Главная » Статьи » Из дальних странствий возвратясь |
У них нет никаких школьных форм, никакого отбора, никаких пожертвований и никаких рейтингов. И всё же система образования Финляндии стабильно занимает верхние строчки в таблицах международных рейтингов. Можем ли мы научиться чему-нибудь у них? – Думается, что если мы хотим добиться в стране инноваций и модернизации, нашим руководителям жизни стоит обратить внимание на некоторые факты. А теперь представим, что у нас 16 кандидатов на каждую вакансию, и из 2000 претендентов к началу занятий должны остаться 120. Теперь отметьте, что мы обсуждаем не прием на юридические и медицинские факультеты в самых престижных британских университетах. Это – Финляндия, и абитуриенты-претенденты отчаянно хотят получить работу по самой популярной профессии в их стране: преподавание. В России такая ситуация выглядела бы как цитата из квазинаучного, но очень фантастического романа, не правда ли? Финляндия стоит на вершине международного рейтинга систем образования в развитых странах уже почти десять лет. Высокое положение Финляндии в рейтинге основано на результатах ее участия в тестировании 15-летних подростков на всем земном шаре по таким предметам, как чтение, математика и наука, в рамках Международной программы по оценке достижений учащихся (PISA). Результаты публикуются Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию. Профессор Яри Лавонен, глава педагогического факультета университета Хельсинки, является человеком с завидной, по мнению некоторых, задачей и соответствующими полномочиями отбора кадров. У него нет никаких сомнений в отношении того, как Финляндия добилась таких результатов. "Мы решили, что у всех учителей должна быть степень магистра – а это дает возможность преподавателям быть на равной ноге с юристами и врачами, – говорит он. – Поэтому педагогическое образование стало очень привлекательно". Статистика показала, что после этого самая амбициозно-настроенная и одаренная молодежь начала стекаться в профессию в связи с ее новообразованным престижем. Всем претендентам дают прочесть некую книгу, а потом долго выясняют, как они поняли эту книгу. После этого у 300 лучших берут интервью, и только 120 из них получат места в университете. "Мы хотим понять, насколько человек подходит для преподавания, – говорит Лавонен. – В прошлом году было труднее поступить на отделение начального образования, чем в медицинский ВУЗ. Соперничество было более жестким". Профессор Лавонен осторожно относится к идее иностранных правительств отобрать лучшее в финской системе образования и проигнорировать остальные составляющие. Есть, утверждает он, вторая часть уравнения: введение системы обязательного бесплатного образования для всех, которое идет рука об руку с процессом вербовки учителей для создания успешной системы образования. Взимание платы за обучение в финской системе образования незаконно, поэтому даже частные школы получают свое финансирование от государства. Финские школы являются всеобщими, так как никакого отбора учеников нет. Они менее формализованы и более демократичны, чем школы, допустим, в Великобритании или в России. Человек в джинсах и расстегнутой рубашке, приветствующий вас в общеобразовательной средней школе Тайвалахти в Хельсинки (это общая школа для детей от 7 до 16 лет), – её директор, Ханну Косонен. Его ученики – как и вообще в Финляндии – не носят форму. Дисциплина выглядит хорошей. Никто не фотографирует учителей, чтобы разместить их фотографии в YouTube. Учителей не преследуют новыми задачами, не держат в страхе перед инспекциями или показателями школы в рейтинговых таблицах. Просто никаких рейтингов или инспекций нет. "Они – хорошо обученные преподаватели, профессора, и поэтому мы доверяем им, – говорит профессор Лавонен. – И это важный момент – они не нуждаются ни в какой инспекции. Кроме того, у нас нет системы национального тестирования. Учителям доверяют оценку их собственных учеников". Возможно, поэтому нет никакого давления сверху, чтобы улучшить результаты успеваемости учащихся в рейтинговых таблицах. Размеры класса меньше чем, допустим, в Великобритании. Косонен ограничивает их до 20 учащихся в первые два года обучения и в шестом-седьмом классах (с 12- и 13-летними учениками). Отбора по способностям нет, потому что в министерстве полагают, что учителя достаточно хорошо обучены и могут работать в своих классах с учениками с широким диапазоном способностей. Если кто-то из учеников отстает, может быть выделен второй учитель, чтобы помочь им нагнать класс. Возможно, тут играет роль то обстоятельство, что в Финляндии в целом семейные доходы не очень разнятся, поэтому социальная мобильность пока еще не представляет серьезной проблемы. Однако этот диапазон начинает расширяться, поэтому в будущем на этот вопрос стоит обратить внимание. Г-н Косонен также указал на другую любопытную особенность финской жизни, способствующую общенациональным блестящим результатам в чтении: решением правительства запрещено дублирование всех иностранных фильмов и телешоу. Это означает, что молодежь может по вечерам смотреть у себя дома такие шоу, как Dalziel и Pascoe, и "Самое слабое звено" Энн Робинсон, – со всем их английским богатством, и за счет этого лучше усваивать английский язык. На конференциях профсоюза учителей в прошлом месяце в Великобритании была озвучена обеспокоенность учителей проблемами с директорами школ, "заглядывающих" в классные комнаты, чтобы проверить стандарты работы своих учителей. Г-н Косонен тоже поступает так, и просит всех учителей в штате самим предлагать идеи для совершенствования своей работы. При этом он не считает себя инквизитором. Нина Коскинен, учитель начальной школы, говорит: "Учителям действительно нравится иметь обратную связь с тем, что они делают, но у нас эта система полностью отличается от Великобритании. В частности, директора должны походить на тренеров". Относительно английской системы тестирования и инспектирования её мнение таково: "В чем же преимущество их метода? Мне кажется, что он лишь обеспечивает дополнительную нагрузку с точки зрения бумажной работы и т.п." Различия между финской и английской системой не останавливаются на обязательном образовании. По достижении 16 лет, молодые люди решают, пойдут ли они по пути академического или профессионально-технического обучения. На университетском уровне всё ещё существует разделение между академическими университетами и политехническими ВУЗами (как называет их правительство), или университетами прикладной науки, как они называют себя сами. Наконец, университетское обучение по-прежнему бесплатно для студентов из ЕС и "своих". Ученик из Британии не потратил бы ни пенни на оплату обучения в Финляндии. Сейчас страна в порядке эксперимента взимает плату за обучение с зарубежных студентов из других стран, но только горстка университетов принимает участие в этом проекте. Томас Вильхельмсон, ректор Хельсинского университета, входящего в сотню лучших университетов в мире, заявил: "Больше всего тут обсуждалось, должны ли мы брать плату с зарубежных студентов. Бесплатное образование рассматривается как главнейшая часть финской системы государства всеобщего благоденствия. Британский пример для нас страшен. Если же брать плату за обучение [со студентов], вы аннулируете часть базового финансирования системы". Было бы несправедливо не указать, что в Финляндии всего лишь около 600 тысяч школьников, по сравнению с семью миллионами учащихся в Англии и Уэльсе. Однако теперь и школы, и университеты Финляндии осаждают немцы, китайцы, тайцы, испанцы и австрийцы, отчаянно стремящиеся узнать рецепт успеха системы. Документальный телевизионный фильм о том, как прошлой зимой Финляндия справлялась с завалами снега, наводит на мимолетную мысль. В какой-то момент снег достигал 80 сантиметров глубиной, но тротуары и улицы с подземным отоплением скоро очистились от него. Служба снегоочистителей в аэропорту гарантировала, что взлетно-посадочная полоса очищалась каждые 30 минут. Быть может, нам нужно послать к ним кого-то, чтобы изучить и этот вопрос заодно? ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ • У всех учителей должна быть степень магистра до начала работы в школе. • • Обязательное обучение начинается в семь лет после добровольно посещаемого детского сада для младших детей, основанного на игре. • • Никакого общенационального тестирования, инспекций или школьных рейтингов. Правительство просматривает от 8 до 10 процентов работ учащихся, чтобы проверить уровень их достижений. • • По достижении 16 лет и завершении девяти лет обязательного обучения, учащиеся продолжают образование в академической или профессионально-технической школе. • • Никакой платы за университетское образование для "домашних" студентов или студентов из ЕС. Пробное введение оплаты за обучение для зарубежных студентов из стран, не входящих в ЕС. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ • Преподавание – профессия для специалистов с высшим образованием, но есть пожелания разрешить бесплатным школам нанимать неквалифицированных учителей. • • Обязательное обучение начинается в пять лет. • • 11-летние ученики сдают общенациональные тесты; на основании результатов тестов составляются школьные рейтинги. • • Рейтинги средних школ основаны на результатах выпускных экзаменов в школе и экзаменов по программе средней школы второго уровня сложности; кроме того, учитываются нормы посещаемости. • • Студенты должны платить свыше 3 000 ф.ст. в год за обучение в английских университетах – а в сентябре 2012 г. эта сумма достигнет максимума в 9 000 фунтов. Студентов из стран, не входящих в ЕС, могут обязать ежегодно платить полную стоимость обучения – до 28 000 ф.ст. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ • Дошкольное образование, хотя и дает детям элементарные знания, но не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (добровольно по желанию родителей). • • Начальное образование (начальная школа) начинается с 6 лет и длится в течение 4 лет. Дети могут получать начальное образование также в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы. • • Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов любого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании. • • По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончивших любое профессиональное учреждение. • • Нынешний ЕГЭ выступает как инструмент манипуляции выпускниками и родителями. • • Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования не дает возможность выпускникам российских школ поступить в большинство западных ВУЗов. • • Коммерциализация российского образования уже сделала российское высшее образование одним из самых дорогих в мире. • • Судя по международным рейтингам, за последние 20 лет качество российского образования существенно ухудшилось. • • По данным Росстата, средняя зарплата педагогов в российской системе образования в 2010 году составляла 13 474 рубля в месяц. Георгий Д. Федосеев, Журналист BCM.ru http://news.bcm.ru/russia/2011/6/24/150092/1 | |
Просмотров: 1362 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|