (см. ниже). Индивидуальное дифференцированное задание для хорошо успевающего ученика (история). Ф.Ф. Раскольников. Открытое письмо Сталину. Вопросы: 1) Какие черты тоталитарного режима можно установить в письме Раскольникова? 2) Значение репрессий в тоталитарном обществе? 1 группа заполняет таблицу(история) «Характерные черты советского общества 30-40е годы». Работа выполняется на интерактивной доске следующим образом: нижеперечисленные слова вставить в таблицу, заполнив соответствующие графы. Экономика Политика Культура Национальные отношения Социализм Милитаризм Отсутствие свободы труда Однопартийная система Отсутствие свобод Репрессии Культ личности Идеология Цензура Унификация Атеизм Русификация Бесправие союзных республик Социализм, идеология, милитаризм, цензура, отсутствие свобод, унификация, атеизм, однопартийная система, русификация, бесправие союзных республик, отсутствие свободы труда, репрессии, культ личности 2 группа: анализирует письмо девочки товарищу Сталину. Письмо Сталину в январе 1937 г. 12-летней Нины Шевцовой, дочери бывшего единоличника-середняка: «Здравствуйте, дорогой товарищ Сталин, наш любимый вождь, учитель и друг всей счастливой Советской страны. Дорогой товарищ Сталин! Я слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь детям хороша, они учатся в школе, широко открыты им двери в школу. Это, конечно, верно, дорогой товарищ Сталин. Дорогой Иосиф Виссарионович, я и также мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас отобрал сельсовет в 1035 году. И вот уже второй год мы живем без коровы и лошади. Теперь у нас в настоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет неправильно на нас положил налог. Он такой большой, что уплатить мы его не в силах… Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей девочке 14 лет и самому младшему 2 года. Дорогой товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, так как нет питания, и к тому же у нас очень сильное малокровие. Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я надеюсь, что вы окажете нам какую-либо помощь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу». Вопросы: 1) Найдите противоречия в письме девочки 2) Чем объясняется такое преклонение перед Сталиным? По окончании слушания учащихся задать вопрос: Почему в СССР в 30е годы стало возможным создать тоталитарное общество? Слово учителя литературы. Обращается к тексту повести «Ночевала тучка золотая». Читает начало повести со слов «Это слово возникло само по себе…» до слов «…название КАЗБЕК». С первых строк повести читатель окунается в атмосферу детского дома, в котором царствовал один правитель – ГОЛОД, а верхом мечтаний была ХЛЕБОРЕЗКА, в которую невозможно было проникнуть, да что там проникнуть, даже одним глазком посмотреть на «гору» хлеба, перед которой терялся какой-то КАЗБЕК. Но слово «Кавказ» витало в сознании детдомовцев, и никто не знал, откуда оно взялось и что это такое… Кадр с изображением обеда в детском доме. Задание. Учитель предлагает учащимся подумать о том, каким был хлебный паёк для ребёнка-детдомовца, отрезать примерно такой величины ломоть от буханки ржаного хлеба. После выполнения задания учитель истории говорит о том, что паёк для неработающего составлял 200 граммов хлеба в сутки и показывает сам. Слово учителя литературы. Предлагает учащимся по группам выполнить задания по анализу эпизодов. Две группы работают за столами. Две группы работают за компьютерами. Работу учащиеся выполняют одновременно. На первом уроке желательно прослушать ответ первой и второй групп. На втором уроке раскрывается тема «Депортация народов в годы войны», поэтому рациональнее ответы третьей и четвёртой групп прослушать на втором уроке. 3 группа (литературоведы. Диаграмма Венна выполняется на интерактивной доске. 1. Озаглавить отрывок: 2. Составить диаграмму Венна; 3. Охарактеризовать братьев Со слов: Если бы, конечно, сложить двух Кузьменышей в одного человека, то не было бы во всем Томилинском детдоме им равных по возрасту, да и, возможно, по силе. До слов: А Кузьменыши первые в другом. Они первые поняли, как прожить им зиму сорок четвертого года. Кадр «Кузьмёныши» 4 группа. Концептуальная таблица выполняется на интерактивной доске. 1. Озаглавить отрывок 2. Заполнить концептуальную таблицу Со слов: Что же касается Кузьменышей, то нет у них на всем белом свете ни одной, ни единой кровинки близкой... Ни здесь и нигде вообще! До слов: Взвыть захотелось Кольке! Грызть деревянную полку, на которой лежал! Уткнулся он лицом в сухие доски, голову руками зажал, чувствовал, что еще немного, и плохо ему будет. Закричит, заревет зверем на весь вагон, так его скрутило от чужого праздника. Да и Сашке, видать, не легче. Он кусочек Кольке назад вернул. Пример из текста Комментарий Голод Непрощение Любовь Прослушиванием ответов учащихся заканчивается первый из двух часов, выделенных на изучение темы. 2 час начинается с подтемы «Депортация народов в годы Великой Отечественной войны». Слово учителя истории. Депортация – насильственное переселение людей, народа. Историческая справка: Политика переселения людей была не новой и практиковалась в разных странах, в том числе и в царской России. Малообжитые регионы Сибири, Казахстана, Дальнего Востока заселяли в основном ссыльными революционерами и участниками различных восстаний. В годы советской власти Казахстан явился основным регионом, принявшим на свою землю людей разных национальностей. Хроника депортации. 1938 год – Конфликт с Японией. С Дальнего Востока переселяют 100 тысяч корейцев. 1939 год – Начало II мировой войны с западных регионов 102 тысячи поляков. 1941 год – в центральных Казахстан переселяют полмиллиона немцев с Поволжья. 1944 год – С Кавказа выселяют более полумиллиона чеченцев, ингушей, карачаевцев, башкир, калмыков. 1946 год – 4,5 тыс. крымских татар. 1948 год – 27,8 тыс. турок - месхитинцев. По данным III Управления народного комиссариата государственной безопасности на октябрь 1946г. на спецпоселении находилось 2463440 тыс. человек, из них 979182 тысяч детей до 16 лет. Вопрос: Как вы думаете, какие мысли стали причиной депортации целых народов? Ожидаемый ответ: Основные причины: 1) Возможность предательства (корейцы, немцы). 2) Несогласие с режимом (поляки). 3) Обвинение в предательстве (Кавказ). Документ о переселении немцев. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года Далее учащиеся получают задания по группам по анализу исторических документов и текста повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Следует поменять задания «историкам» и «литературоведам». На выполнение заданий отводится 10 минут, затем ответы и их обсуждение. Задания по литературе можно оформить на компьютере. Кадр с изображением железнодорожного состава. 1 группа: Документ, обвиняющий кавказские народы в предательстве. ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ АССР ЛИКВИДИРУЕТСЯ С ВЫСЕЛЕНИЕМ ЕЕ НАСЕЛЕНИЯ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР 25 июня 1944 г. «...Многие из чеченцев и ингушей, подстрекаемые немецкими агентами, присоединились добровольно к организованным немецким формированиям и выступили с оружием в руках против Красной Армии. Большая часть населения Чечено-Ингушской республики не оказала этим предателям никакого сопротивления. Поэтому Чечено-ингушская АССР ликвидируется с выселением ее населения». ХРОНИКА ЛИКВИДАЦИИ Государственный Комитет обороны Товарищу Сталину 23 февраля 1944г. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имели место 6 случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 часов утра вывезено из населенных пунктов 94 тысячи 741 человек, то есть свыше 20 процентов, подлежащих выселению, погружены в железнодорожные вагоны из этого числа 20 тысяч 23 человека. Л.БЕРИЯ *** Государственный Комитет обороны Товарищу Сталину 1 марта 1944 г. По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны – 478479 человек, в том числе 91250 ингушей. Погружены 177 эшелонов, из которых 157 эшелонов уже отправлены к месту нового поселения. Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района оставались не выселенными 6 тысяч чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в два дня. Операция производится организованно и без серьезных случаев сопротивления и других инцидентов… За время проведения операций арестовано 1016 антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Л.БЕРИЯ *** Государственный Комитет обороны Товарищу Сталину 7 марта 1944 г. В проведении операции принимали участие 19 тысяч офицеров и бойцов НКВД, стянутые с различных областей, значительная часть которых до этого участвовала в операциях по выселению карачаевцев и калмыков и, кроме того, будут участвовать в предстоящей операции по выселению балкарцев… В результате проведенных трех операций выселены в восточные районы СССР 650 тысяч чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев. Л.БЕРИЯ Последствия депортации. Причины обвинения. Вопросы к документам. 1) Как в документе объясняются причины выселения народов? Считаете ли вы эти объяснения убедительными? 2) Возможно ли, на ваш взгляд, говорить о предательстве целого народа? 3) Как можно объяснить методы, применяемые при выселении народов? Почему с ними соглашались большое число людей, участвовавших в выселении? 4) Как эти документы характеризуют национальную политику сталинского руководства в военные и послевоенные годы? Обсуждение проблемы сопровождается демонстрацией слайдов. 2 группа. Метод депортации. МЕТОДЫ ДЕПОРТАЦИИ … Ранним утром 23 февраля 1944 года вооруженные солдаты под дулами автоматов согнали беззащитных людей к железнодорожным станциям. «Телячьи вагоны» плотно забивались стариками, женщинами и детьми, (мужчины были на фронте) и жестоким конвейером отправлялись на восток. На снежной дороге смерти остались тысячи трупов, которые не разрешали хоронить. По свидетельству очевидцев, в некоторых районах, особенно в горных, выселение сопровождалось особой жестокостью - солдаты расстреливали больных, отставших, не понявших приказа, да и так просто – «при попытке к бегству». Позднее стало известно и об изуверских актах геноцида в труднодоступных горных ущельях, где приказ, предписывавший очистить горы от народонаселения в течение 24 часов, не мог быть выполнен к сроку. ***В Хайбахе у конюшни колхоза им. Л.П.Берия собрали людей со всех окрестных хуторов и сел. Один офицер приказал, чтобы те, кто не может идти, зашли в конюшню, там подготовлено место, завезено сено и утеплено помещение. В эту конюшню стали заходить старики, женщины, дети, больные, а также и здоровые люди, присматривающие за своими больными и престарелыми родственниками. Там находились и здоровые люди, которые предполагали, что их вместе с нетранспортабельными могут увезти на машинах, лошадях. Некоторые говорили, что их вывезут оттуда на самолетах. По моему подсчету, туда зашло 650-700 человек, так как все они заходили на моих глазах. Остальных людей отправили через с.Ялхорой в с.Галашки и оттуда до ж.д. станции. Примерно в промежутке с 10 до 11 часов, когда выселили здоровую часть населения, ворота закрыли. Слышу команду: "Огонь!". Тут сразу вспыхнул огонь, охватив всю конюшню. Оказывается, заранее было подготовлено сено и облито керосином. Когда пламя поднялось над конюшней, то люди, находившиеся внутри конюшни, с жуткими воплями о помощи выбили ворота и рванулись к выходу. Гвишиани, стоявший недалеко от этих ворот, приказал: “Огонь!”. Тут из автоматов и ручных пулеметов начали расстреливать выбегающих людей. Выход у конюшни был завялен трупами. Один молодой человек выбежал оттуда и метрах в двадцати от ворот его настигли пули автоматчиков. Выбежали еще двое, но их у ворот также расстреляли. Я подбежал к Гвишиани и попросил у него, чтобы прекратили произвол. Гвишиани ответил, что на это есть приказ Берия и Ceрoва и попросил не вмешиваться в это дело, иначе, мол, как и они погибните здесь. Капитан Громов также начал возмущаться по поводу уничтожения людей. Мы с Громовым больше ничего не могли сделать..." ***…Это было только началом депортации. В транспорте, который двигался почти месяц в Казахстан, по сводкам и донесениям, погибли до 50% всех чеченцев и ингушей, в основном — детей, — от голода, холода и эпидемии тифа: «На коротких, глухих стоянках, на безлюдных разъездах, возле поезда, в черном от паровозной копоти снегу хоронили трупы. Не разрешалось отходить от поезда более, чем на 5 метров, — стреляли на месте» (Н.Ф.Бугаи. “Правда о депортации чеченского и ингушского народов», журнал "Вопросы истории", 1990, №7). Только в первые 2-3 года в Казахстане погибло до 20% переселенцев. 3 группа. Задание по литературе. 1. Озаглавьте отрывок. 2. Составьте по тексту отрывка пятистишие. Со слов: Но об одном, что видел тут, на станции, он промолчал. О странных вагонах на дальнем тупике за водокачкой. На те вагоны он набрел случайно, собирая вдоль насыпи терн, и услыхал, как из теплушки, из зарешеченного окошечка наверху кто-то его позвал. До слов: И забылась, стерлась странная такая встреча на станции Кубань с эшелоном, из которого к нам тянули руки наши сверстники: "хи! хи!"Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они - одни на север, другие - на юг. Мы были связаны одной судьбой. Кадр с изображением железнодорожного вагона 4 группа. Задание по литературе. 1. Озаглавьте отрывок. 2. Выберите три ключевых слова и объясните свой выбор Со слов: Неосознанная тревога, возникшая во время долгого пешего пути от станции, с приходом на место не исчезла и не растаяла, а стала даже сильней. До слов: Может быть, от ужасной догадки, что не ждет нас на новом месте никакое счастье. Впрочем, мы и не знали, что это такое. Мы просто хотели жить. По ходу ответов учащихся демонстрируются слайды с изображением фотографий документов о депортации и пейзажей Кавказа и проводится беседа о том, что плодородные земли Кавказа стояли пустыми: те, кто выращивал это изобилие, больше здесь не жили. Но в то же время были целые районы, непригодные для жилья – шла война, были большие разрушения. Поэтому на Кавказ насильственно переселялось население из разных районов Советского Союза. Беседу проводит учитель истории. Слово учителя литературы. Беседа по тексту повести «Ночевала тучка золотая» Приставкина но основе «толстых» и «тонких» вопросов. 1) Зачем привезли на Кавказ детей из детского дома, среди которых братья Кузьмины? 2) Зачем приехала сюда вдова погибшего лётчика Регина Петровна? 3) Как попала сюда тетя Зина? 4) Проводник Илья? 5) Какое чувство объединяет тех, кто живёт сейчас в пустой деревне? Почему? 6) Какая трагедия произошла в жизни Кольки? 7) Почему он не похоронил брата, а отправил его в бесконечное путешествие в ящике под вагоном? 8) Кто спас Кольку от душевного потрясения и тяжёлой болезни? Беседа сопровождается демонстрацией слайдов с изображением чеченцев. Выразительное чтение отрывка из повести: внутренний монолог Кольки, когда он везёт брата в последний путь. "Вот, - сказал, - небось сам слышал, как солдаты, наши славные боевые бойцы, говорили... Едут чеченов убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот, если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живое увидел, то спросил бы его, зачем он разбойничает? Зачем всех кругом убивает? Разве мы ему чего сделали? Я бы сказал: "Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, видишь, как выходит... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты - погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?" Слово учителя литературы. Вопрос. В каком эпизоде повести автор поднимает тему интернационализма? Ответ. При изображении жизни детей в детприёмнике. Чтение отрывка из текста учащимися в группах и работа по нему на основе «толстых» и «тонких» вопросов. Со слов: Из Грозного ребят перевели в детприемник, где держали выловленных и собранных беспризорных перед тем, как отправить их в разные колонии и детдома. До слов: Они, как все мы, выжидали, как повернется их судьба. Слово учителя литературы. Определение основной мысли текста путём подбора эпиграфа. В. Какие строчки из стихотворений могли бы стать, по вашему мнению, эпиграфом к уроку? Объясните свой выбор. Я думал: «Жалкий человек, Чего он хочет?.. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? М.Ю.Лермонтов «Валерик» Двадцатый век сурово хмурит брови. Мы – дети века, стыд нам и позор. Ведь никогда так много лжи и крови Не проливалось до сих пор. Расул Гамзатов Но голос памяти правдивой Сулит беспамятность, беду… Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу. А.Т.Твардовский Учащиеся обсуждают и предлагают свои варианты. Слово учителя истории. Подведение итогов урока. Проводит параллель с совеменной историей. Предлагает учащимся прослушать песню Игоря Талькова «Я мечтаю вернуться с войны…» и задаёт «толстые» вопросы по содержанию. Домашнее задание. Написать эссе «Нас было двое: брат и я…»
|