Встречая Наурыз Родная земля - наша суть и основа основ. И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов. Родные обычаи - добрый и благостный свет, Горящий для нас через тьму поколений и лет. Мухтар Шаханов. Мудрое слово о Родине поэта М.Шаханова сейчас, весной, имеет не только символический смысл, но и самый конкретный. Март, Наурыз, земля пробуждается и ждет добрых и сильных рук человека, хозяина; весна обновляет, вселяет бодрость и новые надежды. А как же иначе - Наурыз! Помните у Абая: И смеется, и песни поёт молодежь, Даже старых по юртам ищи - не найдешь... А если и найдешь, то за пиалой душистого чая, за неспешной беседой. Сегодня вам, кто работает с молодежью, предлагается повести разговор в непринужденной обстановке за чаем о людях, о традициях и обычаях казахского народа, о блюдах национальной кухни, о гостеприимстве и доброте истинного казаха, о весне, о празднике Наурыз, о Казахстане. Такие беседы помогают воспитывать уважение, крепить дружбу между людьми разных национальностей. Можно провести такой праздник и ко Дню Независимости Республики Казахстан, и ко Дню Конституции, но сейчас весна, и разговор о Наурызе. Побеседуйте за дастарханом Каждый участник имеет свой бейдж. Желательно привлечь к подготовке и участию в празднике весь класс. Приглашение гостям готовим в форме гостеприимно открытой юрты. Оформление: 3- В кабинете шесть столов. Каждый имеет свою «хозяйку» и «хозяина», которые угощают своих одноклассников и гостей. За столом 6-7 человек. Праздник рассчитан на 30-40 человек, так как большее количество участников не позволило бы создать обстановку «семьи» единения. 4- На доске шанырак юрты, слова эпиграфа к уроку. Кулинарные рецепты казахской кухни, оформленные в альбом. 5- Выставка материалов, помогающих изучать литературу Казахстана, его культуру, традиции, обычаи, обряды казахского народа. Учитель. Дорогие друзья! Уважаемые гости! Поздравлю Вас с праздником Весны, с Наурызом, с Новым годом по восточному календарю. Настроение у казахстанцев отличное, все готовят праздничный дастархан. И мы с вами сегодня тоже собрались за дастарханом, чтобы отведать блюда национальной кухни, поговорить, выпить душистого чая. «Тµрге шыѓыњыз»: - так приглашают у нас на почетное место за дастарханом. Ведущая (девушка). «Тµрге шыѓыњыз»: - присаживайтесь поудобнее, вы - наши гости, мы вам рады. Ведущий (юноша). «Тµрге шыѓыњыз»: - отведайте угощенья пообщайтесь, улыбнитесь, ведь у нас с вами праздник. Девушка. И как водится за дастарханом начинает нам праздник Той - бастар. Юноша. Вначале было Слово. Недавно мы читали «Слова-назидания» Великого Абая. Сегодня каждый из нас тоже желает сказать своё слово. 3- 1 слово. Отведайте душистого казахского чая, а мы неспешно поведём свой разговор. 4- 2 слово. В обычаях живёт душа народа. В традициях его сила и неизбывная красота. Они отразились и в казахской национальной кулинарии. Учитель показывает книгу «Национальная кухня». Перед вами не только пособие для кулинаров, но и рассказ (может быть? чуточку специфический) об искусстве застолья, свойственного казахскому народу. «Войдите» в нашу книгу, и вы узнаете не только наши кушанья в их неповторимости, но и ощутите мир традиций, связанных с ними, узнаете, как народ чтит их, развивает. Вместо эпиграфа к этой книге можно было взять слова мудрой Зере из романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая», сказанные перед большим праздником: 5- 3 слово. «Сыновья мои, снохи мои? будьте предупредительны и внимательны к гостям! Истинный муж проявляет свое достоинство не только в походе, но и в обращении с людьми. Умирайте от усталости, но не хмурьтесь! Ухаживайте за гостями бодро, радостно, но не шумите и не теряйте меры! Будьте спокойны, немногословны и скромны». Юноша. Давно уже нет на свете доброй бабушки Зере, но смысл этого напутствия освещает сегодня любой дастархан - в юрте ли он раскинут, в городской квартире, у рыбацкого шалаша или в избушке охотника. Девушка. Казахстан множит свои богатства. Как равные, как желанные друг для друга собираются за одним столом и хозяин казах, и гости его - русские, украинцы, грузины. Ныне мы с полным правом можем назвать искусство казахского гостеприимства интернациональным. 6- 4 слово. Традиции казахского кулинарного искусства связаны с теплым отношением к человеку, будь то близкий родственник или случайный гость. Обогреть, угостить, дать отдых ... Согретый вниманием, ты расскажешь, кто, откуда, что привело тебя к гостеприимному огоньку. «Хлеб - соль бери - правду расскажи» - вековечная такая заповедь под небом этого края. 7- 5 слово. Возможно, вам доведется побывать в Казахстане долгожданным или неожиданным гостем. И тогда вас непременно угостят лучшими в мире кумысом, впитавшим вместе с молоком кобылицы целебные свойства сочного разнотравья джайляу. Если побываете на добром празднике последнего дня щедрой уральской путины, то несомненно, отведаете блюдо из свежайшего осетра, на юге республики - окажитесь участником обильного обеда хлопкороба с многочисленными острыми приправами. А в дальней юрте тургайского коневода вы сможете стать участником ужина с традиционным чаем и звуками домбры, где чуткая юная невестка всегда успевает следить за каждым гостем, не ошибется ни чашкой, ни тихим, приветливым, всякий раз верным словом ... Девуьика. И вновь вспомним добрый обычай казахского народа. Сладкий обычай Шашу (бросает в зал конфеты) Музыкальная пауза. Звучит мелодия. Угощаемся. Юноша. На праздник приглашают гостей, и мы пригласили. К нам из Москвы прибыли профессор чайных наук... Девушка. Господин Бубликов Евгений Михайлович и с ним пресс-дива Чайникова Анастасия Юрьевна. Юноша. Встречайте. Входят гости с бубликами (6 связок) на каждый стол по связке. Чайникова. Здесь сегодня пьют чаи? Дорогие вы мои! Мы к вам ехали на праздник, Ох, устали за три дни! (Обмахивается шляпкой. Села). Профессор. Дорогие друзья! Вы сегодня собрались за дастарханом. Я поздравляю вас с замечательным праздником и от себя и от всей московской общественности и от своего коллеги доктора Цейлонского. Желаю вам счастливой жизни, мира и процветания суверенному дружественному Казахстану. И хотя я умираю от жажды и желаю испить пиалу душистого чая (и не одну), все же позволю себе занять ваше внимание коротенькой лекцией. (Достает из портфеля конспект лекции. Читает). Это было в 1638 году. В тот памятный год посол русского царя Михаила Федоровича, вернулся в Москву. Он привез подарок от хана Алтына. Это был превосходный чай, четыре пуда душистого листа! Признался, что и сам пивал сие зелье... Рассказал, как заваривают его, как пьют. Но московский государь лишь разочек отведал восточного дара! Что ж, прошло каких-то 25 лет; и один врач, имевший доступ ко двору, посоветовал Алексею Михайловичу (наследнику Михаила Федоровича) попить чаю; и... «тогда все болезни как рукой снимет», - пообещал он. Полегчало ли царю - нам не ведомо, но следом за царем потянулись к чаю бояре! Пресс-дива. (В руках томик Пушкина). В России любят чай. Да вы об этом знаете. Вспомните Пушкина... «Евгений Онегин». Уютный домик Лариных: Смеркалось: на столе блистая Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки малъчик подавал... • 6 слово. Гостеприимны сегодня наши хозяева. И это неспроста. Гостеприимство - отличительная национальная черта казахского народа. С ним связано множество легенд, ритуалов, обрядов, обычаев. Многие из них - прямое свидетельство сложившегося в глубокой древности кочевого образа жизни. Из простых и строгих законов дальнего перехода начинали складываться в народе понятия о доблести, чести, мужестве, щедрости и конечно же5 о гостеприимстве и кулинарном искусстве. Юноша. Как всегда, мужа? сына провожает в дальний путь верная спутница жизни: жена, мать. В отдельном хорджуне вынесен провиант. Там «торсук» - мешочек из бараньего рубца. Он должен был лучше термоса сохранять холодный айран. Девушка. А еще мешочек - коже, дорожный обед чабана: молоко с разваренным рисом. А еще - желтоватый круги шелестящих одна об другую лепешек таба - нан. И все это на далекий путь. «Еда джигита - по дороге», - так говорят в народе. Мимо людей и с людьми пойдет чабан. Сквозь прямую, как выстрел, степь. Под солнцем палящим, словно паяльная лампа. От колодца к колодцу, от ручейка к ручейку. • 7 слово. А самым желанным был миг предночной прохлады и люди возле живого огня. Иногда отдыхали прямо под небом, укрывшись плащами. Но чаще всего съезжались к неразобранной юрте. И неизменно каждый вечер усталых путников ждал желтый, словно луна..глоток чая. • 8 слово. Кипит самовар. В аккумане (фарфоровый чайничек) доходит заварка. Баурсаки, конфеты, белый иримшик... И неспешные, искренние беседы о самом заветном и дорогом... • 9 слово. В пиалах чай, чай... «Первый глоток увлажняет губы, второй заставляет забыть одиночество, третий исследует внутренность четвертый отодвигает горе, после пятого готов поспорить с богатырем», - витало над дастарханом древнее изречение, и все согласно улыбались. Юноша. Пейте чай на здоровье. А мы познакомим вас с рецептами национальной кухни. «Хозяева» советуют, как приготовить к чаю блюда казахской кухни. Каждый стол представляет: токаш, шелпек, бидай, коспа, иримшик, баурсак. И, ронечно, наурыз - коже. Все неспешно пьют чай. Девушка. Сегодня я расскажу вам о Наурызе (рассказывает) Звучит мелодия домбры. Играет Утешева Асель. • 10 слово. Но национальная кухня - и здесь уже надо говорить деловым языком - всякий раз своеобычна технологией, способами и приемами которые могут позаимствоваться другими гастрономическими течениями. Примеры такого взаимопроникновения можно встретить, скажем, в Уштобе, где казахи живут бок о бок с корейцами, в Чундже и Панфилове замечательный дастархан сообща сооружают казахи с уйгурами и дунганами, в Пахтааральском районе дружат узбекские и казахские кулинары. При всем своеобразии гостеприимного стола казахов внимательный глаз обнаружит в нем интернациональные черточки... А как же иначе - интернационализм - лучшее приобретение современного Казахстана. • 11 слово. К этому стремился великий акын Абай Кунанбаев. • 12 слово. Форму офицера русской армии носил образованнейший из степняков Чокан Валиханов. 3- 13 слово. Ибрай Алтынсарин часто повторял, что дружба с народами другой нации обогатит казахскую культуру. 4- 14 слово. Об этом мечтал Шакарим. 5- 15 слово. К этому стремился Мухтар Ауэзов. 6- 16 слово. Об этом пишет Олжас Сулейменов. Учитель. Казахстан стал суверенной Республикой. И хотя прошло много лет, вспоминаем: это было трудное время. Теперь оно стало историей. Но слово Дружба не потеряло своей ценности. Дружба и сейчас - главный ориентир всей жизни казахстанцев. Юноша. Независимость - серьезная категория, Политический щит государства. Эту мысль подтвердила история И с коварством, и без коварства. Это словно в бою рукопашном. Ты к ударам готов и броскам Или в деле, воистину важном, Принимаешь решение сам. Дееушка. Но политику дружбы и мира, И единства народов пример Как стабильность страна сохранила После гибели СССР. Юноша. Пожелаем же нашей республике Продвигаться успешно вперед. И в любой политической рубрике Не споткнуться о гололед. Сохранив прозорливую видимость, Стран содружества тесную связь, Сочетать и свою независимость, И совместную прочную связь! Учитель. Этногафы называют национальное застолье «открытым уроком народной педагогики», утверждающим веру во все хорошее, доброе и значительное, что есть в человеке. (Держит книгу «Национальная кухня»). Эта книга - свидетельство долголетнего искусства рождения «вкусной и здоровой пищи», составляющей суть застолья. Девушка. Вы не забыли, что у казахов есть замечательный обычай: Бата - пожелание, благословение. В нем обычно произносящий испрашивает не для себя, а для других людей милостей у Бога. Звучит Бата Учитель. Над плитой горит огонь. Не жалейте труда и усилии - созывайте гостей. А приготовить вкусные национальные блюда помогут вам кулинарные рецепты этой книги и желание общаться с близкими вам людьми. Хорошей Вам, долгой беседы за свежей скатертью современного дастархана! Звучит мелодия, той - таркар. Учитель. Пусть живет и процветает современный Казахстан! Пусть он будет страной мира и дружбы для всех людей. Как правильно, как верно звучат слова русского поэта Михаила Львова: Какие правила и нравы открылись в Казахстане мне... Как вы пленительны и правы в традициях и новизне! Войду ли в дом, я гость желанный: тепло и в речи, и в глазах. Той добротою необманной исполнен истинный казах. По давним дедовским законам, как степь весною, дастархан. Я этот дом добром запомнил, запомнил щедрый Казахстан!
Источник: http://разработала Чичулина Н, П. |