Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
Международная научно-практическая конференция «Новый взгляд на систему школьного образования» Ташимова А.К.,Ситдикова А.Ф. ГУ СОШ №12 г. Экибастуза Введение Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет. Бертан Рассел, философ XX века В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и одной из немаловажных причин мы считаем, огромная перегруженность ребенка в школе, нерациональный режим дня школьника и т.д. Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? Цель: Модель реформирования системы образования как условие сохранения и улучшения здоровья нации. Создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. Задачи: Эффективное использование здоровьесберегающих в процессе обучения и воспитания школьников. Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника. Предполагаемый результат: Распространение полученного опыта работы среди педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся. Систематизация методов и приемов по формированию здорового образа жизни обучающихся. Эффективное внедрение здоровьесберегающих технологий учителями начальных классов. Необходимо реализовывать следующие направления: • обеспечение сохранения и укрепления здоровья школьников; • обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций семьи; • обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагога. В школе трудно всем — детям, родителям, учителям. Почему? Можно ли как-то минимизировать потери здоровья и психики? Для первоклассников, даже хорошо подготовленных к школе, физиологически и психологически зрелых, первые 2-4 недели адаптации очень сложны. Идёт коренная перестройка жизни ребёнка. Меняется всё: режим дня, взаимоотношения с людьми, появляются новые требования и новые обязанности, а самое главное - другой вид деятельности. Как бы ни занимался ребёнок до школы, всё равно это не систематические 4-5 уроков, когда требуется ежедневная интенсивная эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка (долгое сидение в неподвижной позе гораздо труднее, чем любое движение). Организму настолько сложно приспособиться к многочисленным одновременно происходящим изменениям, что физиологи называют это время «физиологической бурей». Родителям не стоит торопиться отдавать шестилетнего ребёнка в школу, прежде надо оценить, по силам ли ему будут предстоящие нагрузки. Трудно не только первоклассникам. У детей, переходящих в среднюю школу, тоже принципиально меняется режим учёбы. Раньше все 4 урока вёл один учитель. Они привыкли к темпу его речи, требованиям. Тут вдруг в первый же день — 5 учителей, 5 разных людей с разными темпераментами, характерами. Даже у взрослого человека в таких условиях будет стресс! К тому же возраст 10-12 лет — начало периода полового созревания. Серьёзные эндокринные перестройки, происходящие в это время, могут снизить внимание, работоспособность, хуже может стать память, а условия работы у ребёнка более интенсивные. Поэтому к концу первого полугодия в пятом классе (как и в первом) у детей часто возникают неврозоподобные расстройства. Ребёнок начинает плохо спать, может стать агрессивным, раздражительным или, наоборот, вялым, заторможенным. У некоторых появляются заикание, страхи, пропадает аппетит. Нужно быть очень внимательным к изменению состояния ребёнка. Не менее сложно и ученикам старших классов - они находятся в постоянном цейтноте из-за необходимости готовиться к сдаче ЕНТ и ПГК. Как помочь детям? Прежде всего, это правильный режим дня. Советы простые, но не соблюдаются, потому что кажутся необязательными. Родители даже кривятся, когда им говоришь о его необходимости. На самом деле рациональный режим действительно помогает преодолеть ребёнку острый период адаптации и нормально чувствовать себя в процессе занятий, потому что и дальше не легче (очень сложные периоды — конец декабря и февраль, когда нагрузка растёт, а силы тают). Режим предполагает полноценный сон. К сожалению, недосыпают даже младшие школьники, не говоря уже о старшеклассниках. Младшие школьники должны спать 10-11 часов, в средней школе — 9-10 часов, старшеклассники — не меньше 8. Ещё реже выдерживается время прогулок. В среднем гуляют 29 минут, а надо 2,5-3 часа. Многие родители говорят: «Три недели в школу походил и заболел», а потому и заболевают, что было чрезмерное напряжение и не было разрядки. Следующее - это режим питания. Наши наблюдения в течение последних лет показывают, что дети не завтракают или завтракают всухомятку, в школе едят плохо (даже если в школе есть горячий завтрак), почти не обедают, редко имеют полдник, но зато почти всегда обильный ужин. У ребёнка должно быть как минимум 4-разовое питание, горячий завтрак, он не должен наедаться перед сном. Ему надо больше фруктов и овощей. Хотя это ситуация спровоцирована режимом работы школы, у младших школьников по5-6 уроков, у старшеклассников зачастую по 7 – 9 уроков Ещё надо обратить внимание на количество дополнительных занятий. В первом классе начинать параллельно заниматься ещё и в музыкальной школе, и в спортивной секции не стоит, надо подождать до 2-го класса. Больше двух дополнительных занятий (например, музыка и иностранный или плавание и рисование) уместить в режим дня одного ребёнка невозможно. Родителям, которые хотят больше, мы советуем взять листок бумаги и посчитать: 10 часов сна, 2,5 часа прогулки, 5 часов школы, 1,5 часа на еду и гигиенические процедуры, хотя бы полчаса на «поиграть» (младших школьников нельзя этого лишать), 2 часа — уроки. На занятия, дорогу до них и всю остальную жизнь остаётся 3,5 часа! И мы ещё не брали в расчёт ни телевизор, ни книгу, ни компьютер, ни общение с родными. Кроме того, большую роль в ухудшении здоровья детей играет большая перегруженность детей в школе. Согласно результатам медицинского осмотра детей нашей школы за последние три года заболеваемость органов зрения возрастает в 4-5 раз (страдает не менее 50% школьников), опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в 4-5 раз (страдает более 40%, нарушением осанки — 80%). Органов пищеварения — в 3 раза (страдает не менее 50%).Нервно-психические расстройства — в 2 раза (страдает 15% школьников). Заболевания эндокринной системы — в 5 раз. Заболевания туберкулёзом — в 2 раза (5,5% детей в выпускных классах болеют туберкулёзом). 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на репродуктивную сферу. Все это способствует появлению государства, в котором подавляющее число граждан, являясь продуктом традиционной системы образования, больны теми или иными заболеваниями. И, в конечном итоге, приведет к его вырождению. Исходя из собственных многолетних наблюдений и опыта работы, мы предлагаем собственный взгляд на реформирование системы школьного образования в целом. Наиболее оптимальным считаем: дошкольное образование продолжать до 10 лет, структура следующая: я\с до 4 лет, средняя группа до 7лет, группа творческого развития ребенка до 10 лет. Основным отличием от традиционного представления о предшкольной группе является то, что на базе данных групп будут работать различные студии и кружки по развитию творческих способностей детей. Например, лепка, рисование, спортивный (различные направления), танцевальный, риторический, пение, игра на музыкальных инструментах в рамках программы музыкальной школы. Аргументируем данное предложение тем, что в начальную школу придет физиологически зрелый ребенок с развитой мелкой моторикой, сформированной опорно – двигательной системой, сознательной социальной ролью, менее подверженный различным заболеваниям, более стойкий к стрессам. И, что немаловажно, профессионально – ориентированный. Структура школы: Начальное обучение: продолжительность – 2 года, возраст 11-12 лет. Среднее звено: продолжительность – 2 года, возраст 13 – 14 лет. Старшее звено: продолжительность – 2 года, возраст 15 – 16 лет. «Школа зрелости»: продолжительность – 1год, возраст 17 лет. Данная реформа предусматривает создание новой школьной программы, а не перекраивание «старой», разработку нормативно-правовой и методологической базы. Также возникает необходимость подготовки новых кадров для работы в группах творческого развития ребенка, в «Школе зрелости». Предполагаемый результат школы нового века: 1) воспитание целостной гармоничной личности с высоким духовно-нравственным уровнем; 2) интеллектуальная и физически культурная личность; 3) конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье – это целый комплекс благополучия. Предлагаемая нами реформа школы даст государству здоровый генофонд. Приложение Деловая игра 1) Что такое здоровье? «Здоровье - от слова здорово!» «Здоровье – это когда ничто не мешает радоваться жизни» «Здоровье – это когда ты готов выполнить любую работу» … «Здоровый бедняк счастливее больного богача» «Здоровье не купишь» и т. д. 2) Работа творческих групп Первое задание. Участникам педсовета предлагается ситуация: «Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам вынужден поменять школу (например, в связи с переездом в другой район, город). Каким вашим требованиям должна соответствовать новая школа, чтобы вы поверили, что она работает в здоровьесберегающем режиме? Итогом обсуждения является список «Ваши требования к образовательному учреждению», отражающий критерии деятельности образовательного учреждения по развитию своего здоровьесберегающего пространства. Второе задание. Группам предлагается обсудить, какие из перечисленных требований не могут быть реализованы у нас и почему. Третье задание. Участники каждой группы составляют список 10 самых главных, на их взгляд, дел администрации школы и педагогического коллектива, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, учителей и персонала образовательного учреждения. Для этого используются списки, полученные по результатам выполнения первого упражнения Четвёртое задание. Каждый участник группы отвечает на вопросы: 1. Что я могу сделать для создания здоровьесберегающей среды в школе? 2. Что я уже делаю для этого? После выполнения третьего и четвёртого задания в творческих группах обсуждаются записи каждого участника и составляются сводные списки группы по предложенным темам. Пятое задание. Каждое предложение (идея) записывается фломастером (маркером) на листке бумаги и располагается на общей магнитной доске. Группы знакомятся с получившимся перечнем. Шестое задание. Посовещавшись внутри группы, участники решают, какие из предложенных решений, по их мнению: a) самые важные; b) реально выполнимые. Седьмое задание. Делегат от каждой творческой группы подходит к доске и проставляет фломастером значок «+» рядом с тремя самыми понравившимися группе предложениями (идеями). Подводятся итоги работы групп. Определяются высказывания, получившие наибольшее количество плюсов. Они становятся приоритетными направлениями работы педагогического коллектива сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Принятие примерного проекта решения. 1. Последовательно и целенаправленно проводить воспитательную работу в процессе занятий по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания. 2. Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. БЕСЕДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ: (проводятся по мере надобности) • «Мой друг – режим» (беседа для родителей и учеников). • «Злоупотребление алкогольными напитками» (профилактическое занятие для учащихся 1-4 классов). • «Нет наркотикам!» (беседа для родителей). • Занятия по предупреждению насилия в 1 – 4 классах (о драках). • Занятия по профилактике курения в школе (1 – 4 классы). • Беседа с курящими детьми и их родителями. • Оформление классного уголка о здоровье «Секреты успеваек». • Сценарий праздника для родителей «Будем беречь здоровье». • «Витаминные препараты в профилактике переутомления школьников» (беседа медицинского работника с родителями). • «Утренняя гигиеническая гимнастика» (беседа учителя физкультуры на спортивном часе). • «Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников» (беседа для родителей) Литература 1. Журнал «Внеклассная работа в школе» № 7 – 2008 год 2. Журнал «Внеклассная работа в школе» № 4 – 2007 год 3. Руководство для родителей «Курит ли ваш ребенок?» 4. Информационно - педагогическое издание «Центр» № 5 – 2009 год | |
Просмотров: 1021 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|