Трубач Алина Михайловна Учитель русского языка и литературы ОСШ №27 г. Темиртау Линейка, посвященная празднику НАУРЫЗ. 1 ученик. 22 марта, в день весеннего равноденствия, народы Центральной Азии отмечают Наурыз-Новый год . Наурыз- это начало весны, время пробуждения природы, всего живого на земле ,начало сельскохозяйственных работ. В этот день организуют большой праздник, который символизирует изобилие, достаток. В каждом доме накрывают богатый дастархан, главным блюдом которым является наурыз- коже. Все люди в нарядных одеждах ходят в гости друг к другу, желают здоровья, процветания, мира, благополучия. Во время Наурыза забываются старые обиды, прекращается вражда между соседями, родственниками. Праздник сопровождается народными гуляниями, айтысами, конноспортивными состязаниями, песнями и танцами. Наурыз- как символ обновления, очищения прихода весны, зарождения новой жизни, любви и красоты - красной нитью проходит через многие литературные произведения и научные труды гениев средневекового Востока - Махмута Кашгари, Абу Райхан Бируни, Фирдоуси, Алишера Навои, Омара Хайяма. 2 ученик. Наурыз имеется в календаре народов Индии. Ирака, Афганистана, Ирана, Средней Азии и Казахстана. В древности этот праздник назвался "Улыс"- это был Новый год степных кочевников. Первый день 22 (9) марта - "Улыстын улы куни" (Великий день Улыса) всегда являлся грандиозным, насыщенным по объему праздником. Наступление Нового года совпадало для кочевника с периодом окончания окота скота и днем Великого равноденствия. 1мифологии в ночь с 21 на 22 марта землю обходит старик Кадыр. Садит дерево, посылает людям счастье, благоденствие. Под его "взглядом земля становится плодовитой, и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу. По восточному преданию, в Наурыз мейрамы из под земли возвращается полуденный дух, несущий исцеление слепым и немощным, мир - воюющим, Это время завершения зимовки и подготовки к летнему сезону. 3 ученик. Все это и делало Наурыз большим народным праздником для кочевого казаха. С приближением Наурыза аулы преображались. На юртах появлялись своеобразные флаги - символы племен. Мужчины расчищали родники, места стоянок, старики сажали деревья. Женщины вышивали яркие панно для украшения праздника. Готовясь к Новому году люди, постригались и ходили в баню, а на праздник одевали новые одежды, в зависимости от материальных возможностей. Торжество начиналось с благословения старца: Этот день называется новым, великим, святым днем. Мы желаем, чтобы у всегда было много молока, чтобы ваши души всегда были открыты, а темные помыслы исчезли навсегда. Желаем в жизни светлого пути. Народу достаток желаем, все плохое пусть в землю уйдет. 4 ученик. Праздничный дастархан в этот день состоял из 7 предметов, каждый из которых имел символическое значение. В больших глиняных горшках взбивалось много масла. Кроме традиционного наурыз - коже к празднику настаивали специальный семидневный кумыс, который обладал целебным свойством, а мужики, отведав такого напитка, долго не могли заснуть. Культурная программа. В это день устраивались традиционные игры и айтысы, которые устраивались между юношами и девушками. В игре "Белый буран" имитировалась борьба зимы и лета. Эта же тема звучала и в песенных состязаниях юношей и девушек. Многочисленны были спортивные состязания: традиционные скачки, игры на лошадях, борьба казакша - курес и так далее. Для совсем юных -состязания в беге босиком. 5 ученик. Считалось, что бегунам земля дарит свою тепло и силу. Огромные качели алтыбакан (аналог "зубра", который работает в столичном парке) привлекали в основном молодых. Основным ритуалом было угощение всех обрядовых блюдом. Повсюду слушались добрые слова, поздравления. Очень важным и самым главным был обряд примирения. Те воины, которые раньше враждовали друг с другом, обменивались оружием и ли с одного казана. А на следующей день опять начинали воевать, теперь уже с оружием врага, такова природа человека. Праздник длился целый день и продолжался ночью. А с рассветом все шли к ближайшей возвышенности встречать приход солнца.
|