Главная » Статьи » Из дальних странствий возвратясь |
Татьяна Цафт, руководитель научного общества «Хранители ноосферы» ОШ № 134 г. Караганды. «Драматические страницы истории памяти нашей Степи в документальном фильме журналистов из США, Англии и Швеции» История нашего города удивительная и незабываемая. 9 февраля 2014 года жители города Караганды отмечали 80-летний юбилей. Память – это таинственный, только человеку присущий дар, и было бы невозможным здесь даже просто перечислить все дававшиеся ей объяснения, все созданные о ней теории. В этом, однако, нет и нужды, ибо сколько бы ни старался человек понять и объяснить смысл и механизм памяти, дар ее, остаётся, в конце концов, необъяснимым, таинственным и даже двусмысленным. Одно, несомненно: память — это способность человека «воскрешать прошлое», хранить в себе знание о нем, что делается уже многие-многие годы в нашей исторической памяти. В июле 2015 года в Караганду приехали известные иностранные журналисты и операторы, которые будут снимать фильм об АЛЖИРе и КарЛАГе, музеях жертвам политических репрессий расположенных в Астане и Караганде. Съёмки фильма в Караганде проводились тщательно, учитывая историю города, который был построен практически «на костях». Судьба многих жителей связана с КарЛАГом – это будет центральным направлением фильма корреспондентов из США - Кена Окрла, Англии - Тэо Гобла и из Швеции - Микаэля Стрэнберга. Задавали массу вопросов всем, кто приехал к ним на встречу. Переводчица Юлия Пертникова из Института «Болашак» удивлена механизмом встречи иностранцев с людьми, чья судьба, напрямую, связана с депортацией и репатриацией. (Депортация народов — одна из форм политических репрессий. Основными особенностями депортаций, как репрессий были их внесудебный характер, контингентность и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания. Репатриация (от лат. repatriate) — возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая). Депортациям сталинского режима в СССР подверглось множество этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей, немцы, поляки, азербайджанцы, курды, ассирийцы, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, хемшины, армяне-«дашнаки», турки, таджики и многие-многие другие. В первую очередь иностранные журналисты для фильма выбрали мою семью. Судьба моего супруга, связана с депортацией родных и близких. Из Москвы в Караганду была сослана семья моего отца - Лунина Виктора Андреевича, а из Австрии, Польши, Молдавии, Украины, России в Казахстан сосланы родственники моего супруга - Цафт Рудольфа Эдвиновича. Его бабушка Берта Цафт в 1940-м году. Немцы Казахстана - меньшинство и составляют небольшой процент населения. Сегодня они живут главным образом в центральной части страны между городами Астаны и Оскеменом, большинства, являющегося городскими обитателями. Большинство из них - потомки волжских немцев, которые были высланы к казахскому SSR (теперь суверенное государство Казахстана) от волжских немцев – Автономная Советская Социалистическая Республика в начале второй мировой войны, наверное, поэтому депортация перемещала семью в течении многих-многих лет, а значительные части немецкого сообщества были заключены в тюрьму в советскую систему трудовых лагерей. Приблизительно одна треть из них не переживала трудовые лагеря. Методы, чтобы достигнуть той цели включали запрет на общественное использование немецкого языка и образования на немецком языке, отмене немецких этнических праздников и запрета на их соблюдение публично, запрет на переселение среди других. Те меры были предписаны Сталиным даже при том, что Волжское немецкое сообщество в целом никоим образом не было связано с Нацисткой Германией, а Волжские немцы были лояльными гражданами Российской Империи - позже СССР, в течение многих столетий. Это закончилось, однако, когда thraws Хрущева учёл действительность этого народа. Надо выразить огромную благодарность Карагандинскому областному обществу «Немецкий центр «Wiedergeburt» за возможность воссоединения немецкого народа, с учётом культурной, образовательной, социальной общности и медицинской помощи. Мой отец: Лунин Виктор Андреевич, из его паспорта, который он никогда не менял, известно, где прошло его детство , первые 14 лет жизни. Год рождения:8 января 1929, город Москва, Краснопресненский район, ул. Беговая.( Пользуясь интернетом, мне удалось узнать, что этот дом был построен для сотрудников НКВД, дядя моего отца работал в органах.) В военное время семья отца очень бедствовала. У матери, Шавриковой Татьяны Наумовны, на руках было трое детей: Лунин Виктор Андреевич, Лунина Валентина Андреевна, затем родилась и Лунина Нина Андреевна. Отец пропал без вести, когда фашисткие войска стояли у стен города Москвы, в 40 км от центра города. Лунин Андрей ( мой дед) был книгопечатником, у него было плохое зрение, на фронт он не был призван. Печатал листовки: «Родина мать – зовёт!», а когда у стен Москвы стали разрываться снаряды дед пошёл в комендатуру, чтобы записаться добровольцем на защиту столицы. В этот день он не пришёл проститься с семьёй. До сих пор никто не знает, что случилось с моим дедом. Бабушки не стало в 70-м году. Часто, со слезами на глазах, отец рассказывал , если бы не эти суровые зимние дни 1942 он никогда бы не попал в Караганду, но судьбу депортированных не переделаешь. Почему они не вернулись в Москву после войны, так и осталось семейной тайной. Остались домыслы, обрывки фраз о дворянском происхождении (документально это не подтверждено). В Москве проживает много родственников: в Чертаново, Реутово. Сестра моей бабашки: Шаврикова Елена Наумовна, проживала в Новогиреево, захоронена на Ваганьковском кладбище. Многонациональная страна – Казахстан, которая уже много лет поражает иностранцев судьбой каждого гражданина. На мой взгляд, "казахстанцы" - такой же обособленный субэтнос, как сибиряки или поморы. Даже те, кто вернулись в Россию, чем-то неуловимо отличаются от других соотечественников. Очень много вопросов английский оператор Тэо Гобл задавал Закурдаевой Елене Наумовне, семья, которой была депортирована из Забайкальского края. Со слезами на глазах она рассказывала о судьбе своих близких, ведь зимой в степи им приходилось практически выживать. Многие, кто строил железную дорогу в 40-50-х годах, приходилось хоронить под рельсами. Они умирали от голода, холода и болезней, а такое просто невозможно забыть!!! До сих пор там находят человеческие кости. Не надо забывать и о том, ведь Караганда - центр католицизма, христианства и протестанства в Казахстане. Традицию так веровать положили ещё заключённые КарЛАГа, осуждённые за религию, а продолжили многочисленные депортанты - немцы в советской Караганде, которых было больше, чем казахов. Религия возникла на пустом месте, поэтому в Караганде все религии были равны изначально. Оператор из Швеции Микаэль Стрэнберг очень долго снимал фильмы об Исландии, совместно, с оператором из Англии Тэо Гобл, особо, в нашей стране они обратили внимание на деятельность Ассамблеи Народов Казахстана, которая многие годы способствует росту международного авторитета Республики Казахстан, как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан. В беседе об этом на территории «Братской могилы» в поселке Компанейск рассказывал атаман Карагандинского филиала Союза Казаков Степного края - Раков Семён Вячеславович. На встречу с иностранными журналистами приехали молодые казаки - братья Крошневы Дмитрий и Георгий, Вершинин Вячеслав и Хлащёв Владислав в национальной казачьей форме, хотя в этот день температура была выше 35 градусов! По рассказам очевидцев тех событий ( которых давно уже нет в живых!), память как - будто «рисует» суровый февральский день 1931 года, когда на немудрёных повозках, запряжённых усталыми лошадьми, с несложным, наспех захваченным скарбом, прибыли в степную Казахстанскую зону 19 тыс. спецпереселенцев, с семьями, где было много несовершеннолетних детей. По распоряжению уполномоченного НКВД спецпереселенцам дали сутки на то, чтобы в 40-градусный мороз каждый построил себе временную немудрёную землянку, а на следующий день их ждал обоз, который отвозил на работу. Временные жилые постройки, наспех переоборудованные, оптимизированные за многие годы до сих пор напоминают с 1934 года территорию колонии для несовершеннолетних преступников. Детей оставляли одних без пищи, воды на целый день. Через 2-3 дня появились первые маленькие могилки нового кладбища будущего посёлка Компанейск. Родителей умерших от голода и болезней детей хоронили прямо на построенной ими же Железной дороге. (В 70-80-е годы проводимые ремонтными рабочими при закапывании шпал часто находили останки первых строителей. От той жуткой картины у многих просто сдавали нервы. ) Могила, в которой похоронены 19 тысяч спецпереселенцев сосланных из Прибалтики, России, Молдавии, Украины, Татарстана, Чечни, Ингушетии в страшные годы политических репрессий с 1930-х годов, что организовало оформление Монумента Памяти, чем сейчас занимается Союз Казаков Степного края. История посёлка Компанейск просто незабываемая, ведь с 1932 года была расположена колония для несовершеннолетних преступников, которые отбывали свой срок в основном по 58 статье. В 1934 году – это был детский дом для детей-сирот. С тех дней прошло много лет, но в памяти жителей Сортировки, летописи, архивной документации и воспоминаниях известных в городе Караганде краеведов история строительства железной дороги станции Караганда - Сортировочная, Компанейского детского дома им. Н. К.Крупской останется важным звеном между прошлым, настоящим и будущем нашей истории. Сохранить память о детском доме и трагических событиях, которые связаны с ним... и поселком в целом, важно для будущих поколений. Так характеризует свое детище инициатор и создатель единственного в мире Памятника детям-сиротам и сотрудникам детского дома - Алексей Черемисин, Председатель совета выпускников Компанейского детского дома с 1970 года, известный поэт и писатель. Открытие монумента состоялось в Караганде на месте бывшего Компанейского детского дома - 31 мая 2014 года, когда на этой территории отмечали 80-летний юбилей Компанейского детского дома им. Н.К.Крупской, которого уже нет с 1998 года.Алексей Черемисин попал в Компанейский детский дом в 1964 году. Отец погиб, а мама травмировалась на стройке. Стала инвалидом и была не способна воспитывать пятерых детей. Свои детские впечатления Алексей облек в поэтическую форму. Он автор трех изданных сборников стихотворений и поэм. В его произведениях ни тени озлобленности, сожаления о детдомовском детстве. Алексей говорит, что детский дом был и остается для него семьей. Как и в каждой семье, здесь бывало всякое, но и сейчас бывшие воспитанники поддерживают связь. Ныне солидный бизнесмен, Черемисин объездил уже полмира. Но всегда тянет в родную Караганду. «Лучшего места на земле я не знаю», - признается он. Черемисин – мастер спорта по многоборью и всегда подчеркивает важность спорта для становления личности. Говорит, что условия жизни нынче совсем другие и адаптироваться к ним куда сложнее. Отсюда, по его мнению, и те истории несчастий детдомовцев, которые периодически будоражат общественность. Алексей частый гость в детских домах города, он оказывает им всемерную помощь и поддержку. И не устает повторять, что нынешние детдомовцы имеют все шансы на счастливую взрослую жизнь. Только для этого нужны целеустремленность, желание, любовь и вера.И работа закипела. Алексей и его друзья, бывшие детдомовцы, местные жители приступили к очистке территории. Сейчас уже ничто не напоминает о том, что совсем недавно это место было завалено мусором. Остатки кочегарки стали фундаментом монумента. Его основа – Мемориальные Плиты с именами и даже портретами воспитанников, директоров и воспитателей детского дома всех лет. «Мы разыскали имена всех кого могли. Вплоть до бабы Тоси», - говорит Алексей внимательно слушающим его иностранным операторам, снимающим фильм о его детском доме. Одна стена без гранитной доски - выпускники детского дома разбросаны судьбой по всему земному шару, поэтому здесь могут появиться забытые имена выпускников или портреты тех, кто посвятил себя воспитанию сирот. Оператор из Англии Тэо Гобл, снимая часть фильма о Компанейске, со слезами на глазах сообщил, что теперь всегда будет приезжать в Караганду, посещая всё увиденное, которое никому из людей никогда не забыть, ведь его дедушка похоронен на могиле в Спасске. Его судьба закончилась, именно, там. У нас возникли и к нему вопросы: «Как его дедушка попал к нам в Спасск». Нам не хотелось и думать, что судьба деда Тэо Гобла связана со страшной историей второй мировой войны. В завершение карлаговской темы (Акмол, Долинка) отправимся в Спасск - небольшой посёлок в 30 километрах южнее Караганды по трассе Астана-Алмата, то есть главной дороге страны. Среди множества "точек" Карлага Спасск всегда был особенным: в 1941-49 годах здесь находился крупнейший в СССР лагерь военнопленных, в 1949-51 - Луговой лагерь, один из трёх "особлагов" для политзаключённых, существовавших в разное время на территории КарЛАГа, и ещё некоторое время специальным лагерем для инвалидов, покалечившихся на работах в других лагерях. В первую очередь Спасск известен "военнопленным" периодом - здесь находится огромное мемориальное кладбище с памятниками разным народам. Английский оператор сообщил через переводчицу, что теперь о Спасске он знает всё! Очень долго мы все молчали, ведь судьбы народов наших стран, практически, одинаковы. Не хотелось, чтобы такое повторилось никогда и ... ни где! Переводчица Юлия Пертникова стала говорить, что в данное время думают и решают, общаясь только между собой, иностранные журналисты фильма про АЛЖИР и КарЛАГ: «У всех страшная судьба родственников в АЛЖИРе, Спасске, Долинке. Надо через девять месяцев привезти наш фильм тем, кто рассказывал про свою судьбу и судьбу своих близких. Тэо, теперь и твоя судьба связана с судьбой депортированных народов!!!» В заключении нашей встречи руководитель научного общества «Хранители ноосферы» ОШ № 134 г. Караганды - Калгужинова Айман Майлыбаевна подарила гостям книги о Казахстане. Поблагодарив за подарок Микаэль Стренберг из Швеции, на ломаном русском языке сказал: «Никогда и никто не забудет Вашу замечательную страну с такой страшной историей!» | |
Просмотров: 748 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|