Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы |
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать дверь, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» Артур Шнатюк Работая в сельской школе более двадцати лет, исходя, из своего педагогического опыта я увидела, что у детей постепенно пропадает желание учиться. И младший школьный возраст здесь не исключение. В первом классе у детей ещё сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко второму, третьему классу отношение меняется. Начинают тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебе. Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, сумма знаний постоянно растёт, со временем им становится скучно учиться. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Очень часто мы с коллегами задаём эти вопросы друг другу. Эти же вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Именно поэтому я изъявила желание поехать на курсы нового формата. Для того, чтоб дети смогли учиться с интересом и с удовольствием. Именно поэтому я взяла тему исследования: «Как развивать критическое мышление на уроках русского языка младших школьников». Проходя первый этап обучения учителей, я познакомилась с 7ю модулями программы и поняла, что пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. В своей работе до изменения подхода к обучению я такую задачу не ставила. Моя деятельность была в том, чтобы дать ребёнку определённую сумму знаний, умений и навыков. Сегодня жизнь ежедневно требует новых идей, новых подходов в обучении. На современном этапе обучения стоит вопрос о создании качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. Придя на практику в школу, в первую очередь провела консультирование с администраций школы, чуть позже на педагогическом совете, я встретилась с учителями школы, где постаралась раскрыть изменения и новшества в образовании, которые нас ожидают. Кроме этого я показала несколько новых подходов и стратегий с целью заинтересовать коллег, курсами нового формата. Эффективность этих техник учителя почувствовали на себе. Использовала стратегию «Грани Куба», «Три правды одна ложь», «Бодрячок». В конце своего выступления провела письменную рефлексию, откуда очень много узнала позитивного. Из рефлексии коллег, мне стало ясно, что я их заинтриговала и заинтересовала. Были такие высказывания учителей: Людмила Б. «Содержательное выступление, заставляет многое переосмыслить , особенно роль учителя и роль ученика», Валентина Н. «Заинтересовали, хочется пройти такие курсы, чтоб в дальнейшем с вами работать». Такие высказывания очень помогают и настраивают на позитивный настрой в работе. Они искренне заинтересовались новыми подходами в обучении и тоже, хотят повысить свой профессиональный уровень, через прохождение курсов нового формата. Так же я познакомила и родителей своего класса об изменениях в образовании, о том, что их дети попадают в поле моего исследования, и я буду работать с ними по-новому. Родители очень положительно отнеслись к обновлениям. Объединив, психологическую диагностику и свои наблюдения я стала задумываться о том, что я могу сделать на своих уроках помимо обучения предмету для объединения учащихся в единое целое и создания благоприятного психологического климата в коллективе. Одним из таких решений является внедрение в процесс обучения форму групповой и парной работы, чтобы развить в детях товарищеские чувства, уважение к каждой отдельной личности, а главное повысить интерес к учёбе. Хочется отметить, что до прохождения курсов, я не системно применяла данные формы работы с учениками, а лишь формально. Прежде, чем продолжить следующий урок, всегда проговариваю с детьми ошибки, которые были допущены на предыдущих уроках, именно по работе в группе. Так, например, на уроке Карина сказала: «что мы еще не всегда умеем слушать другие группы, когда они отвечают и что не хватает тишины при выступлении». Таким образом, ученики анализировали свои ошибки и старались совершенствовать свой вид деятельности. Дети приходили каждый день в полном составе, даже те ребята, которые болели. Родители отметили, что дети с удовольствием бегут в школу. Кроме этого, видела горящие глаза детей, когда я заходила в класс. Это меня настраивала на дальнейшее позитивное проведение практики. До прохождения курсов основное содержание урока выстраивала на монологической речи, где большую часть урока говорила сама, а ученики просто слушали. Сейчас же к уроку подходят слова из китайской пословицы «Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать и я научусь». Весь урок кипит новыми идеями, подходами, стратегиями. Дети не ждут готовых ответов, а добывают знания сами, ещё и за каждое задание получают формативную и суммативную оценку. Если продолжить данную тему об изменениях, можно отметить, что сейчас, после знакомства с семью модулями Программы мой фокус расширился. На каждом уроке я планирую интегрировать семь модулей Программы на всех этапах урока. Внедряя в свою практику новую систему обучения, сталкиваешься с различными трудностями. Одна из них – переориентация учащихся на новые формы обучения. Работа в группе, в парах, задания на развитие критического мышления, новые стратегии, работа с ИКТ всё это вызывает у учеников большой интерес к учёбе. Но в то же время я сталкивалась и с тем, что бывают ученики, которые не всегда хотят выполнять задание сообща или просто не понимают происходящее. Поэтому с целью создания атмосферы сотрудничества, перед тем, как начать проводить уроки для успешности обучения постаралась создать коллаборативную среду, где ученики могли себя чувствовать свободно и безопасно в процессе обучения. На мотивационном этапе я провожу различные тренинги «Солнце светит на того…», «Дрозд», «Австралийский дождь» и т.д. Смысл их в следующем: дети и учитель садятся в круг. Учитель говорит: «Солнце светит на того…» и договаривает фразу по своему усмотрению. Дети должны быстро встать и поменяться местами. Так между детьми устанавливался дружеский контакт, улучшается настроение и самое важное, на мой взгляд, создаётся атмосфера эмоционально-положительного настроя. Что говорить, в корне изменилась и подготовка к уроку. Больше уходит времени на подготовку в сравнении с традиционной системой. Свою практическую деятельность стараюсь строить так, чтобы создать условия для развития критического мышления у своих учеников. Если урок организован правильно, то у детей появляется возможность развивать воображение, принимать альтернативные решения, развивать свои возможности. Так очень часто провожу со своими первоклашками игру «Да-нет ка», «Кубик Блума», которые очень хорошо развивают у детей критическое мышление, через построение и формулирование вопросов. Честно говоря, вначале боялась запускать эти стратегии, но оказалось, что дети младшего школьного возраста легко и быстро адаптируются к новым подходам и стратегиям. Таким образом, начиная с первых уроков, я стала вовлекать учеников в диалогическое обучение, что хорошо влияет на развитие речи и расширение словарного состава. Проходя практику на курсах, для себя сделала заметку ,что я не даю возможность детям высказываться так как постоянно стараюсь им помочь, подсказываю им ответы, и опасаюсь, что ребёнок ,который отвечает, может споткнуться, сказать что- то не то, часто повторяю ответы детей. Сейчас работая, в школе по новому формату стараюсь себя контролировать, давать больше возможностей учащимся самим высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. По возможности стараюсь использовать ИКТ. Ученикам очень нравится работать «ручкой» по данной технологии, перетаскивать картинки, выделять общее. А ещё очень любят петь слоги по методике «Зайцева» по ИКТ, для развития скорости чтения, Целесообразность применения ИКТ я вижу в том, что на доске появляется яркий зрительный образ, помогающий быстрому запоминанию у детей. Теперь я стараюсь планировать уроки с учетом возрастных особенностей учащихся, в план урока включались задания уровня АВС в парах и в группах. Каждый ребёнок включен в учебный процесс. Среди плюсов данного типа работы можно назвать следующее: почти все ученики с интересом выполняли все задания, сильные ученики помогают слабым. Талантливые и одарённые ученики почувствовали себя в роли учителя-консультанта. Нравится и то, что дети объективно оценивают себя и свои работы, через формативное оценивание (большой палец, светофор, смайлики, две звезды одно желание, лист самооценки и т.д). Причём если на первых уроках ответ на вопрос Понравился ли вам урок дети отвечали односложно, ,то на последующих отвечали почему? Появился интерес к заданиям, даже соревновательная атмосфера, где учащиеся стараются не отстать друг от друга. И в результате все получают оценку, которая состоит из самооценки, взаимооценки и оценки группы. На таких уроках более 80% класса получают положительные оценки. Если сравнить традиционные уроки, то чаще приходилось натягивать на получение оценки, хотя бы до 50% от класса. Можно отметить из своей практики и то, что работая в группе, дети создают красочные презентации, и, выходя их защищать, стараются подходить творчески. Придумывают девизы, различные движения, обыгрывают различные ситуации, стараются выступать достойно. После проведения уроков, вместе с психологом школы была проведена повторная диагностика по мотивации, результаты не заставили себя ждать, на 23% повысилась мотивация в классе, думаю, что выбранные педагогические стратегии положительно сработали и это хороший результат. Кроме этого, сделала для себя много выводов, о том, на что способны ученики, сама научилась размышлять об эффективности применяемых стратегиях на том или ином этапе урока. Я учила рефлексировать детей свои знания и вместе с ними анализировала свои действия на уроке. Как учитель я получила новый опыт работы с учащимися, пусть я ещё не полностью удовлетворена своими действиями, но я на то и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность «Учитель учится всю жизнь!». Дети от моих уроков получают много нового и интересного, они очень эмоционально выражают свои мысли: «Мы хотим ещё такие уроки!», «А вы всегда так будете вести уроки клёво!». Таким образом, меня дети сподвигли на совершенствование своей профессиональной деятельности. В конце подводя итог выше сказанному, хочется отметить: Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий». Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, это живое взаимодействие интереснее, получаемых готовых знаний, которые мы «впихиваем» в наших учеников традиционно. По старому работать я уже не смогу, а по новому, буду стараться набирать положительный опыт и вносить свои изменения в обновления Казахстанского образования. | |
Просмотров: 2652 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|